Повторительно обобщающий урок — путешествие по Древней Греции


Повторительно – обобщающий урок –путешествие по разделу
«Древняя Греция»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока:  урок –путешествие
Средства обучения:
1) Вигасин А.А. История Древнего мира: 5 класс, -М.: Просвещение, 2010. 287 с.
2) Историческая карта.
3) Иллюстрации по истории Древнего мира.
Цели и задачи урока: 
обобщить и систематизировать знания об истории Древней Греции;
выявить пробелы в знаниях;
совершенствовать умения и навыки при работе с текстом, хронологией, иллюстрациями и исторической картой;
развитие умения ориентироваться в определённой исторической эпохе;
воспитывать у учащихся уважение и бережное отношение к историческому наследию древних греков;
воспитывать дисциплину в классе.
Ход урока
Учитель: Ребята, мы завершили изучение раздела «Древняя Греция».А вам самим интересно знать, на сколько прочны ваши знания?
Давайте проверим.
- Вы знаете, что делали древние греки, когда им нужно было что-то вспомнить?
(обращались к богине памяти Мнемозине)
Давайте обратимся к богине Мнемозине, чтобы она даровала нам способность вспомнить все, что мы знаем.
Отправляемся в путешествие в Древнюю Грецию, чтобы вспомнить и рассказать все, что мы знаем об этой удивительной стране.
Первые препятствия на нашем пути.
Вопрос 1: Где расположена Греция и когда она образовалась?
(более3,5 тыс. лет назад в Европе, в Южной части Балканского полуострова. Большую часть страны покрывают крутые и обрывистые горы, которые делят Грецию на области. Со всех сторон, кроме северной, Грецию омывают моря)Вопрос 2: Какие моря омывают Грецию? (Ионическое, Эгейское,Критское)
Вопрос 3: Назовите самый большой остров на морях? (Крит)
- В далекие времена в Греции существовали независимые города.
Вопрос 4: Назовите несколько таких городов. (Микены, Пилос, Афины)
- Об отношениях между Афинами и Критским царством рассказывают греческие мифы.
Вопрос 5: Что такое мифы?
- Правильно, миф-это представление человека о мире,сказание о происхождении богов и человека.Мифы- это рассказы порожденные народной фантазией,в котором люди объясняли различные явления жизни. В них изображены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении богов, людей, героев.
- Я хочу, чтобы мы сейчас послушали « Миф о Тесее и Минотавре».
- Мы вспомнили очень увлекательный миф и узнали, откуда получило свое название Эгейское море.
- Далее, на нашем путешествии мы ответим на такой вопрос.
Вопрос 6: Как назывались в Греции самостоятельные города-государства?
(полисы)
- В Средней Греции находится область Аттика.
Вопрос 7: Какой город был главным в Аттике? (Афины)
-Афиняне очень гордились своим городом и говорили:
Да ты чурбан, если не видел Афин;
Ты осел- если видел и не восторгался;
А если ты добровольно покинул их- то верблюд.
- Центром духовной и творческой жизни Эллады в 5в до.н.э. были Афины. Перикл приглашал в Афины знаменитых художников , скульпторов, поэтов и философов.
Вопрос8: Чем же занимались жители Аттики ? Какие виды ремесла появились в городах? (кузнечные мастерские, горшечники, сапожники)
Вопрос 9: Что выращивали земледельцы? ( оливки и виноград)
Вопрос10: Где использовали оливки? (употребляли в пищу, делали светильники, в медицине и спорте)
- Сейчас послушаем « Миф о споре Афины с Посейдоном».
Из этого мифа мы узнали происхождение оливковых деревьев , и почему богиню Афину считали покровительницей Аттики.
Вопрос 11: Ребята, кому же в Афинах принадлежала власть? (знати)
Вопрос12: Что означает демос, и какую роль он выполнял?
(простой народ, не участвовал в управлении)
- Неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса против знати. В Афинах началось время установления демократии.
Вопрос 13: Что же означает в переводе с греческого «демократия» ? (власть демоса, простого народа)
Вопрос 14 : вспомните, чьи законы заложили в Афинах основы демократии?
( Солона)
- Отправляясь далее в путешествие вспомнимВопрос15: Кому поклонялись жители Греции? ( разным богам)
- Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним , как называлось место посвященное всем богам .
1. Бог солнечного света. (Аполлон)
2. Владыка Царства мертвых. (Аид)
3. Бог виноделия. ( Дионис)
4. Богиня охоты и природы . (Артемида)
5. Верховный бог, царь богов и людей. (Зевс)
6. Богиня любви и красоты. (Афродита)
7. Богиня мудрости, покровительница знаний. ( Афина)
- Вот и получилось слово- пантеон- священное место богов.
Греки верили, что главные боги живут в роскошных дворцах на вершине горы Олимп.
Раз мы заговорили за Олимп, давайте перенесемся в город Олимпию.
Вопрос 16: Чем знаменит этот город ? (город олимпийских игр)
Вопрос 17: Когда состоялись первые олимпийские игры? (776 году)
Вопрос 18: Кто мог принимать участие в играх? (мужчины)
Вопрос 19: Сколько дней продолжались игры? ( 5 дней)
Вопрос 20: Что свидетельствовало о том, что эти игры считались очень важными? ( даже запрещали вести войну между враждующими городами Греции)
- Задание: Я даю таблицу, где нужно убрать лишнее слово и перечислите виды состязаний.
Единственный вид соревнований, где чемпионами объявлялись владельцы коней и колесниц, а не жокеи – были конные бега.
Этим воспользовалась сестра Спартанского царя Агесилая Киниска , и стала первой женщиной чемпионкой.
- Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.
Задание : Как сказали бы греки?
- Причину ссоры называют …….яблоко раздора
- Уязвимое место……. Ахиллесова пята
- Подарок с коварным замыслом …….Троянский конь
- Путеводная нить……нить Ариадны
- Долгие, полные приключений странствия……Золотое руно
- Между двух огней …… между Сцилой и Харибдой

Мы немного устали и немножко отдохнем. Отдыхать будем в театре.
Вопрос 21: Что же такое театр, что означает это слово в переводе ?(зрелище)
Вопрос 22: Когда возник театр? ( более 2х с пол. тыс. лет назад)
Вопрос 23: С чем связано его зарождение? ( с празднествами в честь бога виноделия Диониса )
Вопрос 24: Что представляли в театре? (комедию и трагедию)
Вопрос 25: Кто выступал в роли актеров? (мужчины в масках )Вопрос 26: А куда еще ходили в Греции только мальчики? (на учебу)
Вопрос 27: Как обучали грамоте в Древней Греции? ( Мальчики передавались после семи лет на попечение отцу или рабу- педагогу, т.е. сопровождавшему ребенка. Обучали грамоте, счету и письму. Знакомили с поэмами Гомера )Вопрос 28: Назовите известные поэмы Гомера. ( Илиада и Одиссея)
Вопрос 29: Что легло в основу поэм?
( Илиада- миф о последнем десятом годе Троянской войны,Одиссея- сказания о странствиях Одиссея из под Трои..)-Осталась загадкой вся жизнь поэта. Сами греки не знали дату его рождения и смерти. Семь городов спорили за честь называться родиной Гомера. Существует легенда, что он был слепым. В наши дни ученые считают что поэмы созданы в 8 в.до н.э..
В конце путешествия мы должны выполнить такое задание : Вставить пропущенные числа и слова.
Задание: Соотнесите дату.
490г до н.э. Марафонская битва
(Битва состоялась между войсками Афин и персидским войском царя Дария. Победа греков остановила продвижение персов в Европу. Персидская держава перестала быть непобедимой.)480 г до н.э. Саламинское сражение
(морское сражение между греческими и персидскими флотами. Греки отстояли свою независимость.)
В самом конце путешествия немного поговорим о приятном, о чудесах. Первый список Чудес Света приписывается Геродоту.
Геродота в истории считают –Отцом истории.
Список появился в Древней Греции в 5 в до н.э. .Было трое Чудес, которые находились на острове Самос:
- Акведук в виде тоннеля
- Дамба в порту
- Храм богини Геры
Позже список расширился до семи. Создателями многих из Чудес Света являются греки.
- Статуя Зевса в Олимпии, 435г до н.э. , скульптор Фидий
- Храм Артемиды в Эфесе, 550гдо н.э., греки и персы
- Мавзолей в Галикарнасе, 351г до н.э., архитектор Пифей-Колосс Родосский, между 292-280гдо н.э., греки
Александрийский маяк, 3в до н.э., греки , династия Птолемеев.
Один ученик нам расскажем об одном из Чудес , по желанию.
На этом я хочу завершить наше путешествие.
Спасибо за участие!
Чтение стихотворения:
Древние греки
Древние греки, античные греки,многим прославились греки навеки.даже порой удивленье берет:ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из наси Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
время для спорта они находили,
и Олимпийские игры они
тоже придумали в давние дни.
Строили греки театры и храмы,
ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
было скульптурное их мастерство!
 Ну, а всего поразительней, братцы,то, что мы с ними могли б изъясняться:«физика», «космос», «медуза», «стратег» –понял бы мигом слова эти грек!Скажешь:«асфальт», «стадион» и «динамо» –скажешь ты это по-гречески прямо!«Библиотека», «театр», «берилл» –так, между прочим, и грек говорил!