Урок — путешествие по Древней Греции


Начало формы
Конец формы
Урок по истории средних веков "Путешествие по средневековому городу»

Активизация познавательного интереса учащихся - подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной.
Повышение эффективности урока - важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: надежным стандартом, однообразием, шаблоном, формализмом, скукой. Учителя ищут разные способы “оживления урока”.
Работая в школе, мы пришли к выводу, что большой интерес и оживление у учащихся вызывают приемы и формы игрового обучения. Игра - есть форма познавательной деятельности, где учащиеся выступают в роли участников исторических событий. По сути, все необходимое для игры - информация по теме, реквизит и прочее готовятся дома. На уроке же происходит игра, состоящая из этапов, т.е. серии учебных заданий и конкурсов. Деятельность учащихся оценивается в конце занятия.
Успешность проведения уроков закрепления и повторения, в основе которых лежит игра, зависит от ряда действий учителя и учащихся. Во-первых, проводится тщательная подготовка таких уроков: пишется сценарий, распределяются роли каждого ученика, готовятся декорации и реквизит. Во-вторых, продумывается ход игры, последовательность игровых ситуаций (сцен) и т.п., снижается до минимума риск “фальсификаций”. В-третьих, особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, равнодушных, с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в игровую деятельность. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание интереса к предмету” – это ключ к учению, познанию. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Одна из традиционных форм урока, которая удовлетворяет потребность учащихся в познании - это повторение в форме урока-путешествия.
Резюме: Ребята с удовольствием работают на таких уроках - это путешествие в мир истории. Школьники моделируют историческую реальность через “вживание” в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
Итогом этой работы становится участие детей во внеклассных мероприятиях, театрализованных представлениях.
Тема: Средневековый город.
Вид урока: комбинированный
Цели:
Формирование и развитие у ребят знаний о средневековом городе, достопримечательностях средневекового города, жизни и деятельности людей в средние века.
Углубить и систематизировать знания учащихся по теме: “Средневековый город”.
Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории средних веков.
Освоение детьми навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме.
Оборудование:
запись - (шум волн), средневековая музыка;
презентация: корабль, средневековый город (слайд I), ярмарка
средневековья (слайд II), мастерская оружейника (слайд III);
таблица: а) товарное хозяйство, б) натуральное хозяйство;
кроссворд (средневековый город);
карточки с мастерскими ремесленников;
карта “Города Западной Европы в X - XI веках”;
атласы, контурные карты.
Используемые технологии:
информационная,
индивидуальная,
исследовательская.
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (компьютер), практический (изучение материала хрестоматии).
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать основные постройки средневекового города,
учащиеся должны понимать и уважать традиции людей средневековья,
учащиеся должны уметь использовать услышанный материал на уроках гуманитарного цикла,
получить целостное представление о средневековом городе.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по средневековому городу, а в городе проверим наши знания и закрепим их. В путь мы снарядили корабль.
II. Проверка знаний учащихся
Учитель: Вы знаете, что в средние века путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог скорость передвижения была небольшой: даже верхом за сутки можно было проехать путь лишь в несколько десятков километров. И поэтому для путешествия мы выбрали море. Но, отплывая от пристани, нужно заплатить владельцу корабля, а плата за проезд будет наш ответ на вопрос.
Вопрос:
Назовите причины возникновения городов в Западной Европе в X - XI в. в.
Ответ:
отделение ремесла от сельского хозяйства;
появление колесного плуга;
появление железных орудий труда;
появление ветряных мельниц;
выделение крестьян – “умельцев”;
появление качественных ремесленных изделий;
бегство крестьян ремесленников из посёлков, из вотчины.
Ответ принимается.
Учитель:
Мы отправляемся (Шум моря)
Приближаемся к пристани, нас встречает человек, как вы думаете, кто он? (Купец)
Вы рыщете по волнам всех морей. Вы посещаете края чужбины. И вам, отцы вестей и новостей, краёв земных всех ведомы судьбины.
Купец: (ученик)
С трудом добрался я в Париж, столько денег потратил на таможенные заставы. Да ещё феодал предписал мне обязательный путь для проезда на ярмарку. Приехал я в местечко Шампань в третий раз из Венеции. Я ещё в детстве мечтал стать купцом, и вот моя мечта сбылась. Я побывал во многих местах Западной Европы. Венеция торгует со странами Балканского полуострова, Арменией, Сирией, Египтом. Наши купцы создали даже своё торговое поселение в устье Дона, а оттуда добираются до рынков Средней Азии. Привёз я с собой на ярмарку чудесное стекло, изделия из него Венецианские чаши и вазы славятся на весь мир.
Приобрести хочу роскошные ткани, и хотелось бы купить Восточные пряности.
Через нашу Венецию идёт торговля и Далмацией, и с Истрией, и с Турцией и даже с Индией.
Добирался я в Шампань по Средиземному морю через Атлантический океан, побывал я и на ярмарке в Париже, но таких, как в Шампани не видывал.
(Работа с контурными картами).
Учитель: Ребята, давайте откроем свои атласы и проследим путь нашего купца из Венеции в Париж в местечко Шампань. В своих контурных картах отмечаем Венецию, затем синим карандашом отмечаем морской путь по Средиземному морю через Атлантический океан и находим г.Париж и Шампань.
Наш купец отправляется на ярмарку. Но чтобы городские ворота открылись, нам нужно ответить на такой вопрос.
Вопрос:
В европейских языках много названий городов имеют одинаковые окончания. (Работа с контурными картами)
Вспомните названия городов и найдите в атласе, отметьте в контурных картах. Объясните, как они возникли:
“Бург” - крепость.“Форт” - брод.“Хафен” - гавань.“Бридж” - мост.“Честер” - лагерь.
(На доске картина с ярмаркой)
Ученик:
А вот и ярмарка! Шампани сроду равныйНе выпал ярмарке успех Где бурый был и серый мех И шелк, и шерстяные ткани Явились богачи заранее Свершив, кто восьмидневный путь Кто близкий - лишь бы, чем хвастнуть.
Вопрос:
1. Что такое ярмарка?2. Кого мы видим на картине?
Что нового появилось в торговле?
Ответ:
Товарное хозяйство, а раньше, какое было хозяйство? (натуральное).
Учитель: На примере схемы определите, что относится к натуральному хозяйству, а что к товарному (работа со схемой).
Учитель: Пройдясь по улицам города, мы увидим мастерскую оружейника. Давайте зайдём.
Пройдя в сени, мы открыли дверь направо - в мастерскую, большую низкую комнату со сводчатыми потолками. Здесь стояло несколько больших дубовых столов, заваленных инструментами, на стенах висели двуручные тяжелые мечи, кривые сабли, тонкие шпаги, длинные кинжалы, секиры, боевые топоры. Между столами, поближе к окнам стояли большие чурбаны с наковальнями. Из мастерской дверь вела в соседнее помещение - кузню, откуда слышались сопение мехов. Подмастерья возились у столов, гремя инструментами, а двое учеников таскали со двора в мешках уголь в кузню.
При виде хозяина подмастерья поклонились и пожелали доброго утра, протягивая ремесленнику меч на заказ. Тот внимательно осмотрел лезвие, проверил, нет ли изгиба, хорошо ли укреплена его медная обтянутая кожей рукоятка и остался доволен.
Вопрос:
Что представляла собой мастерская? (Мелкое производство, где отсутствовало разделение труда).
Какие орудия труда использовались в мастерской?
Кто владел мастерской?
Трудился ли в мастерской её владелец?
Кто работал в мастерской кроме мастера?
Для чего изготавливались изделия ремесленника?
Ремесленник: (ученик)
Я покинул родную деревню, ушёл с земли, так как я хорошо зарабатываю ремеслом. Принимаю заказы, изготовляю доспехи. Поселился я возле замка, посёлок ремесленников быстро рос. Но несколько лет назад на посёлок напал отряд разбойных рыцарей. Мне удалось укрыться за стенами замка. Вернувшись с друзьями в посёлок, мы увидели, что наши изделия были разбиты и разграблены. Все приняли решение укрепить поселок. Окопали его рвом, насыпали земляной вал, поставили частокол. Так образовался город. Наш город окружен несколькими кольцами стен, это говорит о том, что город постепенно рос. Стены укреплены башнями. Дома теснятся в узких и кривых улочках, верхние этажи с балконами нависают над нижними. Наши дома в городе не имеют номеров, их заменяют отличительные знаки ремесла.
На городской площади есть в городе фонтан. Улицы везде очень узкие, в Брюсселе даже есть “улица одного человека”, она называется так потому, что два человека не могут на ней разойтись.
Центром города является городской собор. Есть ратуша, больница, цеховые помещения.
В ратуше располагается городская тюрьма и казна.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на карточки и вспомним, какие ремесла были в городе кроме оружейника:
сапожник;
суконщик;
парикмахер;
портной;
кузнец.
III. Закрепление:
Кроссворд “Средневековый город”
Слой населения - служители церкви (духовенство).
Одно из главных орудий труда крестьян (плуг).
В Средние века - крупный землевладелец (феодал).
Человек, занимающийся изготовлением вещей из железа (кузнец).
Объединение крестьян (община).
Работы крестьян в хозяйстве феодала (барщина).
Занятие людей, связанное с изготовлением вещей (ремесло).
Продукты крестьянского хозяйства, отдаваемые владельцу поместья (оброк).
Тип хозяйства, при котором все вещи производятся не на продажу, а для себя (натуральное).
Средства для покупки (деньги).
Хранилище больших сумм денег (банк).
Одно из средств передвижения купцов (корабль).
Одно из украшений здания городского совета (часы).
Здание городского совета (ратуша).
Поселение ремесленников и торговцев (город).
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Придумать и нарисовать к уроку – путешествию иллюстрацию (по желанию).
Рефлексия: (учитель) думаю, что сегодняшний урок для всех нас не прошел бесследно. Я предлагаю вам взять листок бумаги, который лежит на вашем столе и дополнить предложение, (на уроке я узнал…; теперь я знаю…; мне понравилось…, мне не понравилось….
Феноменальная памят
Урок - путешествие по Древней Греции
 
Класс: 5
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра.
·         Цель: Закрепить знания детей по теме "Древняя Греция"; закрепить умение работать с картой; показывать географическое положение изучаемого государства; знать и называть исторических деятелей; а так же умение сделать вывод о вкладе древних греков в мировую культуру.
·         Развивать интерес и уважение к истории и культуре народов мира, стремление сохранять и приумножать культурное наследие.
·         Развивать речь и мышление детей.
·         формирование у школьников восприятия целостной картины мира Древней Греции до середины V века до н.э.
Задачи:
1.       Обучающая: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.
2.       Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
3.       Воспитательная: на примере истории Древней Греции, её культуры, продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Карта «Древняя Греция» (до середины V века до н.э.)
2. «Стол Греков» (продукты для конкурса)
3. Иллюстрации: «Афинский Акрополь», «Богиня Афина в Парфеноне», «Олимпийские игры», «Чернофигурные и краснофигурные вазы», «Древнегреческий театр», «Древнегреческие актёры».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Задача для учащихся: повторить историю Древней Греции.
II. Проведение игры.
1. Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделён на 3 команды (1,2 и 3 ряд).
Правила игры:
1)    Каждый член команды должен принять участие в игре не менее одного раза.
2) Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор – кому отвечать от имени команды.
3) Правильный ответ – 1 балл, ответ с неточностями – 0,5 балла, дополнение команд – 0,5 балла.
4) За подсказказки и выкрики  снижается 1 балл,
5) За 1 место участникам игры ставится отметка «5», за 2 место – «4», 3 место –«3»
 
Команды – соперницы занимают игровые столы. В ходе игры за ответами игроков следит жюри (из одноклассников 5 человек). По количеству баллов выбирается победитель.
1.      конкурс: «Историческая разминка». Дети, перебрасывая друг другу мяч, называют географические названия, термины, имена, достопримечательности, которые связаны с Древней Грецией, кто остановился и не назвал, тот выходит из игры
2.       конкурс: Работа с картой.
 Итак, для начала найдём Грецию на карте и вспомним, каково же географическое положение этого государства.
Каковы природные условия Греции, что нас ждёт в этой стране?
Назовите и покажите на карте 3 части Греции.
Покажите Южную Грецию. Как её название?
Где проводились Олимпийские игры?
Где находится г. Афины?
Где находится г. Спарта?
Покажите на карте места сражений греков с персами.
Покажите на карте страны и области, завоёванные Александром Макендонским.
 
3.       конкурс «Слова»:  - Итак, ребята, я задаю вам вопросы, касающиеся устройства жизни древнегреческого общества, а вы даете на них ответы:
1.     Демос - народ.
2.     Метеки - переселенец в Афины.
3.     Граждане - коренные жители Греции.
4.     Демократия - власть народа.
5.     Акрополь - холм.
6.     Агора - главная площадь Афин.
7.     Илоты - жители Лаконии, «захваченные».
8.     Хитон - рубаха из легкой ткани.
9.     Эллены - народ Греции.
10.           Стратег - военачальник.
11.           Дем - округ.
12.           Ареопаг - совет знати.
4.      конкурс «Даты». Команды получают сарбонки с датами и показывают их друг другу, дают ответ.
·         480 г до н.э.
·         490 г до н.э.
·         776 г до н.э.
·         594 г до н.э.
 
5.      конкурс: «Стол греков».
На столе продукты питания: оливки, оливковое масло, лук, чеснок, капуста, хлеб, мёд, огурцы, сливочное масло, виноград, петрушка.
Учащиеся должны отобрать те продукты, которые употребляли древние греки.
·          Какой продукт являлся главным продуктом питания греков?
·         Какой продукт греки не изготовляли?
6.       конкурс: Работа с иллюстрациями:
·          «Афинский Акрополь».
·         «Богиня Афина в Парфеноне».
·         «Олимпийские игры».
·         «Чернофигурные и краснофигурные вазы».
·         «Древнегреческий театр».
·         «Древнегреческие актёры».
  Задача угадать что этоё
 
7 конкурс Проводиться игра "Историческое лото".
А теперь назовём исторических деятелей, с которыми мы можем встретиться в Древней Греции.
Дети называют выдающихся людей Древней Греции.
Что ж мы неплохо подготовились, можно отправляться в путь. Да, мы же совсем забыли составить программу нашего путешествия. Где бы вы хотели побывать? Ваши предложения?
Дети предлагают: театр, олимпийские игры, в школе, В мастерской у гончара:
Думаю, что достаточно. Начнём наше путешествие. Мысленно перенесёмся в Древнюю Грецию. 1,2,3:
На доске иллюстрации Олимпийских игр.
- Где мы?
Ответы детей.
- Почему спортивные состязания в Древней Греции получили такое название?
- Когда состоялись первые олимпийские игры?
- Какому богу были посвящены игры?
- Кто мог участвовать в состязаниях?
- Сколько дней продолжались игры?
Перечислите основные состязания, проходившие в ходе игр?
- Как чествовали победителей по возвращении в родной город?
Продолжим наше путешествие. А где мы оказались сейчас?
Район Афин Керамик.
Двое учащихся исполняют роль древних греков.
- О чём мы спросим жителей этого района? (вопросы детей) .
- Большое спасибо мастерам, но нам ,к сожалению уже надо идти. Но что это?.. (запись детских голосов) Наверное рядом школа. Заглянем туда.
(Можно вызвать одного ученика или подготовить заранее)
- Мальчик, тебя можно на несколько минут, подойди к нам ? Ребята, о чём бы вы хотели спросить ?
Дети задают вопросы, ученик отвечает.
- А теперь и вы мне помогите, нам задали задание : исправить ошибки
Димократия, алимп, ориапаг, стротег.
- Спасибо, вам.
А мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, а это что такое? (иллюстрации древнегреческого театра) Что вы знаете о театре?
Ответы детей.
Наше путешествие походит к концу. Мы ещё не побывали во многих местах Древней Греции, но мы обязательно совершим путешествие ещё раз. Нам пора возвращаться. 1, 2, 3: вот мы и в классе.
 
III. Итог урока.
Награждение команд. Выставление оценок.
Домашнее задание:
Нарисовать понравившийся эпизод нашего путешествия. И пожеланию  подготовить сообщение о Реме и Ромуле
IV. Рефлексия.
Как прошло наше путешествие? А что нам помогло? (несколько представителей от команд  и жюри должны высказать свое мнение)
Молодцы! Сегодня все хорошо поработали.