О роли классного руководителя в формировании духовно-нравственной личности.


Воспитание детей - рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим. 
Демокрит.
Личность не рождается с рождением ребёнка. Личность человека, как утверждают психологи и педагоги, формируется только в человеческом окружении. Дикий виноград, обработанный и возделанный на протяжении многих столетий существования человека, называется культурным; поведение ребёнка, чьи природные инстинкты возделываются или обрабатываются родителями или воспитателями, приобретает черты культурного поведения. Понятно, что на «обрабатывание» затрачиваются физические и духовные силы на протяжении длительного периода времени (на окультуривание растения уходит от двух до десяти лет); высокой культурой поведения можно овладеть лишь к юности, когда возделана «привычка ориентации» на другого человека. Малыш же и подросток постоянно будут отступать от общепринятых норм. За очень короткий период детства и отрочества дети должны успеть усвоить многовековой опыт. Разумеется, такое вхождение в культуру не может быть совершено без помощи педагогов. Издревле общество понимало это и заботилось о выделении группы людей, которые специально занимались формированием в ребёнке человека, соответствующего данной культуре общества. Педагог сегодня – это спектр, функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек, сочетающий в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, относящийся к работе неформально и ответственно. В школе всё больше появляется детей, которых принято называть проблемными. К кому же обращаются дети со своими радостями и бедами? Если мы говорим о воспитании, то речь, в первую очередь, идёт о классном руководителе. Именно он помогает разрешать конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются, от него ждут поддержки. Именно в руках классного руководителя те ниточки, с помощью которых создаются условия для развития у ребёнка нравственных качеств, понимания смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей. Профессиональное назначение классного руководителя обеспечивается полномочиями, данными ему обществом, которое в свою очередь должно было бы основательно, профессионально готовит педагога к исполнению столь тонкого и сложного предназначения – прослеживать индивидуальное становление личности маленького человека, входящего в мир современной культуры и уже сейчас живущего в мире современной культуры. Говорят, классный руководитель – центральная фигура воспитательного процесса. Согласимся с этим, тем более, что армия родителей давно возвела данное педагогическое лицо в этот высокий ранг. Классный руководитель способен оказать решающее влияние на личностное развитие ребёнка. Он является сосредоточием всех социальных воздействий на ребёнка, он фокусирует множество влияний, преломляет их через призму жизненных ценностей и характера культуры. Цель классного руководителя – «личность, способная строить жизнь, достойную человека».
Вот маленький пример роли классного руководителя, педагога в формировании личности ребёнка. Двое столкнулись у одного кресла – оба хотели занять это место. Кто-то (не классный руководитель, не педагог) разводит столкнувшихся. Педагог увидел проблему жизни (конфликт!) и расставил акценты: место не имеет значения для достойных людей, им всё равно, где сидеть, они собою могут украсить любое место, оставим место тому, кто без кресла не ощущает своего достоинства… – а далее даёт возможность детям самим сделать выбор. Данный крошечный миг жизни – миг выбора – наполняется для ребёнка содержанием.Разумеется, необходим выход на ценности как общественный образ того, что значимо для жизни человека. К ним относятся «природа» и «общество», «жизнь как таковая» и «человек», «добро, истина и красота» как характеристики жизни, «счастье, свобода, совесть, равенство, справедливость» как характеристики достойного общества, «труд, познание, общение, игра» как условия строительства такой достойной жизни и утверждения данных ценностей. Чтобы увидеть ценности за каждыми конкретными предметами, нужно «очеловечить» предмет, посмотреть на него с позиции человеческой жизни. Робота классного руководителя тогда – и только тогда! – обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребёнка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребёнка. Он обретает свой внутренний автономный мир, обретая ценности мира внешнего. Он приобретает своё индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое общество. Важную роль в воспитании играет формирование оценочного отношения к действительности. Целенаправленное развитие у школьников различных возрастов правильного оценочного отношения к тем ценностям, которые они осваивают, становится совершенно самостоятельным направлением воспитательной работы учителей с учениками. Отсутствие грамотной оценки, а с ней и целесообразной ориентации на жизненно важные ценности снижает у обучающихся интерес к школьному делу, ведёт к формальному усвоению всего, что предлагают им учителя. Поэтому необходимо строить воспитательную работу так, чтобы она не готовила, а предупреждала появление негативных явлений.
В настоящее время в связи с развитием рыночной экономики меняется система человеческих взаимоотношений. Поэтому очень важно не растерять души подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей становится важнейшим делом и родителей, и педагогов, всех членов общества. «Дети – это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным», – говорил А.С. Макаренко. Окружив школьников жизненно важными ценностями, постоянно пропагандируя их среди воспитанников, «вдумчивый воспитатель», по мнению В.А. Сухомлинского, «никогда не допустит, чтобы ребёнок скользнул холодным взглядом по тому, что должно порадовать, вызвать восхищение или же, наоборот, пробудить протест, возмущение». Постоянное окружение детей, подростков необходимыми для жизни ценностями, определённый оценочный тон вокруг них создают у школьников психологическую готовность для их принятия обществом. Они легко сделают необходимые выводы, формируя к ним нужное собственное оценочное отношение. Другими словами, речь должна идти о создании такой оценочно-ценностной среды, которая сама по себе формировала бы необходимые внутренние позиции ученика. Научившись правильно оценивать, школьники научатся строить человеческие отношения со всем тем, что их окружает, и теми, с кем они входят в непосредственный контакт. От этого зависит и их личная судьба и судьба тех изменений, которые происходят в обществе.

Пастарнак М.П. Классное руководство в культурологической концепции воспитания // Серия “Symposium”, Формирование дисциплинарного пространства культурологии. , Выпуск 11 / Материалы научно-методической конференции. 16 января 2001 г. Санкт-Петербург Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.117-118.
Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Доктор педагогических наук Селезнев, Николай Васильевич. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-otsenochnoi-deyatelnosti-uchitelya-i-uchashchikhsya-v-uchebno-vospitatelnom-protses#ixzz4NMVNidGR
Тесленко А. Н. Педагогика и психология социализации личности: Учебное пособие. - Астана: ЕАГИ, 2011. – 375 с.