Патриотическое воспитание как одно из направлений работы воспитателя.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школа-интернат»
















Доклад на тему:
Патриотическое воспитание как одно из направлений
работы воспитателя





Подготовила воспитатель
Кузнецова Светлана Николаевна


















2016
Одной из важнейших составляющих формирования идеологии нового российского общества на современном этапе, является патриотическое воспитание  подрастающего поколения. И в этом смысле образование, как основной хранитель системы национальных культурных ценностей, становится в идеологическом плане особо важным объектом. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру: с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам, - это первая ступень формирования патриотизма. И формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к малой родине - деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории, к родным местам, родной стране - это вторая ступень патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.  Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине - его финал.
В свете событий последних лет, которые подтверждают, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно-патриотического воспитания, хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать  сохранению исторической преемственности поколений: историческому и культурному наследию, формированию духовно-нравственных качеств личности. Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и "помолодела" преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Если раньше проблема воспитания патриотизма решалась с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. С появлением новых современных технологий, которые стали неотъемлемой частью нашего мира, люди уже не представляют своего существования без разнообразных и многочисленных гаджетов. Телевидение, интернет взяли на себя большую часть социальных функций, ранее выполняемых системой образования. На сегодняшний день задача интеграции человека в текущую систему общественных отношений решается рекламой, телевидением, электронными СМИ, таблоидами. Особенности внимания и процессов мышления у современных детей тесно связаны с феноменом «клипового мышления», которое основано на переработке информации короткими порциями и чаще строится на визуальных образах, чем на логике и текстовых ассоциациях. Это увеличивает дегенерацию в обучении: происходит упрощение информационного пространства, что приводит к утрате связности индивидуального мышления и деградации образования. Резкое возрастание количества информационных потоков приводит к подавлению в психике ребёнка характерных структур, отвечающих за познавательную активность. Обучающиеся перестали читать книги, что приводит к обеднению словарного запаса, продолжительность концентрации внимания на уроках уменьшилась во много раз, пропадает присущая ребёнку способность представлять, додумывать, фантазировать.

Патриотическое   воспитание   является приоритетным   направлением   в   системе  образования   России,   так   как   способствует   формированию   у   обучающихся   высо-кого патриотического   сознания,   готовности   к   выполнению   гражданского   долга, 
важнейших   конституционных   обязанностей   по   защите   интересов   Родины. 
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.» и федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.


Основные направления по привитию патриотизма у обучающихся.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие:

- Духовно-нравственное. Осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
- Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной
·готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств: благородства и сострадания; проявление заботы о людях пожилого возраста.
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе.
- В 1-4-х классах обучающиеся осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины. Ведущей формой деятельности является игровая. Введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество.

- У обучащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа. Формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.
- В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России. Углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. В процессе общественной деятельности воспитанники совершенствуют готовность и умение защищать свои права и права других людей, учатся строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формируют здоровый образ жизни. На внеклассных занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).
Основные формы воспитательной работы.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- тематические классные часы;
- посещение музея города;
- изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
- кружковая работа;
- проведение общешкольных мероприятий;
- проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
- участие в конференциях, конкурсах, смотрах.    
- деловые игры, коллективные творческие дела.
   

Гражданско-патриотическое воспитание в коррекционной школе.

Сложность процесса гражданско-патриотического  воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ОВЗ с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Речевая система детей формируется с задержкой. Их словарный запас беден, заметно страдает и грамматический строй речи. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже. Низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности обучающихся, отсутствия у некоторых заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе, особенно у учащихся старших классов. Патриотическое воспитание в коррекционной школе-интернате это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.


В нашей школе процесс гражданско-патриотического воспитания осуществляется посредством следующих форм воспитательной работы:
1. Проведение памятных дней: День Победы – посещение мемориала войнам-землякам для возложения цветов; День защитника Отечества.
2. Участие в благотворительной акции «Твори добро» - изготовление подарков для пожилых людей, проживающих в с. Абрамово.
3. Участие в спортивных соревнованиях: легкоатлетический «Кросс наций» и «Лыжня России», спортивно-конкурсных программах: «А ну-ка, парни!», «Веселые старты»; участие в первенствах школы по футболу, шашкам, настольному теннису; посещение спортивных секций.
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;
линейки, посвященные памятным и знаменательным датам Российского значения;
проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества.
5. Изучение родного края через организацию:
экскурсий в музеи;
целевых походов в рощу КСХ;
месячников, посвящённых малой родине и русскому народному творчеству;
развлекательного мероприятия, посвящённого проводам зимы;
благоустройства территории школы, участие во Всероссийской акции «Зелёная Россия».
6. Организация конкурсов:
участие в районных фестивалях:  художественного творчества детей-инвалидов «От  сердца к сердцу – любовь детям», «Юные дарования»;
конкурсы поделок;
конкурсы чтецов, сочинений, эссе;
конкурсы рисунков: «Защитники Отечества», «Мой любимый город», «Человек и космос», плакатов ко дню ГИБДД, листовок;
конкурсы творческих проектов.
7. Проведение тематических бесед, организация тематических стендов, оформление стенных газет, фотовыставок;
создание мультимедийных презентаций;
проведение виртуальных экскурсий.


В заключении хочется отметить необходимость уделять большее внимание освещению
событий современных войн, организацию встреч с участниками войн в Чечне и Афганистане. А также предложить организацию поисково-исследовательской работы по созданию летописи родной школы «Выпускники школы», для сохранения преемственности поколений.
15