Исследовательская работа Купола храмов Московского района г.Бреста


Купола храмов Московского района г.Бреста.
Содержаниестр.
Введение……………………………………………………3
Из глубины веков…………………………………..………5
Виды куполов храмов………………………….………..…9
Энергетические свойства купола…………………………11
Купола храмов Московского р-на г. Бреста…………..….12
Литература………………………………………………….22
Введение
На куполе храмаГоры ВознесенскойМне Бог улыбнулсяНа злате креста.Сердечные раныОбид всех житейскихЗажили мгновенно.В душе – красота!
В сегодняшнем мире тесно переплетаются нравственные и духовные ценности, накопленные поколениями людей.
В последнее время  церковь взяла на себя функцию помощи государству в формировании семьи, возрождения духовных ценностей. Но в жизни все взаимосвязано. Все символично.
Религия, духовность, энергии вокруг нас оказывают сильное воздействие на человека. Если нам хорошо или плохо, то мы идем в храм. Там особые энергии, особая обстановка. И это не просто так.
Каждый храм особенный и ему трудно найти подобный. В своей неповторимости  заключен определенный символ. Проблема символики христианской архитектуры является актуальной, потому что в христианской церкви все имеет две природы - духовную и материальную. Материальное непосредственно доступно нашему восприятию, на духовное указывает символика. Поэтому любому человеку  необходимо иметь о ней представление, чтобы владеть историей и культурой  своего народа.
      Одной из важных частей  любого храма является купол, который  в себе разную символику. Он имеет сакральный, тайный смысл.
Храмы издревле строились в особо опасных геомагнитных зонах, чтобы гармонизировать энергии и преобразовывать их в положительные, помогать людям, возрождать их к жизни.
Поэтому Целью работы является  выявление архитектурной символики куполов православных храмов г.Бреста Московского района
Гипотеза – в основе современного строения куполов  лежат древние традиции и символика русского христианского храма.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи работы:
1.рассмотреть материал об архитектурных особенностях куполов;
2.систематизировать полученную информацию;
3.определить виды куполов г.Бреста Московского района
Предмет исследования   - купола православных храмов города.
Объект исследования –виды куполов.
Методы исследования:
 изучение  публицистической, краеведческой, научной, православной  литературы
изучение фотоматериалов;
анализ полученных материалов,
классификация культовых сооружений  города
       
 Теоретической базой исследования  являются материалы книг С.Е Молоткова «Практическая энциклопедия православного христианина», О.А.Казакова «Как церковь родилась», интернет – статьи.
Из глубины веков…
История куполов началась ещё в доисторические времена, они встречаются в доисторических памятниках Галлии, в нурагах, или нурагенах, Сардинии (они представляют собой круглую каменную платформу, на которой стоит обыкновенно конический столб с округлённой вершиной, в котором находятся несколько камер, расположенных одна над другой.
Камеры эти перекрыты каждая ложным сводом), в надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (например, сокровищница в Микенах), в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна.
Но более всего они были в употреблении, по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки, произведённые в местах нахождения их давно исчезнувших городов.
Древние купола были ложными.
В них горизонтальные ряды каменной или кирпичной кладки нависали один над другим и не передавали стенам горизонтальных усилий. Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме купола; тем не менее её представляет монолит, покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лисикрата в Афинах.
Технологически сложные и большие каменные купола правильной сводчатой конструкции стали сооружать после изобретения бетона во время Римской архитектурной революции при строительстве храмов и больших общественных сооружений.
Римляне, разработав приёмы кладки купола, в период расцвета своего искусства смело пользовались им для перекрытия без опор весьма обширных центрических пространств. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры.
Здесь полусферический купол, снабжённый вверху круглым отверстием для пропуска света, перекрывает круглое здание 43 м в диаметре. У древних римлян купол украшался изнутри разделкой в виде выступающих вперёд вертикальных и горизонтальных рёбер, образующих кессоны.

Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Византийские архитекторы впервые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана посредством устройства тромпов и парусов, или пандантивов. Кульминацией этого периода стало применение парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе.
Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Усовершенствованный византийцами купол распространился из Византии по всем её провинциям и странам, подвергшимся её влиянию.

Купола над крестово-купольными храмами стали возводить на западе Европы, в Армении (церковь Святой Рипсиме в Эчмиадзинском монастыре, VII век),Грузии (храм Джвари около Мцхеты, VII век) и на Руси (собор Святой Софии в Киеве, XI век).
На Апеннинском полуострове куполами известны Баптистерий православныхи  базилика Сан-Витале в Равенне, собор Святого Марка в Венеции (здесь над куполом устроена кровля, отличающаяся от него очертаниями; начало строительства — IX век);  на берегах Рейна — императорская капелла в Ахене; во Франции — Собор Сен-Фрон в Перигё.
После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока купол стал также частью мусульманской архитектуры (мечеть Биби Ханум вСамарканде, начало XV века).
Высшую степень развития купол получил в итальянском зодчестве эпохи Возрождения (купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Брунеллески, XV век), купол над римским собором Святого Петра (Микеланджело, XVI век) и многие другие). В период барокко купола были атрибутом самых больших построек и дворцов.
В XIX веке купол стали использовать при строительстве важнейших государственных сооружений. В строительстве домов купола использовались редко. При возведении куполов стали использовать металлический каркас, железобетон, остекление.
Замечательны по своей величине, искусной конструкции и изяществу купола собора Инвалидов и Пантеона в Париже, лондонского собора Святого Павла, в Германии — берлинского Королевского музея (К. Шинкель); в России — московского храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора.
В XX веке с развитием технологии строительства и появлением новых материалов, в том числе полимерных, архитекторы стали проектировать ещё более разнообразные формы купольных перекрытий (например, геодезические купола Р. Фуллера). Купола получили большое распространение при строительстве спортивных и зрелищных сооружений.

Виды куполов храмов
Среди множества вариаций куполов, можно обратить внимание на следующие:
Поясной купол. Складывается из обособленных горизонтальных слоёв, каждый с которых опирается на балку, слегка выдвигаясь над предыдущим, наверху сойдясь в центральной части как в сокровищнице Атрея.
Овальный купол. Название произошло от лат. ovum, что в переводе яйцо. Этот свод можно увидеть в храме Сант’Андреа-дель-Виньола.
Полигональный купол. Его горизонтальное сечение напоминает форму многоугольника, подобно своду Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Парусный купол. Можно отнести к византийским строениям, напоминающим квадратный парус, что поддувается снизу. Его основания сходятся в центре площади.
Купол-луковица. Эта форма купола храма, заостренная сверху, напоминает луковицу. Подобные своды широко используются в возведении зданий Русской православной церкви, одно из них это Московский храм Василия Блаженного.
Купол-зонтик. Делится секционно ребрами, что расходятся от центра к фундаменту, как это видно в основном своде Софийского собора.
Купола часто называют главами церкви, в древности на Руси они имели полусферическую, шлемовидную форму, а с XVI века обрели привычную нам луковичную.
Для русских храмов классическим стало пятиглавие: купол большого размера ставится в центре, а диагонально (по углам здания) -четыре купола поменьше.
Пятиглавие символизирует Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов. Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.
Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и 12 апостолов
Энергетические свойства купола
И земля, и человек обладают системой энергоканалов и точками выхода их на поверхность.
Земля имеет воронки для принятия и отдачи энергии. Зачастую церкви строились в не очень благоприятных зонах, чтобы они выравнивали энергии земли и делали их благотворными.
Искали место для строительства церквей особым способом. Человек после 7дневного поста и молитв, брал икону и нес перед собой. В том месте, где она немного поворачивалась, входя в резонанс с Землей, и находилась нужная зона. Там можно было строить церковь.
Золотые купола церквей имели такую оригинальную и необычную форму неспроста. Купола являлись местом концентрации энергии, вырабатываемой прихожанами с помощью молитв и особого настроя на религиозный обряд.
Поскольку не все люди, приходящие в храм безгрешны, то и энергии нужна фильтрация, которую производят купола.
Тут еще на помощь приходит и крест на куполе. Так у него три горизонтальные прямые, то энергия проходит тройное очищение.
Крест имеет разнообразную смысловую трактовку, однако, с точки зрения физики – это и приёмник, и излучатель энергии, так как золото (или другой металл, из которого делается крест) поглощает энергию, золото обладает большей энергоемкостью, чем другие металлы. Это своеобразная антенна.
Все церковные праздники увязаны астрономами с особым расположением звезд и планет нашей солнечной системы, в частности, праздник «Пасхи» привязан ко дню первого полнолуния, следующему после нового года.И так все главные праздники увязывались с расположением планет на небосклоне, и этим самым происходила синхронизация потоков энергии Земли с потоками энергий других планет, создание некоторого резонанса частот.Церковные праздники и обряды, их повторяемость из года в год способствуют притоку на Землю новых космических энергий, обновлению энергетики планеты и всего человечества. 
Купола храмов Московского района г. Бреста
№1
Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери – один из самых молодых храмов Бреста. До сих пор он имеет статус временного молитвенного помещения. Храм был основан в 1999 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета в новом микрорайоне Ковалево на юго-западе Бреста. Службы начали проводить с первого дня основания храма. Настоятель храма – игумен Игнатий (Лукович).
Первое время богослужения проходили на открытом воздухе, однако, прихожан это не остановило. Рассказывают, что когда в недостроенном храме на Рождество уже стояли стены, но не было пола, люди стояли прямо на земле. Было очень холодно, но никто не ушел до окончания праздничной службы.
Тихвинский храм в Бресте самый молодой еще и по среднему возрасту прихожан. Сюда приходит молодежь, молодые семейные пары с детьми. При храме организована воскресная школа для детей и православное сестричество.
Об энтузиазме и стойкости прихожан стало известно далеко за пределами Бреста. Вскоре удалось собрать деньги на новый алтарь и благоустройство Тихвинского храма снаружи. Сейчас храм почти достроен. Купола церкви покрыли металлом, позолоченным по технологии, аналогичной куполам Храма Христа Спасителя в Москве.
Последнее время церковь Тихвинской иконы Божьей Матери пользуется большой популярностью среди молодоженов, которые стремятся обвенчаться именно там. Говорят, у молодого храма есть особая святость, охраняющая мир, благополучие и покой в семьях.
В храме хранится список с Тихвинской иконы Божьей Матери и частицы мощей многих православных святых.
Купола луковичные. Храм девятиглавный. Цвет церкви голубой – это цвет Божьей Матери.


№2
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гершоны была построена в 1866-1869 годах в псевдо - русском стиле.
Храм двуглавый. Купола луковичные.
№3
Собор в честь Воскресения Христова в г. Бресте, храм-памятник Великой Победы Брестской епархии. Расположен в микрорайоне «Восток» города Бреста. Пятикупольный собор с отдельно стоящей колокольней-брамой. Имеет две церкви - верхнюю в честь Воскресения Христова и нижнюю в честь Казанской иконы Божией Матери. В них могут одновременно молиться около 5 тысяч человек.
Инициатором и учредителем собора в честь Воскресения Христова в Бресте выступил его первый настоятель, ветеран Великой Отечественной войны, один из старейших клириков Белорусского экзархата протоиерей Евгений Парфенюк. Собор был заложен 26 июля 1992 года к 50-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. Возведился в память о погибших воинах и получил наименование «храма-памятника Великой Победы». Стройка велась по проекту группы архитекторов Института «Брестгражданпроект» строителями управления «Брестсельстрой» и Стройтреста № 8 на средства прихожан. На Благовещение 1995 года в нижнем храме в честьКазанской иконы Божией Матери состоялось первое богослужение в строящемся соборе. Будучи достроен, он стал крупнейшим культовым сооружением Бреста. Воскресенский собор был освящён патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 24 июня 2001 года.
Решением Белорусского Республиканского Совета по вопросам историко-культурного наследия Министерства культуры 23 сентября 2003 года собору был придан статус духовной историко-культурной ценности Белоруссии. У стен собора была разбита дубовая аллея. На 2005 год соборный приход имел четырехклассную воскресную школу, в одном из помещений колокольни шло устройство музея, посвященного подвигу народа в Великой Отечественной войне. При храме было организовано сестричество в честь Казанской иконы Божией Матери. Одним из самых масштабных религиозных сооружений города Бреста является Воскресенский собор. Кроме того, данный архитектурный ансамбль входит в число крупнейших религиозных строений всей Беларуси. Основание храма датируется 1995 годом. Открытие церкви было приурочено к 50-ому юбилею победы советских войск в Великой Отечественной войне.
В стенах Свято-Воскресенского собора одновременно может вмещаться до 5 000 прихожан. Над храмом возвышается пять золотых куполов, олицетворяющих Иисуса Христа и четырёх апостолов-евангелистов. В 2001 году церковь стала обладательницей гигантского колокола весом в 400 кг.
Невзирая на то, что культовое религиозное сооружение Беларуси не может похвастаться многовековой историей, его величие и красота изумляли всех, кому хоть раз доводилось увидеть потрясающий архитектурный ансамбль в живую
Храм пятиглавый. Купола шлемовидные.

№4
Свято-Георгиевская церковь д. Вычулки
11 июня 2015 г. в Свято-Георгиевском приходе в Вычулках  - микрорайон Бреста - состоялось торжество освящения престола нижнего придела храма в честь святых христианских мучеников Ефесских. Освящение совершил епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома)   Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин жили в III веке в Ефесе. Древний Ефес - город на западном побережье Малой Азии, сегодня - территория Турции.          Юноши были друзьями с детства и состояли на военной службе. Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями знатных ефесских граждан. За неподчинение указу императора Декия (отказались почитать языческих богов, исповедав веру во Христа) были лишены воинских званий и выгнаны за пределы города. Спрятавшись в пещере горы Охлон, они проводили время в молитвах и готовились к мученической смерти...           Прошло почти 200 лет. Гонения на христиан прекратились. Теперь здесь правил благоверный царь Феодосий Младший.          Как-то владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку. Его рабочие разобрали вход в пещеру, из которой вышли семь юношей...          Оказалось, что все эти 200 лет они спали. Прибывший в Ефесс император захотел лично побеседовать с каждым, понимая, что  через пробуждение их от долгого сна Господь вновь напоминает людям о воскресении из мертвых.           После беседы с императором они вновь уснули, но теперь уже до всеобщего воскресения...           Память семи мучеников Ефесских Церковь чтит 17 августа и 4 ноября. К этим датам, которые стали теперь престольными для Свято-Георгиевского прихода, добавляется еще и 11 июня - день освящения престола. Вход в помещение нижнего храма Свято-Георгиевской церкви (на фото)  находится с южной стороны  (дверь под ступенями лестницы). Именно в этот день Святая Церковь чтит память святителя Луки, архиепископа Симферопольского. В этом году исполнилось 54 года со дня смерти этого выдающегося хирурга, профессора медицины и епископа Русской Православной Церкви. Прославление его в лике святых исповедников состоялось в 1995 году. (Исповедники - особый лик святых, прославляемых Церковью за открытое оглашение своей веры во время гонений).          Владыка Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи, в семье католического провизора. С детства мальчик великолепно рисовал и, окончив гимназию и Киевскую художественную школу, готовился к поступлению в Питерскую Академию художеств. Но однажды, читая Евангелие, где написаны слова Христа о том, что «жатвы много, а делателей мало...», он изменил свое решение и посвятил свою жизнь служению страдающим людям, став замечательным хирургом.          После революции 1917 года судьба занесла профессора медицины с большим семейством в Ташкент, где врач пережил личную драму - смерть от туберкулеза горячо любимой жены Анны Ланской. Горечь утраты и гонения на Церковь побудили его принять священнический сан. В результате его рукоположили в архиепископы, и он стал одним из самых почитаемых святых ХХ века - Лукой Крымским.          Владыка пережил три ареста и три ссылки... Во время пребывания в тюрьме святитель закончил книгу «Очерки гнойной хирургии», над которой он трудился более 20 лет и за которую был удостоен  Сталинской премии I степени...          C 1946 году владыка жил в Симферополе. В годы управления Крымской епархией Высокопреосвященнейший архиепископ Лука произнес большую часть своих проповедей (всего их издано 12 томов).           Этого святого особенно почитают в Свято-Георгиевском приходе. Сразу же после освящения храма в Вычулках, в мае 2003 года, его настоятель - священник Игорь Явтухович привез из Свято-Троицкого кафедрального собора г. Симферополя частицу святых мощей святителя Луки. Частица была вмонтирована в специально написанную для храма икону святителя Луки. С того самого времени день памяти святого - 11 июня - стал для прихода особенным: утром и накануне этого дня служатся праздничные БогослуженияЗакладка краеугольного камня и освящение места для строительства церкви в Вычулках совершил Преосвященный епископ Брестский и Кобринский Константин (Хомич,+2000 г.)  6 мая 1994 года.          Храм построен по проекту заслуженного архитектора Беларуси Леонида Макаревича.          С первых дней регистрации прихода строительством занимался протоиерей Михаил Сацюк (+1998 г.). После его трагической смерти настоятелем храма был протоиерей Петр Романович.           В 1999 году на храм были установлены купола. В 2003 году  строительство храма возобновилось. В том же году начала действовать Воскресная школа для детей, классы которой сегодня располагаются в новом просторном здании на территории прихода, построенном несколько лет назад.           С 2003 года настоятель прихода - протоиерей Игорь Явтухович. Второй священник прихода - иерей Александр Сытин.
Храм пятиглавый и купола луковичные.

№5
Храм Святителя Спиридона Тримифунтского почитается православной церковью как чудотворец. Ему молятся об обретении жилья и отдаче долгов, греки почитают его как покровителя путешествующих

Спиридо́н Тримифу́нтский или Салами́нский — христианский святой, почитается в лике святителей как чудотворец. Память в православной церкви —12 (25) декабря.
Храм одноглавый. Купол луковичный.
№6
Первый престольный праздник в брестском храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» прошел 31 августа 2015 года –  в день, когда весь православный мир отмечает праздник чудотворной иконы «Всецарица». В богослужении, которое вел Епископ Брестский и Кобринский Иоанн, участвовали жители Бреста, а также верующие из разных регионов Беларуси.
А первое богослужение в храме прошло 11 апреля 2015 года в светлое Христово воскресение.
Храм одноглавый. Купол – луковка.


Литература
Практическая энциклопедия православного христианина. Санкт-Петербург. – 2005
Как церковь родилась. Санкт-петербург.-2005
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Москва.-1991
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11745#ixzz3yNXIKtpohttp://www.trip-guide.ru/foto_59457.htm