Урок по природоведению на тему Легенды о животных и растениях


Урок по природоведению
Тема урока: Легенды о растениях и животных
Цель урока: совершенствование умений учащихся работать над проектом, навыков самостоятельной работы с информацией;
развитие ребенка путем решения проблем и применения полученных знаний в конкретной деятельности; развитее наблюдательности, умения устанавливать взаимосвязь явлений живой и неживой природой;
воспитание интереса к познанию природы, бережного отношения к ней.
Оборудование: рисунки, фотоматериалы из детских проектов «Легенды о растениях и животных»
Тип урока: урок-презентация

Ход урока
Организация класса. Создание эмоционального фона
Актуализация опорных знаний.
Разговор с Сойкой Синекрылкой о волшебных легендах
Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
Работа над темой урока
Защита личных детских проектов
Легенда о калине. Было это давным-давно. Одна мудрая и очень красивая девушка очень любила лес и его обитателей. Но случилась беда – на её село напали враги . Но девушка обманула врагов. Она завела их в непроходимые заросли. Все враги там и погибли. Хан велел убить девушку. Его верные слуги выполнили приказ. Полилась на землю девичья кровь, и там, где она на землю упала, - там калиной стала. Говорят, что именно с того времени ягоды калины стали похожими на капельки крови, а семена – на сердце.
Легенда о ромашке. У одной бедной женщины заболел сын. У неё не было денег на лекарства. Она ходила по степи и собирала разные растения, кто какие ей посоветует. Один раз женщина встретила старушку, которая несла в руках букет ароматных белых цветов. Услышав о горе матери, старушка протянула ей букет и сказала: «Сделай из них отвар и напои своего сына». «А как же называются эти цветы?» – спросила женщина. На что старушка ей ответила: «Как вылечишь сына, назовешь цветы его именем». Мальчика звали Романом. Вот так женщина напоит сына отваром из белых цветов, и укладывает спать, приговаривая: «Попил, сыночек, ромашку, и будешь ты здоровым!» Вот так ромашка стала ромашкой…
Легенда об аисте - лелеке. Лель – это божество добра и любви, которое живет в душе каждого доброго человека. Именно в честь этого божества и назвали аиста (лелека). Согласно легендам, именно аист приносит в дома маленьких детей. Аист вьёт свои гнезда только во дворах у добрых людей. Где он строит своё гнездо – тому дому и будет счастье. Аист для славян – священная птица, которая, согласно легендам, имеет черты и привычки, свойственные людям. Аисты живут парами, они сохраняют верность всю жизнь.На зиму аисты улетают в теплые края, но весной непременно возвращаются к своему дому – своему гнезду. В народе говорят – прилетели аисты – весну издалека принесли. В народе говорят – прилетели аисты – весну издалека принесли.
Интерактивная игра «Ты – мне, я – тебе»
Ученик показывает свой рисунок, дети должны вспомнить название легенды и кратко её пересказать.
Демонстрация презентации «Легенды о животных и растениях»
«Откуда у кукушки башмачки?»
«Почему дикий лук называют «медвежьим»
«Дуб – царь деревьев»
«Подсолнечник – символ Солнца и света»
«Легенда о жаворонке»
«Почему фламинго розовые?»
«Гладиолус»
«Папоротник»
Демонстрация сопровождается рассказом как учителя (легенды, которых нет в проектах детей), так и детей (ученик, узнавший легенду из своего проекта).
Беседа о домашних питомцах.
Презентация занимательного материала для любознательных о братьях наших меньших.
«Легенда о собаках»
«Легенда о котах»
«Почему собаки не дружат с котами?»
Обобщающая беседа.
- Чем заинтересовали вас легенды?
- Какая легенда поразила и удивила больше всего?
- Чему научила вас работа над информационным проектом?
- Изменилось ли твое отношение к природе после работы над проектом?
- Какую ценность для вас имеет природа?
- Какие знания ты сможешь использовать в повседневной жизни?
Итог урока