Урок биологии в 6 классе Наука о растениях-ботаника


5807561-494179Тема: Введение. Начало изучения Царства Растений. Наука о растениях - ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространение растений в Казахстане.
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами; формировать представление о науке о растениях-ботанике; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека; развивать умение работать в тетради, правильно оформлять тетради; воспитывать уважительное отношение к труду одноклассников, чувство патриотизма.
Оборудование: таблица «Структура науки биологии», таблица «Царства живых организмов», таблица «Различия растений и животных», портреты ученых – ботаников.Ход урока:
Организационный момент:
-знакомство с учащимися
- ознакомление учащихся с целями, задачами и этапами урока
Знакомство учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, правилами ТБ. Учащиеся после прослушивания правил ТБ расписываются в журнале по ТБ.
Изучение нового материала:
Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. Существуют следующие группы живых организмов: животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы (схема на доске).
Биология («биос» - жизнь, «логос» - наука, учение. Это значит, что биология переводится с греческого как «учение о жизни» или иными словами, наука о живых организмах. Сам термин появился только в 1802 году, его предложил французский учёный Жан Батист Ламарк. Но жизнь на Земле существует в разных формах. Поэтому и биология делится на несколько «ветвей» - самостоятельных наук (учитель обращает внимание детей на стенд на стене класса «Биология»).
Как вы видите, одна из наук биологии называется ботаника- наука, изучением которой мы займёмся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст. Он жил в 370-286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля. Он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку. Слово «ботаника» происходит от греческого слова «ботанэ», что означает «трава», «зелень», «растение».
- учитель с учащимися заполняет таблицу «Структура науки биологии»
Наука Предмет изучения
Ботаника Растения
Зоология Животные
Микология Грибы
Микробиология Микроорганизмы
В этом году мы свами будем изучать не только растения, но и грибы, лишайники и микроорганизмы. Для того, чтобы разобраться во всём многообразии живых организмов, их необходимо разделить не несколько больших групп. Такие большие группы живых организмов называют Царства. Запишем определение в тетрадь: Царство – самая крупная единица систематики. Систематика – это наука о классификации. Её мы будем изучать чуть позже.
Все живые организмы принято делить на 4 Царства: дробянки, животные, грибы и растения. Самые примитивные из них- дробянки. Клетки этих организмов не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам.
- учитель с учащимися заполняют таблицу «Царства живых организмов»
НадцарствоЦарство Классификация Происхождение
Прокариоты Дробянки Бактерии От более примитивных неподвижных без клеточной стенки гетеротрофов около 3,8 млрд лет назад (архейская эра)
Цианеи (синезелёные водоросли) От примитивных фотосинтезирующих одноклеточных организмов около 3 – 3,2 млрд лет назад
Эукариоты Животные Низшие животные (одноклеточные) От примитивных подвижных одноклеточных организмов с гетеротрофным питанием
Высшие животные (многоклеточные) От одноклеточных ядерных жгутиковых гетеротрофных организмов около 1,6 млрд лет назад
Грибы Низшие грибы От одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2 -1,8 млрд лет назад (раньше царства животных и царства растений)
Высшие грибы От примитивных представителей низших грибов в кембрийский период
Растения Багрянки (красные водоросли) От примитивных одноклеточных подвижных организмов в девонский период
Настоящие водоросли (зелёные и бурые водоросли) От разных групп примитивных одноклеточных подвижных организмов в силурийский и девонский периоды
Высшие растения От примитивных зелёных водорослей в силурийский период
Все живые организмы обладают следующими свойствами:
Дыхание (поглощение и выделение газов)
Питание
Размножение (воспроизведение себе подобных)Рост (увеличение массы и размеров организма)
Развитие (качественные изменения организма)
Раздражимость (реакция на изменения окружающей среды)
Смерть
Каждым из этих свойств или несколькими свойствами сразу могут обладать и неживые организмы. Например, сосулька растет: вода стекает по ней и замерзает, вы все это неоднократно наблюдали. Про размножение компьютерного вируса вы тоже все слышали. Лавины, реки тоже двигаются. Все живые организмы состоят из клеток или их производных.
- учитель с учащимися заполняет таблицу «Различия животных и растений»
Признак сравнения Растения Животные
Питание Образуют питательные вещества за счёт энергии света Питаются готовыми органическими веществами
Рост Не органичен Большинство растёт до определённого возраста
Движение Малоподвижны, большинство ведут прикреплённый образ жизни или не имеют специфических органов для размножения Активно передвигаются, большинство имеют специфические органы для передвижения
Газообмен Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода) Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу.
Строение клетки Клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов Наружный слой клетки тонкий, эластичный; пластиды отсутствуют
Грибы же занимают промежуточное отношение между растениями и животными. Хотя раньше их относили к растениям. Это и не удивительно, ведь они не перемещаются с места на место, не хватают пишу и растут всю жизнь на одном месте. Но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть ещё и другие. Например, плесень, которая завелась на старом хлебе – тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто – тоже гриб.
Общее число ныне живущих видов растений – приблизительно 400-500 000 (по разным данным). Теофрасту было известнооколо600 видов растений. И действительно, куда бы мы не посмотрели, везде нас окружают растения. Они живут на суше и в воде. Одни из них микроскопические, другие достигают гигантских размеров. Большая часть суши покрыта растениями, даже в безводных пустынях можно встретить значительное количество растений. Арктика и Антарктика в тёплое время года тоже покрыты растениями. Как известно, большую часть земного шара занимают моря. Здесь широко представлены водные растения - преимущественно разнообразные виды водорослей. Некоторые из них достигают колоссальных размеров – до 100 метров в длину.
Учащиеся размышляют о роли растений в жизни человека (высказывают мнение) . учитель дополняет.
Основные сферы использования растений человеком:
Продукты питания
Корм для животных
Одежда из растительных тканей (хлопок, лён)
Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности
Лекарственные средства и сырьё для медицинских препаратов
Декоративная роль
Охрана и улучшение окружающей среды
Заполнение таблицы «Структура науки ботаники»
Наука Предмет изучения
Анатомия растений Внутреннее строение растений
Морфология растений Внешнее строение растений
Физиология растений Процессы, происходящие в растениях
Систематика растений Классификация растений
Геоботаника Строение и значение растительных сообществ
Селекция Сорта растений и их свойства
Цитология Клетка (растительная)
Биохимия растений Химический состав растений
Палеоботаника Ископаемые растения
Экология растений Связь растений с окружающей средой
- просмотр атласа «Растения Казахстана»
Закрепление изученного материала по вопросам:
На какие науки делится наука биология?
Что изучает наука ботаника?
Что изучает наука зоология?
Что изучает наука микробиология?
Что изучает наука микология?
Какие организмы относят к доядерным?
Назовите признаки живых организмов
Какие основные отличия растений от животных?
Какова роль растений в жизни человека?
Какова роль растений в природе?
Каково общее число ныне живущих растений на Земле?
Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф учебника
Дополнительное: найти информацию о растениях, которые сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей (оформить в виде доклада)