Подборка материалов к уроку по теме Ботаника — наука о растениях. Внешнее строение и общая характеристика растений


Тема 1. «Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение и общая характеристика растений»
Теория
Термины: ботаника, хлорофилл, фотосинтез, дикорастущие растения, культурные растения, декоративные растения, орган, корень, побег, вегетативные органы, таллом, высшие растения, низшие растения, генеративные органы, семенные растения, споровые растенияУченые: Тиртамос (Теофраст), Плиний Старший, Жан Батист Ламарк, Грегор Мендель, Михаил Цвет, Андрей Бекетов, Николай Вавилов, Антуан Жюсье, Николай Железной, Иван Бородин, Карл Негели, Эрик Ахариус, Норман Борлаг, Матиас Шлейден, Адельберт Шамиссо, Йозеф Цуккарини, Лев Ценковский, Джованни Цанардини, Шарль Плюмье, Константин Мережковский, Георг Камел, Вильгельм Гофмейстер, Конрад Геснер, Михаил Воронин, Роберт Броун, Альберт Блакесли, Федор Биберштейн, Александр Баталин, Мишель Адансон, Леонарт Фукс, Владимир Траншель, Чарльз Саржент, Сергей Рачинский, Чезальпино, Марчелло Мальпиги, Роберт Гук, Неемий Грю, Карл Линней, К.А. Тимирязев.
!!!Метод – способ действий, направленный на достижение какой-либо цели.
Методы: наблюдение, сравнение, анализ, эксперимент, моделирование, исторический метод, составление гербариев, статистическая обработка, химические и физические методы исследований.Разделы ботаники:
Морфология и анатомия (строение)
Эволюция (развитие растений в течение геологического времени)
География растений (распространение)
Экология (взаимоотношения)
Фитоценология, геоботаника (сложение растительного покрова)
Ботаническое ресурсоведение (пути использования)
Систематика
Палеоботаника
Физиология
Биохимия
Генетика растений
Дендрология
Селекция
По объектам исследования: фикология, альгология (водоросли), микология (грибы), лихенология (лишайники), бриология (мхи), микробиология (микроорганизмы), фитопатология (болезни), птеридология (папоротники)…!!!Ботаника (ботанэ – трава) – наука, изучающая растения.
Задачи ботаники:
Всестороннее познание растений
Повышение урожайности и жизнеспособности культурных растений
Определение новых видов растений и их применение
Определение действия растений на организм человека
Сохранение биологического разнообразия растительного покрова Земли
Осуществление генетической трансформации растений.
Эволюционный ряд: одноклеточные водоросли – многоклеточные водоросли – риниофиты (вымерли) и мхи – хвощи, плауны, папоротники – голосеменные – цветковые.!!!Флора (флорис – цветок) – совокупность всех видов растений, произрастающих на каком-либо пространстве.
Группы растений:
дикорастущие – растения, существующие в дикой природе;
культурные – растения, выращиваемые или выведенные человеком;
декоративные – растения, используемые для украшения жилищ, создания парков
реликтовые растений – растения, сохранившиеся в современной флоре как остаток предковой группы, более широко распространенной или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие времена (гинкго, лотос, платан, рододендрон понтийский, железное дерево, метасеквойя, вельвичия).
Основные признаки растений:
автотрофный тип питания
наличие жесткой клеточной стенки из целлюлозы
наличие в клетке пластид и центральной вакуоли
поглощение веществ только в виде жидкостей и газов
неспособность к движению
неограниченный рост
наличие хлорофилла в клетках
наличие запасного вещества – крахмала.
!!!Автотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических.
!!!Фотосинтез – процесс превращения энергии Солнца в энергию химических связей, осуществляемый живыми организмами.
!!!Хлорофилл – зеленый пигмент растений, осуществляющий процесс фотосинтеза.
Группы растений по морфологической организации:
высшие растения – тело разделено на органы и ткани (мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения)
низшие растения – тело не разделено на органы и ткани (водоросли)
!!!Таллом вегетативное тело, не расчлененное на ткани и органы.
Группы высших растений по способу размножения:
споровые – размножаются спорами (специализированной клеткой), требуют обязательного наличия воды (мхи, хвощи, плауны, папоротники).семенные – размножаются семенами (многоклеточный орган), не требуют обязательного наличия воды (голосеменные, покрытосеменные растения)
Группы растений в зависимости от хозяйственного использования:
хлебные злаки
плодовые
зернобобовые
масличные
сахаристые
волокнистые
эфиромасличные
декоративные
Группы растений по количеству клеток:
одноклеточные
многоклеточные
!!!Орган – часть организма, совокупность тканей, выполняющая определенную функцию в живом организме.
Функция – работа, производимая органом.
Типы органов растений:
вегетативные (корень, побег) – участвуют в бесполом размножении, осуществляют питание, дыхание, обмен веществ и рост растения
генеративные /генеро – рождаю/ (цветок, плод, семя; антеридии и архегонии) – участвуют в половом размножении растений, их расселении
!!!Корень – вегетативный орган растения, осуществляющий почвенное питание растений (всасывание воды и минеральных солей)
!!!Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками.
Значение растений:
в природе:
выработка кислорода
превращение энергии Солнца в энергию химических связей (космическая роль)
начальное звено многих цепей питания
в жизни человека:
употребляются в пищу
декоративное
используются в строительстве
топливо
сырье для промышленности
резерв для выведения новых сортов культурных растений
биоиндикаторы чистоты среды
получение лекарств.
Опасности для растений:
стихийные бедствия
вырубка лесов, распашка степей и лугов
отходы промышленности
теплоэнергетика
перевыпас скота
вытаптывание
осушение болот и других водоемов
изменение климата
массовый сбор растений
Для правильного использования растительных богатств, для успешного выращивания культурных растений необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности растений, их потребности и возможности.
Правила поведения в природе:
не рвать дикорастущих цветов
помогать лесничеству в деле возобновления и охраны леса
не жечь костры
принимать участие в озеленении своего города, пришкольного участка
Особо охраняемые территории:
заповедник – территория, на которой полностью запрещена любая деятельность человека
ботанический сад - позволяет показать людям разнообразие растений, сохранять редкие растения, выводить новые сорта культурных растений, переселять растения в новые для них условия.
Вопросы для повторения
Дайте определение термина «ботаника»
Почему наука о растениях называется «ботаникой»?
Почему одни растения называются культурными, а другие дикорастущими?
Можно ли около школы обнаружить дикорастущие растений?
Почему в школе необходимо изучать науку о растениях?
Что угрожает растениям и растительному покрову?
Зачем изучать ботанику?
Что такое заповедник и для чего их создают?
В чем заключается значение растений на Земле?
Почему летом горожане стараются уехать из города в сельскую местность?
Какие культурные и дикорастущие растения вам известны?
Каково значение культурных растений в жизни человека?
Какие растения относят к низшим, а какие – к высшим?
К какой группе растений вы отнесете дуб, папоротник орляк, ель? Докажите свое мнение.
Какие растения, обитающие в воде, нельзя назвать водорослями? Почему?
Какие органы называют вегетативными, а какие – генеративными?
Что такое побег?
В чем отличие функций вегетативных и генеративных органов?
В чем заключается планетарная роль зеленых растений?
Назовите разделы ботаники и их объекты изучения.
Как можно объяснить населенность мира живыми существами, если они все время гибнут?
Что такое орган? Приведите примеры.
Чем отличаются растения от животных и грибов?
Чем, на твой взгляд, наука отличается от искусства?
Какие организмы относят к царству растения?
Чем автотрофы отличаются от гетеротрофов?
По каким признакам растения делят на высшие и низшие?
Чем вызвано появление вегетативных органов у наземных растений?
Почему человек с древнейших времен изучал природу?
Каким образом можно применять биологические знания для охраны живой природы?
Что такое фотосинтез?
Какие признаки живых организмов характерны для растений?
Как шел процесс эволюции растений? С чем он связан?
Что такое таллом?
Что такое метод? Какими методами пользуется ботаника?
Какие растения называют реликтовыми? Все ли редкие растения можно назвать реликтами?
Какие ученые внесли весомый вклад в развитие ботаники? В чем их открытия?
Темы для рефератов и презентаций
Редкие и исчезающие виды растений.
Комнатные растения.
Аптека на подоконнике.
Хлебные злаки
Плодовые растения
Зернобобовые растения
Масличные растения
Сахаристые растения
Волокнистые растения
Эфиромасличные растения
Декоративные растения
Растения-эндемики
Растения-рекордсмены.
Сказочные и мифические растения.
Цветочные календари и часы.
Теофраст.
Растения – символы государств.
Легенды и мифы о папоротниках.
Способы распространения растений.
Родина культурных растений.
Предки культурных растений.
Задания по теме
Зарисовать строение цветкового растения, подписать его части.
Заполнить схему «Ботаника – раздел биологии»
Ботаника
Разделы по объекту изучения
Разделы по предмету изучения
Разделы по УОЖ
Методы

Заполнить схему «Классификация растений»
Растения

Заполнить схему «Значение растений»

Сделать фотоколлекцию «Многообразие растений моего города»
Заполнить таблицу «Ботаники и их открытия»
Ученый-ботаник Дата открытия Суть
Лабораторные работы и опыты
Рассматривание окаменелостей или отпечатков растений в древних породах
Цель: познакомиться со следами древней жизни нашей планеты.
Оборудование: образцы пород, окаменелости, лупы
Ход работы: рассмотреть образцы (невооруженным глазом и с помощью лупы); составить описание внешних особенностей образцов; пояснить возможности использования их человеком; заполнить таблицу.
Образец Время образования Происхождение Описание
Красота и гармония в природе (практическая работа)
Ход работы: рассмотреть силуэты деревьев; выбрать самое красивое дерево; зарисовать его; объяснить, в чем вы видите красоту этого дерева.
Подсчет растений на пришкольном участке (опыт)
Ход работы: медленно продвигайтесь вдоль всех сторон пришкольного участка, рассматривайте растения; подсчитайте попадающиеся вам растения разных видов; составьте список известных вам растений.
Составление гербария (практическая работа)
Ход работы: найти для гербария по 3 наиболее распространенных сорных растения, произрастающих на освещенных участках и из тенистых мест; засушить между листами сухой бумаги под прессом; указать место и время сбора, название растения; сделать вывод.
Составление паспорта растений (практическая работа)
Цель: создать паспорт для каждого комнатного растения, выращиваемого в кабинете или дома с целью определения правил ухода за ними.
Ход работы: определить названия растений, составить паспорт, заполнив соответствующие графы в таблице.
Название растения Продолжительность жизни Родина растения Требования к уходу
Органы цветкового растения (практическая работа)
Ход работы: рассмотрите цветковое растение из гербария; найдите его органы; рассмотрите другое цветковое растение, найдите эти же органы; сравните органы 2 разных цветковых растений (по цвету, форме, размерам); дайте ответ на вопрос: в чем сходство и отличия данных растений?
Осенние листья (практическая работа)
Ход работы: соберите опавшие листья; засушите их; смонтируйте коллекцию; напишите названия растений.
Дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе (практическая работа)
Ход работы: проведите наблюдения; обратите внимание на время пожелтения листьев у разных деревьев и кустарников, время листопада; рассмотрите зимующие почки деревьев и трав; зарисуйте их в календаре природы. Заполните таблицу «Осенние изменения растений»
Название растения Время пожелтения листьев Время листопада Тест «Введение. Ботаника как наука. Внешнее строение растений»
А. Тест с вариантами ответа «да – нет»
Время выполнения: 5 минут
Количество вопросов: 10
Шкала оценивания: 0-10 баллов
Перевод шкалы в 5-ти балльную:
5-тибалльная шкала
Менее 5 баллов
5-6 баллов
7-8 баллов
9-10 баллов Неудовлетворительно (2)
Удовлетворительно (3)
Хорошо (4)
Отлично (5)
Зеленые растения относятся к автотрофам.
Все растения многоклеточные.
Сосна сибирская относится к голосеменным растениям.
Раздел ботаники, изучающий внешний облик растения, называется анатомией.
Корень – вегетативный орган растений.
Для растений характерен неограниченный рост.
Папоротники размножаются семенами.
Водоросли не имеют разделения тела на ткани и органы.
Все водные растения – водоросли.
Цветок и плод – генеративные органы растения.
Матрица ответов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ - + - + + - + - +
Б. Тест с выбором 1 правильного ответа
Время выполнения: 5 минут
Количество вопросов: 10
Шкала оценивания: 0-10 баллов
Перевод шкалы в 5-ти балльную:
5-тибалльная шкала
Менее 5 баллов
5-6 баллов
7-8 баллов
9-10 баллов Неудовлетворительно (2)
Удовлетворительно (3)
Хорошо (4)
Отлично (5)
Организмы, обладающие неограниченным ростом и способностью к фотосинтезу, относятся к царству: А) грибы В) растения С) животные Д) бактерии
К реликтовым растениям относят:
А) гинкго двулопастное В) ромашку аптечную С) ламинарию Д)одуванчик лекарственный
Кукурузу и рис в зависимости от хозяйственного использования выделяют в группу:
А) масличных В) волокнистых С) зернобобовых Д) хлебных злаков
Побег – это
А)стебель с листьями В)только листья С)стебель с почками Д)стебель с листьями и почками
К одноклеточным растениям относится
А) береза пушистая В) ламинария С) хламидомонада Д) щитовник мужской
Родоначальником ботаники принято считать
А) Аристотеля В) Теофраста С) Гераклита Д) Плиния Старшего
Водоросли изучает раздел ботаники
А) альгология В) лихенология С) микология С) бриология
Папоротник цветет
А) 1 раз в год В) 1 раз в жизни С) 2 раза в жизни Д) не цветет
Экология растений изучает
А) распространение растений В) взаимоотношения со средой С) пути использования
Для растений характерно наличие клеточной стенки из
А) целлюлозы В) хитина С) муреина Д) гликогена
Матрица ответов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В А Д Д С В А Д В А
В. Тест с выбором нескольких правильных вариантов ответа (ответ записывается в алфавитном порядке)
Время выполнения: 10 минут
Количество вопросов: 5
Шкала оценивания: 0-15
Перевод шкалы оценивания в 5-тибалльную:
5-тибалльная
Менее 7 баллов
7-10 баллов
11-13 баллов
14-15 баллов Неудовлетворительно (2)
Удовлетворительно (3)
Хорошо (4)
Отлично (5)
Характерными признаками растений являются
А) ограниченный рост
В) способность к фотосинтезу
С) способность к движению
Д) клеточная стенка из целлюлозы
Е) наличие в клетке пластид
F) отсутствие клеточной стенки
Из перечисленных растений выберите те, которые относят к высшимА) ламинария
В) граб
С) ромашка лекарственная
Д) хлорелла
Е) василек
F) хламидомонадаОсобенностями низших растений являются
А) наличие тканей
В) отсутствие органов
С) тело представлено талломом
Д) наличие органов
Е) пигменты находятся в хроматофоре
F) пигменты находятся в хлоропластах
Из перечня растений выберите те, что относятся к волокнистым культурам
А) пшеница
В) хлопчатник
С) вишня
Д) конопля
Е) хризантема
F) ленВегетативными органами являются
А) корень
В) плод
С) семя
Д) почка
Е) лист
F) цветокМатрица ответов:
1 2 3 4 5
ВДЕ ВСЕ ВСЕ ВДFАДЕ
Г. Тест с установлением соответствия и последовательности (ответ записывается в виде буквенной последовательности)
Время выполнения: 10 минут
Количество вопросов: 5
Шкала оценивания: 0-15
Перевод шкалы оценивания в 5-тибалльную:
5-тибалльная
Менее 7 баллов
7-10 баллов
11-13 баллов
14-15 баллов Неудовлетворительно (2)
Удовлетворительно (3)
Хорошо (4)
Отлично (5)
Установите соответствие между группами растений и их особенностями
Особенности Группы растений
1_имеют корень и побег
2_тело представлено талломом
3_хлорофилл находится в хроматофорах
4_имеются хлоропласты
5_нет тканей
6_могут быть семенными и споровыми А) высшие растения
В) низшие растения
Установите соответствие между растениями и группой, к которой они относятся
Растения Группа растений
1_мхи
2_водоросли
3_цветковые
4_папоротники
5_хвойные
6_плауны А) споровые
В) семенные
Установите соответствие между растениями и группой, к которой они относятся
Растения Группа растений
1_яблоня
2_лаванда
3_кукуруза
4_соя
5_олива
6_хлопчатник А) хлебные злаки
В) плодовые
С) зернобобовые
Д) масличные
Е) волокнистые
F) эфиромасличные
Установите соответствие между разделом ботаники и предметом его изучения
Предмет изучения Раздел ботаники
1_пути использования
2_взаимоотношения со средой
3_внешний вид
4_классификацию растений
5_внутреннее строение
6_распространение А) морфология
В) систематика
С) анатомия
Д) экология
Е) география
F) ботаническое ресурсоведениеУстановите правильную последовательность эволюции растений: А) цветковые В) одноклеточные водоросли С) папоротниковидные Д) многоклеточные водоросли Е) риниофиты F) голосеменные
Матрица ответов:
1 2 3 4 5
АВВАВА ААВАВА ВFАСДЕ FДАВСЕ ВДЕСFА
Д. Тест с кратким свободным ответом (записывается только недостающее слово)
Время выполнения: 10 минут
Количество вопросов: 10
Шкала оценивания: 0-10 баллов
Перевод шкалы в 5-ти балльную:
5-тибалльная шкала
Менее 5 баллов
5-6 баллов
7-8 баллов
9-10 баллов Неудовлетворительно (2)
Удовлетворительно (3)
Хорошо (4)
Отлично (5)
Основоположником ботаники считают _______________
Оливы по хозяйственному использованию относят к группе _____________ растений
Тело водоросли называется _______________
Ламинария - __________________ водоросль
Растения обладают ___________________ ростом
Клеточная стенка растений состоит из _______________
По типу питания растения являются __________________
Процесс создания растениями органических веществ называется _________________
Зеленый пигмент растений называется _________________
Первыми растениями суши считаются __________________
Матрица ответов:
1 Теофраста (Тиртамоса) 1 Целлюлозы
2 Масличных 2 Автотрофами
3 Таллом (слоевище) 3 Фотосинтезом
4 Многоклеточная 4 Хлорофиллом
5 Неограниченным 5 Риниофиты

Е. Найди ошибки в тексте (выписать номера предложений с ошибками и исправить их)
Время выполнения: 10 минут
Количество предложений: 5
Шкала оценивания: 0-10 баллов
Перевод шкалы в 5-ти балльную:
5-тибалльная шкала
Менее 5 баллов
5-6 баллов
7-8 баллов
9-10 баллов Неудовлетворительно (2)
Удовлетворительно (3)
Хорошо (4)
Отлично (5)
А.
1_Растения дышат, питаются, растут и размножаются. 2_При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 3_В результате процесса фотосинтеза растения используют органические соединения, окисляя их до углекислого газа и воды. 4_Все растения по типу питания автотрофные организмы. 5_Они аккумулируют солнечную энергию и передают ее другим организмам.
Б.
1_Органы растения обеспечивают жизнь единого организма. 2_Корни поглощают из почвы органические вещества. 3_Без веществ, которые образует корень невозможно образование хлорофилла. 4_Без хлорофилла не происходит процесс дыхания у растений. 5_Для фотосинтеза необходима вода, которая поступает к зеленым клеткам листа из корней.
Матрица ответов:
А 2_При дыхании они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
3_В результате процесса фотосинтеза растения используют создают органические соединения из углекислого газа и воды.
Б 2_Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли.
4_Без хлорофилла не происходит процесс фотосинтеза у растений.
Литература (теория)
Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6-7 класса общеобразовательных учреждений/ Т.И. Серебрякова и др. – М.: Просвещение, 1999. – 224 с.
Биология (О тех, кто растет, но не бегает). 6 класс. Учебник для общеобразовательной школы/ Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2012. – 240 с.
Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Ловягин и др. – М.: Баласс,2012. – 144 с.
Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Трайтак и др. – М.: Мнемозина, 2009. – 224 с.
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова и др. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.
Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова и др. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Биология. Полный курс: В 4 томах. Том 2. Ботаника/ Г.Л. Билич и др. – М.: Издательство Оникс, 2009. – 544 с.
Биология. Учебное пособие/ И.Э. Алькамо – М.: ООО 2Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 315 с.
Соловков Д.А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 544с.
Литература (тесты)
Соловков Д.А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 544с.
Биология: Подготовка к экзамену: 9 класс: Рекомендации и задания/ Г.С. Калинова и др.
Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ А.А. Каменский и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 349 с.
Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 63 с.
Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова и др. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.