Конспект урока на тему: Наука о растениях — ботаника. Мир растений.


Урок № 1
Тема урока: Наука о растениях - ботаника. Мир растений.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и животных, о грибах как отдельном царстве, имеющем общие признаки, как с растениями, так и с животными; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека; Развивающие: формирование базовых понятий в биологии; общих сведений об организации растительного мира; формирование умений сравнивать, обобщать, выделять главное; Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, воспитывать культуру труда.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с биологическими дисциплинами; многообразием живых организмов; миром растений, с наукой о растениях – ботаникой;
Продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками учебника;
Развивать критическое мышление через чтение и письмо.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (таблицы, презентация)
Оборудование: гербарии, комнатные растения, коллекции насекомых, чучела животных, таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников. Ключевые понятия и термины: биология, ботаника, зоология, микология, микробиология, живые организмы, царства органического мира, микроорганизмы, грибы, растения, животные, доядерные организмы (прокариоты), ядерные организмы (эукариоты); признаки живого, отличия животных и растений, признаки грибов, многообразие растений, значение растений. ХОД УРОКА.
Организационный момент:
Приветствие. Знакомство с классом. Инструктаж класса с техникой безопасности в кабинете биологии и лаборантской.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала:
Беседа с классом: биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. А какие группы живых организмов вы можете назвать? Животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы.
Слово «Биология» имеет греческие корни. Слово «биос» означает жизнь, а «логос» — учение. Это значит, что биология переводится с греческого как «учение о жизни» или, иными словами, наука о живых организмах. Также биология занимается изучением окружающей среды, в которой живут организмы. Термин появился в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист де Ламарк. Но, как мы уже говорили, жизнь на Земле существует в различных формах. Поэтому и биология делится на несколько «ветвей» — самостоятельных наук. Одна из них — ботаника — наука, изучением которой мы с вами займемся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля. Он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку. А кто знает, что означает слово «ботаника»? Это слово тоже происходит от греческого слова «ботанэ», что означает «трава», «зелень», «растение». Но на какие же еще «ветви» делится наука биология?
Давайте вместе с вами заполним таблицу. (Подведение итогов сказанных детьми и дополнение их ответов, заполнение таблицы, заранее начерченную на доске; ученики рисуют такую же таблицу в тетради.)
Структура науки биологии
Наука Предмет изучения
Ботаника Растения
Зоология Животные
Микология Грибы
Микробиология Микроорганизмы
В этом году мы с вами будем изучать не только растения, но и грибы, лишайники, микроорганизмы.
Но как можно разобраться во всем многообразии живых организмов? Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп. Такие большие группы живых организмов называют царства. Попробуйте самостоятельно дать определение этому понятию. Запишите определение в тетрадь: Царство — самая крупная единица систематики. Систематика — это наука о классификации. К ней мы с вами еще вернемся.
Все живые организмы принято делить на четыре царства: дробянки, животные, грибы и растения. Самые примитивные из них — дробянки. Клетки этих организмов не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам.
Давайте изобразим все это схематически. (заполнение таблицы, заранее начерченной на доске, ученики рисуют такую же таблицу в тетради — см. след. страницу.)
Рассказ учителя с элементами беседы:
Итак, наука биология изучает живые организмы. Для начала давайте вспомним, чем живые организмы отличаются от неживых. Итак, все живые организмы обладают следующими свойствами: дыхание (поглощение и выделение газов), питание, размножение (воспроизведение себе подобных),
Надцарство Царство Классификация Происхождение
Прокариоты Дробянки Бактерии От более примитивных неподвижных без клеточной стенки гетеротрофов около 3,8 млрд лет назад (архейская эра)
Цианеи (сине-зеленые водоросли) От примитивных фотосинтезирующих одноклеточных организмов около 3—3,2 млрд лет назад
Эукариоты Животные Низшие животные (одноклеточные) От примитивных подвижных одноклеточных организмов с гетеротрофным питанием
Высшие животные (многоклеточные) От одноклеточных ядерных жгутиковых гетеротрофных организмов около 1,6 млрд лет назад
Грибы Низшие грибы От одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2—1,8 млрд лет назад (раньше царства животных и царства растений)
Высшие грибы От примитивных представителей низших грибов в кембрийский период
Растения Багрянки (красные водоросли) От примитивных одноклеточных подвижных организмов в девонский период
Настоящие водоросли (зеленые и бурые водоросли) От разных групп примитивных одноклеточных подвижных организмов в силурийский и девонский периоды
Высшие растения От примитивных зеленых водорослей в силурийский период
Рост (увеличение массы и размеров организма) и развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть. Все живые организмы на Земле, даже самые маленькие, обладают всеми этими свойствами. Но есть еще одно свойство, которое мы не назвали, тем не менее, оно очень важно. Все живые организмы состоят из клеток или их производных; Об этом мы с вами еще поговорим на последующих уроках.
Со свойствами живых организмов мы с вами уже разобрались. А вот чем растения отличаются от животных, грибов, микроорганизмов? (запись таблицы в тетрадь.)
Признак сравнения Растения Животные
Питание Образуют питательные вещества за счет энергии Питаются готовыми органическими веществами
Рост Не ограничен Большинство растет до определенного роста
Движение Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют специфических органов для передвижения Активно передвигаются, большинство имеют специфические органы для передвижения
Газообмен Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода) Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу
Строение клетки Клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов Наружный слой клетки тонкий, эластичный; пластиды отсутствуют
Грибы же занимают как бы промежуточное место между растениями и животными. Хотя раньше их относили к растениям. Это и не удивительно, ведь они не перемещаются с места на место, не хватают пищу, а растут всю жизнь на одном месте. Но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть еще и другие. Например, плесень, которая завелась на старом хлебе — это тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто — тоже гриб. Если более подробно рассмотреть это царство, то можно выделить несколько признаков, которые объединяют их с растениями или с животными. Давайте, их перечислим.
Признаки грибов, сближающие их с царством растений:
• Прикрепленный образ жизни.
• Неограниченный рост в течение жизни.
• Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов).
Признаки грибов, сближающие их с царством животных:
• Наличие хитина в клеточных стенках.
• Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма.
Изучением грибов мы займемся на последующих уроках, а сейчас вернемся к растениям. Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле? Общее число ныне живущих видов растений — приблизительно 400 — 500 тысяч! Теофрасту было известно около 600 видов растений.
И действительно, куда бы мы ни посмотрели, везде нас окружают растения. Одни живут на суше, а другие в воде. Одни из них микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. Большая часть суши покрыта растениями, даже в безводных пустынях можно встретить значительное количество растений. Арктика и Антарктика в теплое время года тоже покрыты растениями. Как известно, большую часть земного шара занимают моря. Здесь широко представлены водные растения — преимущественно разнообразные виды водорослей. Некоторые из них достигают колоссальных размеров — до 100 метров в длину.
Роль растений в природе и жизни человека огромна. Как вы думаете, какова роль растений в природе? Большинство растений имеют зеленый цвет, а значит, способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов. Точно определить объем работы, выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма приблизительным подсчетам растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода. Параллельно они выделяют в атмосферу кислород, так необходимый нам для дыхания.
Представьте себе, что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трех человек. А один гектар зеленых насаждений поглощает в течение часа восемь килограммов углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют двести человек за то же время!
Кроме этой, планетарной роли, зеленые растения являются также местообитанием и убежищем для многих животных. Кроме того, животные используют растения не только в качестве пищи, но и как «лекарства» от некоторых болезней.
Но огромна роль растений и в жизни человека. Попробуйте ответить на вопрос «Каково значение зеленых растений в жизни человека?»
Основные сферы использования растений человеком.
• Продукты питания.
• Корм для животных.
• Одежда из растительных тканей (хлопок, лен).
• Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности.
• Лекарственные средства и сырье для медицинских препаратов.
• Декоративная роль.
• Охрана и улучшение окружающей среды.
Но биология даже со всеми входящими в нее науками не смогла бы ответить на многие интересующие нас вопросы, поэтому ей на помощь приходят физика, химия, география и многие другие науки. Например, в ботанике специалисты выделяют целый ряд специальных отраслей, многие из которых связаны с различными науками.
Наука Предмет изучения
Анатомия растений Внутреннее строение растений
Морфология растений Внешнее строение растений
Физиология растений Процессы, происходящие в растении
Систематика растений Классификацию растений
Геоботаника Строение и значение растительных сообществ
Селекция Сорта растений и их свойства
Цитология Клетка (у нас - растительная)
Биохимия растений Химический состав растений
Палеоботаники Ископаемые растения
Экология растений Связь растений с окружающей средой
В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Ведь чем больше секретов природы мы узнаем, тем больше нам открывается непонятного, неизвестного и увлекательного.
IV. Закрепление изученной темы:
1. На какие науки делится наука биология?
2. Что изучает наука ботаника?
3. Что изучает наука зоология?
4. Что изучает наука микробиология?
5. Что изучает наука микология?
6. Какие организмы относят к доядерным?
7. Назовите признаки живых организмов.
8. Каковы основные различия животных и растений?
9. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством животных.
10. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений.
11. Какова роль растений и в жизни человека?
12. Какова роль растений в природе?
13. Каково общее число ныне живущих видов растений?
V. Итог урока.
VI. Задание на дом.
1. Учебник И.Н. Пономаревой: введение, § 1, 2, 3. Читать параграф, знать основные термины, ответить на вопросы в конце параграфа, записи в тетради. Придумать примеры из неживой природы, которые обладают отдельными свойствами живого.
2. Подумайте, где и как еще человек использует растения.