Сценарий урока биологии по теме Мир растений. Наука о растениях — ботаника, 6 класс УМК Пономаревой И.Н.


08.09.2014 г
6 класс
Тема: Мир растений. Наука о растениях - ботаника.
Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; датьпонятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить справилами ТБ в кабинете биологии.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с правилами ТБ в кабинете биологии.
Познакомитьс предметом изучения биологии и ботаники.
Актуализироватьзнания о царствах живой природы, дать понятие «царство».
Показать в общих чертах многообразие растений.
Познакомить с основными направлениями применения ботанических знаний.
Развивающие:
Формировать навыки работы с учебником, тетрадью.
Формировать навык организации рабочего места.
Воспитательные:
1. Формировать чувство ответственности, соблюдение правил ТБ в кабинете биологии.
Оборудование:
Таблицы «Царства живой природы», «Многообразие растений».
Памятка «Как вести тетрадь по биологии»
Ход урока
ОНУ
Изучение новых знаний
Знакомство с кабинетом, правилами ТБ в кабинете биологии (Журнал по ТБ, учащимся расписаться)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью (выяснить, сколько учащихся не имеют учебников)
Знакомство с правилами работы с тетрадью (ДЗ вклеить в тетрадь правила, принести тонкую тетрадь для проверочных работ)
Как работать с учебником?
Задание: Прочитайте текст на стр.3
Вопросы:
Какие параграфы в тексте выделены красным цветом?
Что в тексте отмечено зеленым листом и напечатано мелким шрифтом?
Как в тексте отмечены основные понятия, которые нужно знать?
Как в тексте отмечены понятия, на которые нужно обратить внимание?
Что размещено в конце каждого параграфа?
Что размещено в конце каждой главы?
Где в учебнике размещен словарь терминов?
2. Предмет изучения биологии
Вопрос: В чет уникальность планеты Земля?
В 6 классе будем изучать растения, бактерии, грибы, в 7-ом животных, в 8-ом человека, но обратите внимание на всех учебниках есть общее название «Биология»
Вопрос: Что же такое Биология? Что является предметом изучения этой науки?
Биология - наука о живой природе. Находим определение в учебнике, стр. 4, делаем запись в тетрадь
1802 г. Жан Батист Ламарк
Задание. 1. Выберите объекты живой природы:
Муха, заяц, стол, окунь, гора, береза, сосулька, мухомор, лавина, кишечная палочка, папоротник, компьютерный вирус, сосна , стафилококк.
Вопрос: Как вы различаете живые существа и неживые предметы?
Задание. 2. Разделите живые организмы на группы.
Вопрос: На чем основан ваш выбор?
Вывод: Живые существа очень отличаются друг от друга по строению и по свойствам(Таблица) Поэтому их разделили на царства.
2. Царства живой природыВопрос: Какие царства живой природы вам известны из курса «Природоведение»? чем сходны организмы, объединенные в царства «Растения», «Животные», «Грибы», «Бактерии»?
Задание: Дайте определение понятию «Царство» (при затруднении обращаемся к учебнику стр. 4)
3. Предмет изучения ботаники
Вопрос: Догадайтесь что изучает ботаника, если в переводе с греческого ботанэ - означает растения (запись определения в тетрадь)
Ботаника - наука изучающая царство растений.
Теофраст - отец ботаники, один из первых ботаников древности.
Физминутка (растение - правая рука, животное – левая рука, грибы - похлопали)
4. Многообразие растений
Жизненные формы растений
(Внешний облик растения)
Деревья кустарники кустарнички травы (таблица)
(Составляем схему)
Культурные – растения выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей (нуждаются в уходе человека, произошли от дикорастущих) рис.3, таблица
Дикорастущие - растут и расселяются без участия людей. Рис.4, таблица.
Однолетние
Двулетние
Многолетние
Лекарственные – обладают лечебными свойствами
Декоративные – выращиваются в садах и оранжереях, для украшения.
5. Значение растений
Самостоятельная работа по вопросам §1 пункт «Значение растений»:
(или по подсказкам на слайдах)
вариант: роль растений в природе 2 вариант: роль растений в жизни человека
Заслушивание и обобщение ответов, формулирование вывода.
Роль растений в природе:
растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всех живых существ;
дают пищу животным;
задерживают рост оврагов и движение песков;
смягчают климат (ослабление скорости ветра, зимней стужи, создают прохладу летом);
участвуют в поддержании полноводия рек;
оздоравливают воздух (от пыли, газов, дыма и копоти);
Например, еловые насаждения площадью в 1 га могут задерживать на кронах деревьев до 32 т пыли в год, сосновые - 35, вяза - 43, дуба -54, бука - 68 т. Хвойные выделяют фитонциды - вещества, убивающие микробов - возбудителей болезней человека и растений.
Роль растений в жизни человека:
дают пищу;
строительный материал;
витамины;
лекарства;
ткани;
декоративно-эстетическое;
дикорастущие растения являются резервом для выведения новых сортов культурных растений;
защищают от шума;
ботанические сады - познавательное значение - позволяют показать людям разнообразие растений, сохранять редкие, переселять растения в новые для них условия.
Сделайте вывод для чего необходимо изучать ботанику?
Вывод: растения создают условия для существования всего живого на Земле. Так как их роль в природе, в жизни человека очень велика, растения надо не только беречь, но и охранять.
Охрана растений.
а) правильное использование растительных богатств (для этого необходимо знать строение и жизнь растений, их потребности и возможности).
б) правильное поведение в природе (не рвать дикорастущих цветов, а лекарственные растения собирать под руководством взрослых; помогать в деле возобновления и охраны леса; принимать участие в озеленении своего города, поселка, пришкольного участка).
в) создавать заповедники (для сохранения образцов растительного и животного мира в их естественном состоянии).
г) Красная книга (ее' создают ученые, в ней указаны редкие исчезающие растения, которые нуждаются в охране).
Итог урока:
Что такое царство? Что изучает биология? Ботаника?
Растительный мир на Земле чрезвычайно многообразен.
Почему человеку необходимо изучать ботанику?
ДЗ Читать Введение, §1 Вопросы стр. 7 и 11 Выучить ботаника, биология, царство.