Биология. 6 класс. Урок №1.Тема урока: Ботаника — наука о растениях. Многообразие растений, их значение.


Биология. 6 класс. Урок №1. Дата:_________
Раздел: Введение.
Тема урока: Ботаника - наука о растениях. Многообразие растений, их значение.
Цель урока:
Образовательная:
Изучить понятие о ботанике - науке о растениях, многообразии растений и их значении.
Дать первоначальные сведения о биологической науке, предмете «Биология».
Развивающая:
Развить умение работать с текстом и составлять кластер.
Привить методы обучения на интерактивной доске.
Воспитывающая:
Развить чувство красоты природы родного края. Способствовать формированию патриотизма и чувства бережного отношения к природе.
Тип урока: вводный
Вид урока: комбинированный
Методы: ТРКМ, работа в группах, составление кластера. Работа учащихся на ИАД.
Оборудование: Интерактивная доска, кластеры, карточки-схемы, презентации по биологии.
План урока:
Организационный момент.
Знакомство.
Требования к ведению тетрадей по биологии.
Вводная беседа по ТБ и поведению в кабинете биологии.
Для изучения биологии нужны – учебник «Биология», тетрадь по биологии и для лабораторных работ, знание компьютера и самое главное – что это?
Желание изучать и знать биологию.
Побуждение
БИОЛОГИЯ – ЭТО … (записи ассоциаций на интерактивной доске)
Видеофрагмент – красота и разнообразие органического мира, природа родного края.
Работы уч-ся школы.
1 Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
2 Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
3 Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
4 А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
5 Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
6 И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
7 Люблю мой край!
8 Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
9 Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
2 Введение. Биология – наука о жизни. Беседа.
БИОЛОГИЯ
(с греческого языка)

БИОС ЛОГОС
Жизнь Наука
БИОЛОГИЯ – это многоотраслевая наука о живых организмах, их взаимодействии между собой и с внешней средой.
Слово биология пришло к нам из греческого языка и в переводе дословно означает наука о жизни. Объектом исследования этой естественной науки являются живые организмы, их взаимодействие с окружающей средой и другими организмами.
Впервые биология была выделена в отдельную науку в 19 веке, когда заметили некоторые характеристики, объединяющие определенные организмы в один класс. А введен термин «биология» был значительно позже - в 1800–1802 годах. Независимо друг от друга исследователи Фридрих Бурдахом, Готтфилд Рейнхорд Тревиранус и Жан Батист Ламарк впервые использовали рассматриваемый термин. Со временем, знания, накопленные вследствие исследования живых организмов нашей планеты, позволили разбить биологию на разделы более узкого направления.
Биология включает в себя ботанику (наука о растениях), зоологию (наука о животных), анатомию (наука о строении человека) и микробиологию (наука, изучающая микроорганизмы). Все эти разделы многократно переплетаются. В свою очередь они включают в себя подразделы, специализирующиеся на еще более узком направлении. Этот факт позволяет понять масштабность знаний, накопленных рассматриваемой естественной наукой.
Б) Видовой состав живых организмов – кластер. Работа на интерактивной доске.
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
НЕКЛЕТОЧНЫЕ КЛЕТОЧНЫЕ
ВИРУСЫ ПРОКАРИОТЫ ЭУКАРИОТЫ
БАКТЕРИИ ГРИБЫ
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
Видовой состав живых организмов
Животные – 2 000 000 видов
Растения – 500 000 видов
Грибы – 100 000 видов
Бактерии – 40 000 видов
Растения – 500 000 видов
Ботаника - наука о растениях.
Ботаника - (от греч. botane - трава - растение), наука о растениях, один из основных разделов биологии. Изучает видовое многообразие растений(систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия), закономерности индивидуального и исторического развития (эмбриология, эволюция), родственные связи(филогения), распространение (география растений), взаимоотношения со средой обитания (экология), структуру растительного покрова (геоботаника).По изучаемым объектам выделяют разделы: альгологию - о водорослях, лихенологию - о лишайниках, бриологию - о мхах и др. Ископаемые растения -предмет палеоботаники. Многие сведения о растениях были известны людям с глубокой древности. ""Отцом"" ботаники считают Теофраста. Как стройная система знаний о растениях ботаника оформилась в 18 в. (главным образом в трудах К. Линнея).
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
НИЗШИЕ ВЫСШИЕ
ВОДОРОСЛИ СПОРОВЫЕ СЕМЕННЫЕ
СЕМЕННЫЕ: ГОЛОСЕМЕННЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ)
СПОРОВЫЕ: МОХОВИДНЫЕ, ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНОКООБРАЗНЫЕ
Презентация «Удивительные растения» Самое крупное и самое маленькое растение.
- Какие растения родного края вы знаете?
Составить фронтальный кластер – дети сами пишут на интерактивной доске и в тетрадях.
Подготовка к экскурсии. Опережающее задание: Жизненные формы растений.
Деление на рабочие группы: деревья, кустарники, травы (однолетние, многолетние).
Работа учащихся на ИАД.
Значение растений
В природе В жизни человека
Работа индивидуальная, в парах, общий кластер.
Обобщающая беседа.
Зеленые растения, водоросли, способные к фотосинтезу
Питаются Выделяют
Углекислый газ и вода Кислород и продукты
поглощают распада
Таким образом, весь свободный кислород атмосферы – результат деятельности фотосинтезирующих организмов. А это на Земле – только зеленые растения!
Вот почему берегите растения!
- Чтение с остановками. Введение стр. 5.
Обобщение по уроку: Ботаника - наука о растениях. Растения - живые организмы – это часть природы. Они взаимосвязаны между собой и с окружающей средой.
3 Домашнее задание: Учить «Введение». Стр.4. Знать записи урока. Подготовка к экскурсии: фото, рефераты «Жизненные формы местных растений»
4 Закрепление.
Рефлексия. Почему необходимо охранять растения?
Анализ урока, поощрения, оценки.
Карточки для урока №1.
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
НЕКЛЕТОЧНЫЕ КЛЕТОЧНЫЕ
ВИРУСЫ ПРОКАРИОТЫ ЭУКАРИОТЫ
БАКТЕРИИ ГРИБЫ
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ


ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
НИЗШИЕ ВЫСШИЕ
ВОДОРОСЛИ СПОРОВЫЕ СЕМЕННЫЕ
СЕМЕННЫЕ: ГОЛОСЕМЕННЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ)
СПОРОВЫЕ:
МОХОВИДНЫЕ
ПЛАУНОВИДНЫЕ
ХВОЩЕВИДНЫЕ
ПАПОРОТНОКООБРАЗНЫЕ