СТАТЬЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ WORLDSKILLS.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ WORLDSKILLS.
Н.А. Плешивцева
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий».
Адрес электронной почты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Адрес сайта: бтпит.рф
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не только на консервацию системы, но и на её эффективное обновление. Просто сохранять даже то, что когда-то было лучшим в мире, значит, заведомо остановить процесс развития и предопределить отставание.
Правительством Российской Федерации принята Стратегия, в соответствии с которой образованию отводится важная роль. Так, система образования призвана принять активное участие:
- в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- в укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;
- в кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
- в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
В поручениях Президента Российской Федерации четко определена задача по актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов. На сегодняшний день сформирована правовая база профессиональных стандартов, разработаны методические материалы по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
Профессиональный стандарт и, его обновление на основе лучших практик международных и национальных чемпионатов движения WS, позволит внедрять в деятельность данных специалистов новейшие способы и технологии работы, пропагандировать творческий характер этого высокотехнологичного вида профессиональной деятельности.
Системообразующим компонентом ФГОС СПО является характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам деятельности образовательного процесса. Модульное построение образовательного процесса даст возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований в соответствии с международными установками.
Миссия движения WorldSkills популяризация среднего профессионального образования в России. Его главная проблема заключается в том, что у нас много теории и очень мало практики. Исчезло понятие (наставничество). А вот за рубежом каждый студент имеет наставника на производстве, передает ему свой опыт и знания. Крупным компаниям сейчас нужны не столько инженеры, а сколько рабочие руки. А вот ребята, прошедшие через WorldSkills, могут спокойно найти работу в любой стране.
Для профессии 19. 01.17. «Повар, кондитер» необходима реализация образовательных модулей WSI.
Из полученного опыта эксперта в «I Региональный чемпионат Воронежской области WorldSkills 2014 г.» по компетенции «Кондитерское дело», сделала вывод: о необходимости реализации образовательных модулей с учетом практики WSI. Источниками для разработки образовательных модулей WSI для меня стали документы (техническое описание конкурсного задания, инфраструктурный лист, конкурсное задание, критерии оценивания).
При разработке основной профессиональной образовательной программы на основе профессиональных стандартов я провела сравнительный анализ конкурсных заданий по стандартам WSI и профессиональным модулям ФГОС. В профессиональных стандартах WSI трудовые функции представлены намного шире, чем виды профессиональной деятельности во ФГОС, поэтому при разработке ППКРС внесла некоторые дополнительные разделы в профессиональные модули.
Конкурсное задание WorldSkills 2014 по компетенции «Кондитерское дело» включало в себя приготовление торта и оформлением его композицией из шоколада, мною были внесены изменения в рабочую программу по ПМ 08 «Хлебобулочные, мучные и кондитерские изделия» на 2015-2016 учебный год.
В учебную практику УП 08 «Овладение приемами и навыками при приготовлении хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» ввела раздел « Технология темперирования шоколада и изготовление фигур из него». Что позволяет студентам комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных кондитерских и шоколадных изделий.
Конкурсным заданием во
·
· Воронежском региональном чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills 2015 года по компетенции «Поварское дело» выполняли:
- приготовление вегетарианских фуршетных минизакусок (ово-лакто);
- приготовление горячей закуски, содержащей фаршированную пасту собственного приготовления;
- овощной гарнир - нарезка «Turned»;
- шоколадный брауни, как часть десерта.
Планирую внести изменения в рабочую программу по учебной практике на 2016 -2017 учебный год.
В учебную практику УП 01 «Овладение приемами и навыками при приготовлении блюд и гарниров из овощей и грибов» ввести раздел «Современные формы нарезки (turned)».
В учебную практику УП 06 «Овладение приемами и навыками при приготовлении холодных блюд и закусок» ввести раздел «Приготовление и оформление канапе и легких закусок разнообразного ассортимента».
В учебную практику УП 07 «Овладение приемами и навыками при приготовлении сладких блюд и напитков» ввести раздел «Пищевая добавка «изомальт» и работа с ним», а также «Творческий подход к оформлению блюд, напитков и кулинарных изделий, используя подходящие для этого отделочные полуфабрикаты и украшения».
Опыт участия в качестве эксперта в течение двух лет в WorldSkills помог мне модернизировать программу учебной и производственной практик в ФГОС СПО «Повар, кондитер».
Предлагаю алгоритм внесения изменений в ППКРС по профессии «Повар, кондитер».






Сопоставительный анализ профессии «Повар, кондитер» WSI и действующий ФГОС. на 2015 год.























Литература
Техническое описание конкурсного задания;
Критерии оценивания;
Профессиональные стандарты WSI 2015;
Профессиональный стандарт по профессии «Повар, кондитер»;
Программа II воронежского регионального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WORLDSKILLS;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Общая характеристика профессиональной деятельности

Определение видов деятельности

Описание компетенций WSI и требований к их освоению

Анализ профессии WSI

1. Подготовка сырья и сложных полуфабрикатов для приготовления блюд

1. Подготовка сырья и простых полуфабрикатов для приготовления блюд

2. Приготовление простых блюд

2. Приготовление сложных блюд

WSI

ФГОС

Разработка ППКРС ОО на основе полученных данных

Выбор технологии сопоставления

Обоснование и распределение часов вариативной части

Разработка программ дисциплин МДК и ПМ

Разработка КИМ



15