История храмов Беловского района


Корочкинская ООШ
Историко-краеведческая исследовательская работа
На пути к возрождению

Выполнила: Забелова Валентина, 14 лет,
Корочкинская ООШ.
Руководитель: Сапалева Татьяна Григорьевна,
учитель истории Корочкинской ООШ.

Оглавление
Введение
Православное просвещение-способ нравственного оздоровления общества………………………………………………………………….....3-4
Глава I. Село без храма не стоит…………………………….............5-10
Глава II. Наши традиции……………………………………………..11-16
Заключение………………………………………………………………17-18
Библиография………………………………………………………………19
Введение
Православное просвещение-способ нравственного оздоровления общества
23 января 2012 года в Гостином дворе в Москве состоялось торжественное открытие XX Международных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства»
Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом.

Рождественские чтения - это важный церковно-общественный форум, в ходе которого мы ежегодно подводим итоги в сфере развития православного образования. Это масштабное собрание, с участием всех епархий, позволяет увидеть, как мы исполняем завет Христов идти по всему миру и проповедовать Евангелие, донося знание о Слове Божием каждому, кто в нем нуждается.
«Сегодня во всей странах исторической Руси существует большой запрос на культуру и духовное наследие православия - традиционной для большинства жителей этих стран религии. Наши соотечественники хотят пребывать в православной культуре и получать знания о ней. Мы должны сделать все, чтобы полноценно отвечать на этот запрос. Мы призваны давать знания о православии и тем, кто давно живет в Церкви, и тем кто только учит Символ веры», - сказал Патриарх Кирилл на торжественном открытии XX Международных Рождественских образовательных Чтений.
«Эта потребность общества в православной вере и культуре создает поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов. Ведь знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность: меняет образ мысли и поведение как в его личной, так и в общественной жизни», - добавил он.
По мнению Предстоятеля Русской Церкви, православное просвещение - это еще и способ нравственного оздоровления общества, путь к достижению его устойчивости и к выработке иммунитета против многих социальных недугов, а также к «обольстительной и соблазнительной пропаганде».
«Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не будет сформировано то самое нравственное поколение людей, которые будут способны руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями отличать добро от зла и правду от лжи», - подчеркнул Патриарх.
«Вот почему вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в будущее, в том числе - и в будущее наших стран, это не вопрос, там, «двадцать девятый» в государственной повестке дня, и не самый последний вопрос в программе политических партий, как это иногда бывает. Это - самый главный и фундаментальный вопрос, без этого ничего не получится, без этого мы все будем легко управляемы, а в условиях развития массовых коммуникаций и Интернета эта управляемость обеспечивается технически очень легко», - заключил Патриарх.
Глава I. Село без храма не стоит
Истинная вера
Мудры и прозорливы были наши предки, когда выбирали для сельского храма красивое место. Чтобы вся округа издалека видела дом Божий, чтобы окрест разносился звон колоколов церковных, а люди, подходя к храму, поднимались вверх, как бы тянулись к небесам.
Историки до сих пор спорят: с чего начался развал в деревне, падение всего сельского уклада и крепкой морали. Уж не с разрушения ли храмов, святыни каждого села?
Вглубь веков уходит история строения храмов. Свидетелями течения нашей жизни являются церкви. Все главные события нескольких поколений не минуют храма. Здесь крестили еще наших прапрабабушек и дедушек, сотни лет венчают браки на долгую и счастливую жизнь, отпевают и провожают в мир иной усопших. Каждая церковь, как и человек, тоже имеет свою судьбу. Церковь Святого Михаила Архангела в селе Щеголёк Церковь Святого Михаила Архангела в селе Щеголёк построена в 1783 году. Это деревянное сооружение представляет поистине уникальное здание. Выдержанный несколько лет дуб, прежде чем его употребить в стройку, подгонялся для стен и перекрытий «под рубанок». При соединении бревен, брусьев, досок и прочих крупных и мелких планок были использованы соединения при помощи «замков». Здесь применялись все 33 вида «замков» - способов соединений деревянных деталей. Снаружи храм ошелеван сосновой доской, все гвозди изготовлялись ручным кузнечным способом. Сколько для этого требовалось времени и какие были мастера! Крыша было покрыта миллиметровым железом «в накладку» и «под гребешок».
Она простояла многие годы, даже без покраски.
В те годы у этого храма был небольшой приход, так как недалеко находилась Знаменская церковь. И все-таки много народа приезжало и приходило сюда.
В тридцатых годах началось массовое закрытие и уничтожение православных храмов.
Щеголянская церковь тоже была забита, а иконы, книги, кресты, позолоченная чаша и другая церковная утварь были частично уничтожены и разворованы. Храм стал использоваться как склад под зерновые отходы и колхозное имущество.
Вскоре с. Щеголёк оккупировали немцы. При новых «хозяевах» церковь чуть не постигла непоправимая беда.
Зима 1943 года выдалась особо снежной, что создало непроходимые заносы на дорогах. Враг отступал. Немцы собрали женщин и приказали чистить дорогу из Коммунара на Белицу. Очевидцы рассказывали, что работало более ста человек. Когда участок дороги был очищен от сугробов, людей домой не отпустили, а загнали в церковь. Несмотря на мороз, в храме стояла духота, так как там было много людей. Немцы решили поджечь церковь, но Чернов Клим Борисович, у которого остановились немецкие офицеры, сумел отговорить их от страшного намерения. Один из офицеров открыл двери и напуганные люди разбежались по домам. Так чудом остались живы женщины и сама церковь.
Архангельская церковь находится в самом центре села. Через дорогу в 1967 году было построено здание сельсовета, рядом в 1968 выросла библиотека. В 1979 году, на месте старого кладбища, появился Дом культуры.
Сегодня власти проявляют хозяйскую заботу о состоянии храма. Ведутся текущие ремонты, сооружен алтарь, заменена старая крыша. Храм должен жить.
Преображенская церковь села Долгий Колодезь
При въезде в село Долгий Колодезь любого и каждого встретит полуразрушенное здание церкви. Преображенская церковь села Долгий Колодезь была построена в 1871 году. Освящение храма состоялось 6 августа 1871 года, на престольный праздник, в день Преображения Господня. Церковь строилась по инициативе дворянина П. И. Шагарова, имение которого находилось в деревне Корочка.
Крестьяне сделали цегельню (кирпичный завод), где вручную изготовляли кирпич. На повозках, а то и на плечах, в мешках переправляли его по лугу и болоту к месту строительства церкви. Авторы проекта, а также фамилии мастеров неизвестны, но строительство было добротным, и завершили его быстро. И потекла жизнь храма: шли службы, люди венчались, крестили детей, здесь отпевали покойников. Как же получилось, что Долгоколодезьская церковь сегодня лишь разрушенное здание, брошенное на произвол судьбы без всякого присмотра?
Закрыта она была в 1929 году. В 1930 году в селе образовался колхоз «Искра». Вскоре разделили село на 2 части, появился другой колхоз «4 пятилетка». Когда зерна в хозяйствах стало много и амбары, отобранные у крестьян, не вмещали хлеб, сельская власть стала использовать церковь как склад (гамазею). Люди растащили святости, книги, иконы. И пошло в алтарь колхозное зерно. Мощную кирпичную изгородь сломали, из кирпича которой построили свинарню. Деревья вокруг церкви начали спиливать и выкорчевывать.
Во время войны, когда церковь никем не охранялась и пустовала, нашлись местные варвары, которые сорвали пол над склепом содержателя храма П. И. Шагарова. Павел Илларионович был похоронен прихожанами в правом углу церкви. Эти безжалостные люди нарушили прах этого уважаемого человека, надеясь найти золотые вещи.
В период немецкой оккупации церковь возобновила службу, но после освобождения района опять сюда стали ссыпать фураж и несортированное зерно.
В 1958-1959 годах в селе строили клуб. И чтоб не затрачивать средства на стройматериалы, сломали колокольню на щебень. Церковь накрыли толью, которая быстро пропала. Вода потекла по внутреннему куполу и стенам, смывая штукатурку, а вместе с ней прекрасные художественные творения русских иконописцев. А когда в 1965 году Долгий Колодезь вошел в состав откормсовхоза, гамазея совсем была заброшена. И тогда началась операция «поиск кладов». Ломали топорами, лопатами, долбили стены во многих местах, но золота и серебра не находили. Дошло дело до того, что начали срывать пол. Наткнулись на огромный тайник, но он оказался пустым.
С течением времени около церкви проложили дорогу в правую сторону села. Она прошла как раз по месту, где хоронили священников и почтенных людей Долгого Колодезя. Горько плакала дочь покойного отца Василия Праведникова Варвара Васильевна Комаревцева, когда бульдозер расчищал, срезал еще не истлевшие гробы и останки похороненных людей. Но дорога в 1978 году была выровнена и заасфальтирована.
Энтузиасты надеются восстановить храм и возобновить в нем службу. Составлен список желающих сделать посильное пожертвование на это благородное дело. Но вряд ли что получится из этой затеи, ведь помещение чрезмерно разорено и снаружи, и внутри. А ведь свято место не должно быть пусто.

Песчанский храм Параскевы Мученицы
Песчанский храм Параскевы Мученицы был воздвигнут в 1889 году. В тридцатые годы «досужие» люди сняли колокол, пробовали сорвать купол и крест, какие только ухищрения не придумывали, да только ничего у них не получилось. Так и стоял в центре села храм. Но не собирался сюда народ, здесь было зернохранилище.
В 1989 году церковь вновь начала служить, но по установленным церковным канонам её нужно было освятить, освятить престол, испросить у Бога святую благодать на службу до скончания века.
«Одно дело, когда люди молятся в неосвященном храме, но когда приходит божья благодать, - говорил отец Александр, священник Песчанского прихода, - то и цели становятся более осуществимые».
С согласия владыки Германа в течение двух месяцев шли подготовительные работы. Ведь престол должен быть сделан без единого гвоздя. В престольный праздник 10 ноября владыка Герман осуществил освящение храма Параскевы мученицы. Со всех приходов приехали священники.
Храм Казанской Божией Матери в Крупце
В Крупце храм Казанской Божией Матери разрушили тоже в тридцатые годы прошлого столетия и до сих пор из поколения в поколение передают рассказы, что крупчанские богоборцы, танцевавшие на развалинах своей церкви, наказаны Господом уродством детей и внуков.
Как бы то ни было- народу хочется иметь свое место, где тишина и покой, где можно помолиться и где все смиренны и равны. А когда нет храма, строится часовня, которая напоминает нам о Боге.
Такую часовню открыли в Крупце 10 ноября в день Параскевы Мученицы, и будет она летним храмом, переданным в ведение Песчанского храма святой Параскевы.
На лобном месте, при въезде в село стоит теперь новая обитель Господа, куда потянутся тропинки со всех улиц. Много народу собиралось к часовне в тот день, пришли старики, молодежь, дети. Освятить часовню приехал архиепископ Курский и Рыльский Герман, священники всех Беловских приходов.
«Благословляется и освящается часовня сия Казанской Богородицы окроплением воды священной», - провозгласил Владыка. И многая Лета воздана в молитвах и тем, кто живет здесь, и благодетелю Михаилу, на чьи средства построена часовня. Михаил Васильевич Авершин из тех людей, что хотят сделать что-то для родной земли, где родились, где покоится прах их родных. На свои средства он построил часовню как раз напротив еще сохранившегося родительского дома, сельского погоста и родной школы.
А на том месте, где когда-то стоял храм, возведен теперь покаянный крест. И разве можно говорить, что от храма ничего не осталось! Остались вера в Бога, память и крест с часовней как напоминание, что село живет. Владыка благословил селян, поблагодарил их за часовню и пожелал помощи Божией всем здесь живущим.
«Обращайтесь к Богу и в радости, и в горе», - сказал Владыка. Пусть будет так.
Глава II. Наши традиции
Рождественские приметы
Готовясь к рождественским праздникам, на Руси, строго, соблюдали одно важное правило – тщательно убирали дом. Ну, может, не так основательно, как к Пасхе, но всё-таки скоблили полы, натирали до блеска кастрюли – сковородки, чистили столовые серебро. Пожалуй, этим обычаем не стоит пренебрегать в наши дни.
Так же на Руси были рождественские приметы, например:
Ужину в рождественский Сочельник придавалось большое значение. Стол застилали свежайшей скатертью, ели в торжественном и строгом молчании, однако при этом крестьяне заставляли ребят лазить под стол и пищать там цыпленком, чтоб хорошо плодились куры.
Первый блин в Сочельник презентуют овцам. И вообще – в эту ночь скотинку обильно кормят.
Под Рождество у дверей жгли костры, пологая, что усопшие родители приходят к порогу обогреваться и что от этого огня пшеница народится хорошая.
Коли в Сочельник небо звездисто – богатый приплод скота и много ягод в лесу гарантированы.
Если тропинки черны (то есть маленько подтаяли) – урожай на гречку.
Если перед Сочельником случится иней, то хлеб сеют только до Петрова дня (12 июля), а если иней после, то сеют и дальше.
Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо плодоносили.
Снегопад в Рождество – к урожайному году.
От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя – грех. С охотником может случиться несчастье.
На Рождество метет метель – пчелы будут хорошо роиться.
Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.
На Рождество лег иней – жди большого урожая хлеба, небо звездисто – урожай на горох.
На Рождество нехорошо, если первой (из чужих) в гости придет женщина, - в том доме весь год будут болеть бабы.
Перед праздничной трапезой опутывают ноги стулу, чтобы скот не сбегал.
Ради большого приплода ягнят некоторые сажали на овечью шубу первого гостя, пришедшего «славить» в день Рождества Христова.
В день Рождества родня хозяина не выпускает его со двора – коровы заблудятся.
Гуляния на масленичной неделе
Понедельник называется «встреча». В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму (Марена вместе с Ярилой ушли в отставку), с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник - «заигрыш». Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые. В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины. Четверг - «разгуляй», веселье достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу («тещины вечерки») чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу («золовкины посиделки») молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок.
В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу - до следующего года.
Блины с припеком
Блины с припеком - так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком - это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и «предки» закрытой пиццы.
Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку («припек») и заливают его новой порцией теста так, чтобы «припек» оказался внутри блина. Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.
Ореховые блины
Творог 250 г., молоко 220 мл., лимон 1 шт., сахарная пудра 1-2 ст. л., свежезамороженная малина 200 г, белки 2 шт., желтки 2 шт., крахмал 50 г., мука 100 г., молотые орехи 3 ст. л., сахар 3 ст. л., соль, растительное масло. Перемешать творог и 2 ст. л молока. Лимон вымыть, натереть цедру и добавить ее к творогу. Отжать сок из лимона и перемешать с массой.
Посыпать сахарной пудрой. Разморозить малину. Белки взбить. Замесить тесто из крахмала, муки, орехов, желтков, соли и 200 мл молока. Осторожно, снизу вверх, перемешать со взбитыми белками. Испечь из теста в масле маленькие блинчики. Половину блинов намазать творогом, сверху выложить малину и накрыть оставшимися блинами.
Пасхальные писанки Есть такая традиция, что на Пасху нужно расписывать яйца.
По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскрес!». Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мёртвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.
Традиция дарения друг другу крашеных яиц на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, гусиными, лебедиными, голубиными, утиными), крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные.
Расписывать можно и настоящие куриные яйца, и декоративные деревянные. Съедобные яйца нужно употреблять в тот же день, максимум – на следующий.
Раньше яйца красили природными веществами. Красноватого оттенка добивались, приготовив яйца в отваре луковой шелухи, зеленого – в отваре березового листа, черный цвет давал отвар яблочной коры.
Пасхальные яйца бывают двух видов: 1. «Крашенки» - однотонные яйца. 2. «Писанки» - расписные яйца.
Каждый символ расписного яйца имеет значение.
Треугольник – бессмертие;
Дубовый лист – справедливость;
Солнце – центр, основа;
Спираль – плодородие;
Рыба – вода, жизнь;
Квадрат, разделенный на четыре равные части, - символ планеты;
Елка – символ всего живого;
Грабли означают дождь, надежду на хороший урожай.
А ещё яйца украшали различными орнаментами.
Волнистая линия – символ бесконечности и тернистый путь Христа.
Сосна – символ здоровья;
Голубь – символ души;
Сеточка – символ судьбы;
Жёлтая сеточка – символ солнца;
Дубок – символ силы;
Точечки – символ плодородия;
Сливки – символ любви;
Ягодка – символ матери;
Цветочки – символ девичества.
Традиционны для пасхальных яиц стилизованные буквы «ХВ», то есть «Христос Воскрес!».
Считается, что пасхальные яйца берегут дом от пожаров и других бед. В древности девушки даже клали крашеные яйца в воду и утром умывались ею, чтобы стать красивее!
Незабываемое
Это было пять лет назад. На рождественские каникулы папа отвез меня погостить к тете Тане в поселок Конешевка. Зима в том году выдалась суровая, и на Рождество был крепкий мороз. Два дня затем мела метель, на улицах стояли большие сугробы. Ох, и здорово было слететь на санках с высокой горы и повалиться в пушистый снег! Домой я приехала в сумерках, вся в снегу.
Наступил крещенский сочельник. Тетя Таня и дядя Сережа ничего не ели до вечера – соблюдали дозвездный пост. Я сначала тоже хотела сделать, как они, но не выдержала и поела гречневой каши, запив её чаем из сушеной смородины. Я долго стояла у замерзшего окна и старалась не пропустить появление первой звезды.
Рано утром мы отправились на реку, где собралось много людей. Во льду на реке вырубили прорубь в виде креста и вокруг нее на снегу зажгли свечи. Это место называлось «иордань». Отец Николай освятил её и вместе с певчими все запели тропарь праздника. Потом люди набирали священную воду, которая исцеляет болезни, усмиряет гнев, утешает в горе.
Когда мы пришли домой, тетя попросила меня сломать одну веточку от елки во дворе и ей окропила весь дом крещенской водой. Я ходила за ней с зажженной свечкой и запоминала слова праздничного тропаря.

Заключение
Православие имело огромное значение и определило пути развития России на последующее тысячелетие. Прежде всего, православие открыло славянам истинного Бога. Это, в свою очередь, повлияло на всю жизнь государства. Православие смягчило нравы, начало бороться с кровной местью, с жестоким рабством, проповедуя, что рабы тоже люди. Православие полностью изменило языческое понятие о семье, так как по православным законам многожёнство было запрещено, и брак стал пожизненным союзом мужа и жены, освящённым и скреплённым церковным таинством венчания.
С самого начала православная церковь стала "заведовать" духовно-моральной жизнью на Руси. Церковь разбирала ссоры между членами семьи, решала все вопросы, касающиеся брака (до революции 1917 г. в России не было "гражданского" брака, а только церковный). При этом церкви подчинялись все граждане и все классы общества, включая и князей.
Православная церковь на многие годы стала носительницей и кормилицей русской культуры. Славянская азбука, созданная на основе греческой двумя монахами, Кириллом и Мефодием, за 100 лет до Крещения Руси, дала славянам письменность, без которой невозможна никакая культура. Появившиеся вскоре монастыри явились, вплоть до их уничтожения коммунистической властью, своего рода университетами, в которых учёные монахи занимались науками, развитием сельского хозяйства (без использования рабов) и просвещением народа.
Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир.
Православие также сыграло решающую роль в создании летописей, или своего рода дневников, в которых монахи записывали исторические факты. Записи эти велись на основании наблюдений самих летописцев, по рассказам очевидцев, а также со слов воинов, принимавших участие в боях и походах русских князей. Наши знания о далёком прошлом нашей Родины, в основном, черпаются из летописей. В монастырях устраивались библиотеки и почти все писатели древней Руси вышли из монастырей.
Православие также положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам ( русско-византийское зодчество ), а потом - в своём, русском стиле. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр.
Православная вера также придала необычайную крепость русскому государству, строящемуся с этих пор на принципах терпимости и твёрдого убеждения в том, что не в силе Бог, а в правде. Именно это помогло русским впоследствии перенести татарское иго, частые нашествия врагов и - после каждого бедствия - оказаться сильнее, чем до него. Только в XX столетии, растеряв своё православное наследие, Россия не смогла противостоять марксизму, подвергшему её неслыханному духовному и физическому разгрому, и пришла в ничтожество.
Библиография
Богданова А.А. В помощь учителю. Уроки Закона Божия церковной школы. Москва, 2010.
Газета «Беловские зори» № 81, 77- 2010г.
Сайт Общероссийской олимпиады по основам православной культуры: www.pravolimp.ru