Проектная работа на тему: «Учебно-методический комплекс по физике «Электрические явления» 8 класс».


Муниципальное казённое образовательное учреждение Инзенская средняя школа№2
Проектная работа
на тему: «Учебно-методический комплекс по физике «Электрические явления» 8 класс».
Работу выполнила
учитель физики МКОУ Инзенская С Ш №2
Курушина Галина Владимировна

Инза
2016

С одержание TOC \o "1-3" \h \z \u Введение.Рабочая программаПрактическое приложение.К уроку №1 тест-1 по закреплению изученного материала.К уроку №2 самостоятельная работа по изучению нового материала параграф 50.К уроку №3 тест-2 « Делимость электрического заряда».К уроку №4 письменная проверка домашнего задания.К уроку №5 тест-3 «Объяснение электрических явлений».К уроку №6 контрольная работа №1 по теме «Электрические явления».К уроку №7 самостоятельная работа по изучению нового материала.К уроку №8 самостоятельная работа по изучению нового материала.К уроку №9 письменная проверка домашнего задания.К уроку №10 самостоятельная работа по изучению нового материала.К уроку №11 лабораторная работа №1 «Сборка электрической цепи».К уроку №12 тест-4 «Электрическая цепь».К уроку №13 лабораторная работа №2 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».Урок №14 лабораторная работа №3 «Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра».Урок №15 самостоятельная работа по изучению нового материала.Урок № 16 письменная проверка домашнего задания.Урок №17 тест-5 «Закон Ома для участка цепи».Урок №18 лабораторная работа №5 « Изучение последовательного соединения проводников».Урок №19 лабораторная работа №6 «Изучение параллельного соединения проводников».Урок №20 самостоятельная работа. Решение задач по баллам.Урок №21 самостоятельная работа.Урок №22 лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности электрического тока».Урок №23 физический диктант.Урок №24 контрольная работа №2 по теме «Электрический ток».Список литературы

Введение.Данная работа содержит учебно-методический комплекс по физике по теме «Электрические явления» для 8 класса. Она включает в себя рабочую программу, в виде технологической карты, в которой разработаны дидактические цели, содержание учебного материала, методы обучения и ФОПД, требования к знаниям, умениям учащихся определены формы учебных занятий и система контроля. Технологические карты разработаны по темам «Электрические явления», «Электрический ток».
В УМК входит комплект контролирующих материалов, содержащий самостоятельные работы, тесты, диктанты, контрольные работы, обеспечивающие дифференцированный подход к обучению. Ко всем видам контроля разработаны цели и представлены критерии оценок.
При выполнении лабораторных работ также осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся, так как определен объем выполнения заданий на оценку «3», «4», «5».
УМК позволяет следить за формированием навыков и умений учащихся, за развитием их творческих способностей, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Рабочая программа
Практическое приложение.
К уроку №1 тест-1 по закреплению изученного материала.Цель: Закрепить полученные знания об электрических зарядах и законе их взаимодействия.
Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды?
Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?
Какие два типа зарядов существуют в природе?
Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?
Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?
Что можно сказать о зарядах данных шариков?

Как заряжена палочка?
Каким зарядом был заряжен электроскоп?
Что можно сказать о зарядах данных шариков?
Что можно сказать о зарядах шарика и палочки?
Критерии оценки ответов учащихся.
«5» - девять-десять правильных ответов.
«4» - восемь-семь правильных ответов.
«3» - шесть правильных ответов.
К уроку №2 самостоятельная работа по изучению нового материала параграф 50.Цель: Самостоятельно изучить явление электризации, составить конспект в рабочей тетради.
План описания явления электризации.
Определение явления.
Условия протекания.
Сущность.
Применение электризации.
Критерии оценки конспектов учащихся:
«5» - выполнены все пункты плана.
«4», «3» - выполнены три пункта плана.
К уроку №3 тест-2 « Делимость электрического заряда».Цель: Проверить полученные знания по изученной теме.
1. Можно ли объяснить явление электризации с помощью молекулярной теории строения вещества?
а) можно,так как молекулярная теория объясняет тепловые явления
б) можно, так как молекулы состоят из атомов
в) нельзя, так как молекулы и атомы не имеют электрического заряда.
2. Если предположить, что в природе существуют заряженные частицы, то деление заряда должно привести к
а) обнаружению частицы, имеющей наименьший заряд
б) доказательству сложного строения молекул
в) доказательству сложного строения атомов
3. В опыте по делению электрического заряда заряд пылинки оказался равным -1,6*10-15 Кл. Сколько «избыточных» электронов находится на пылинке?
а) 100
б)1000
в) 10000
4. Отрицательно заряженная пылинка находится в равновесии в поле положительно заряженной пластины. Что произойдет, если пылинка потеряет половину своего заряда ,а заряд пластины увеличится в 2 раза?
а) останется в равновесии
б) начнет двигаться вниз
в) начнет двигаться в вверх
5. Существует ли заряд без частицы?
а) существует, так как при электризации масса тела не меняется
б) существует, так как во время электризации мы не видим движение частиц
в) не существует, так как заряд- это свойство частицы
Критерии оценки ответов учащихся:
«5» - ошибок нет
«4» - допущена одна ошибка
«3» - допущены две ошибки
К уроку №4 письменная проверка домашнего задания.Цель: Проверить знания учащихся по изученной теме.
I вариант II вариант III вариант
№1 Рассказать по плану об электризации. №1 Рассказать по плану об электрометре. №1 Рассказать по плану об электрическом заряде.
№2 Нарисовать модель атома водорода. №2 Нарисовать модель атома гелия. №2 Нарисовать модель атома лития.
№3 Задание 44 №1. №3 Задание 44 №2. №3 Задание 44 №3.

Критерии оценки ответов учащихся:
«5» - три номера выполнены правильно.
«4» - первый и второй номер выполнены правильно.
«3» - первый и второй номер выполнены не полностью.
К уроку №5 тест-3 «Объяснение электрических явлений».Цель: Проверить умение учащихся объяснять сущность электрических явлений.
1. О положительно заряженном теле говорят в случае, если тело имеет
а) избыток протонов
б) избыток электронов
в) недостаток электронов
2. Тело электризуется, когда оно приобретает или теряет
а) протоны
б) электроны
в) нейтроны
3. Какое выражение является законом сохранения электрического заряда
а) q1+q2+…+qn 0
б) q1+q2+…+qn0
в) q1+q2+…+qn= const
4. Проводниками называются вещества, в которых есть свободные
а) нейтроны
б) протоны
в) электроны
5. Почему притягивается к положительно заряженной стеклянной палочке незаряженная металлическая гильза
а) в поле гильза приобретает положительный заряд
б) в поле свободные электроны переходят на поверхность, обращенную к палочке
в) палочка передает гильзе заряды противоположного знака
6. Заземление основано на
а) особых свойствах земного шара притягивать заряды
б) том, что Земля – гигантский шар
в) том, что Земля – проводник электричества
Критерии оценки ответов учащихся:
«5» - ошибок нет
«4» - допущена одна ошибка
«3» - допущены две ошибки
К уроку №6 контрольная работа №1 по теме «Электрические явления».Цель: Проверить знания учащихся по изученной теме, их умение объяснять сущность электрических явлений и знание областей применения электризации.
Вариант 1 « на 3».
№1. Почему между ремнем и шкивом, на который он надет, при работе проскакивают искры?
№2. Укажите, какая часть атома несет положительный заряд, а какая отрицательный?
№3. Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов, сколько протонов имеет ядро атома кислорода?
№4. Выберите из перечисленных материалов проводники и диэлектрики: серебро, бронза, уголь, стекло, медь, воздух.
№5. Изобразите на рисунке взаимодействие двух положительно заряженных шариков, подвешенных на нитях.
Вариант 2 « на 4».
№1. Почему расходятся листочки электроскопа, если его шарика коснуться заряженным телом?
№2. пылинка падает под действием силы тяжести. Оказавшись над пластинкой, заряженной отрицательно, она замедлила свое движение. Изменится ли скорость движения пылинки, если пластинку зарядить положительно? Сделайте рисунок.
№3. Металлический шар, имевший положительный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральным. Можно ли сказать, что заряды в шаре исчезли?
№4. Известно, что в состав атома лития входят три протона. Сколько всего частиц в атоме лития? Сделайте рисунок модели атома.
№5. Изменится ли масса шара, заряженного отрицательным зарядом, если к шару прикоснуться пальцем? Почему?
Вариант 3 «на 5».
№1. Один шар заряжен положительно, другой - отрицательно. Как и почему изменится масса шаров после их соприкосновения?
№2. Почему сближаются листочки заряженного электроскопа, если к его шарику поднести палец?
№3. Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать поглубже, где слои земли всегда влажные?
№4. Капелька масла сообщили отрицательный заряд, и она медленно движется к пластинке, заряд которой может изменяться. Что нужно сделать, чтобы остановить капельку, заставить двигаться ее вверх?
№5. Небольшой заряженный шарик поместили в центр незаряженной проводящей сферы. Изобразите распределение зарядов в проводящей сфере.
Критерии оценки контрольной работы:
При наличии 1-2 недочетов ставится соответствующая оценка каждому варианту. Оценка снижается на 1 балл, если выполнена 4 номера из 5.
К уроку №7 самостоятельная работа по изучению нового материала.Цель: Изучить устройство и принцип действия различных источников тока.
План описания прибора.
Назначение.
Устройство.
Принцип действия.
Применение.
Критерии оценки самостоятельной работы:
«5» - полностью описаны в рабочей тетради пять видов источников тока.
«4» - полностью описаны в рабочей тетради четыре вида источника тока.
«3» - полностью описаны в рабочей тетради три вида источника тока.
К уроку №8 самостоятельная работа по изучению нового материала.Цель: Изучить устройство и принцип действия гальванометра, составить конспект в рабочей тетради.
План описания прибора.
Назначение.
Устройство.
Принцип действия.
Применение.
Критерии оценки самостоятельной работы:
«5» - выполнены все пункты плана.
«4» - выполнены три пункта плана.
«3» - выполнены три пункта с недочетами.
К уроку №9 письменная проверка домашнего задания.Цель: Проверить знания учащихся по изученной теме «Действия электрического тока».
Укажите, какие действия электрического тока используются в следующих случаях:
Освещение комнаты.
Хромирование столовых приборов.
Нагревание воды кипятильником.
Работа швейной машинки.
Нагревание утюга.
Серебрение ювелирных изделий.
Работа аккумулятора.
Приготовление пищи на электроплите.
Заполните таблицу:
Тепловое действие Магнитное действие Химическое действие
Критерии оценки:
«5» - все колонки таблицы заполнены правильно.
«4» - допущены 1-2 ошибки.
«3» - допущены 3 ошибки.
К уроку №10 самостоятельная работа по изучению нового материала.Цель: Изучить устройство и принцип действия амперметра.
План описания прибора.
Назначение.
Устройство.
Принцип действия.
Применение.
Критерии оценки самостоятельной работы:
«5» - выполнены все пункты плана.
«4» - выполнены три пункта плана.
«3» - выполнены три пункта с недочетами.
К уроку №11 лабораторная работа №1 «Сборка электрической цепи».Цель: Научиться собирать электрическую цепь и измерять силу тока на ее различных участках.
Требования к объему выполнения заданий лабораторной работы:
на «3» - измерить силу тока на двух участках электрической цепи.
на «4» - измерить силу тока на трех участках электрической цепи.
на «5» - измерить силу тока на всех участках электрической цепи, содержащей две лампочки и резистор.
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена в полном объеме.
«4» - допущены 1-2 недочета.
«3» - допущены 3 недочета.
К уроку №12 тест-4 «Электрическая цепь».Цель: Проверить знания учащихся по изученной теме, умение читать схемы электрических цепей.
Вариант 1.
Какое превращение энергии происходит в …
I. Электрофорной машине
II. Термоэлементе
III. Фотоэлементе
IV. Аккумуляторе
V. Гальваническом элементе
1. Механическая энергия в электрическую2. Световая энергия в электрическую3. Внутренняя энергия в электрическую4. Химическая энергия в электрическую 2.Укажите, на рисунке условное обозначение
I. Аккумулятора
II. Батареи аккумуляторов
III. Генератора
IV. Соединение проводников
V. Пересечение проводов без соединения
Вариант 2.
Какое превращение энергии происходит в …
I. Электрофорной машине
II. Термоэлементе
III. Фотоэлементе
IV. Аккумуляторе
V. Гальваническом элементе
1. Механическая энергия в электрическую2. Световая энергия в электрическую3. Внутренняя энергия в электрическую4. Химическая энергия в электрическую 2. Укажите на рисунке условное обозначение
I. Электрического звонка
II. Электрической лампы
III. Двухполюсного выключателя
IV. Выключателя
V. Зажимов прибора
Критерии оценки ответов учащихся:
«5» - допущена 1-2 ошибки
«4» - допущены 3 ошибки
«3» - допущены 4 ошибки
К уроку №13 лабораторная работа №2 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».Цель: Научиться включать вольтметр в электрическую цепь и измерять напряжение на ее различных участках.
Требования к объему выполнения заданий лабораторной работы:
на «3» - измерить напряжение на каждой лампочке.
на «4» -измерить напряжение на всех участках цепи.
на «5» - измерить напряжение в цепи, содержащей две лампочки и резистор.
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена в полном объеме.
«4» - допущены 1-2 недочета.
«3» - допущены 3 недочета.
Урок №14 лабораторная работа №3 «Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра».Цель: Научиться измерять сопротивление проводника при помощи вольтметра и амперметра.
Требования к объему выполнения заданий лабораторной работы:
на «3» - измерить силу тока и напряжения в цепи с одним проводником и рассчитать сопротивление.
на «4» - измерить силу тока и напряжения в цепи с двумя проводниками и рассчитать их сопротивление.
на «5» - измерить силы тока и напряжения в цепи с двумя резисторами и лампочками. Рассчитать их сопротивление.
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена в полном объеме.
«4» - допущены 1-2 недочета.
«3» - допущены 3 недочета.
Урок №15 самостоятельная работа по изучению нового материала.Цель: Изучить устройство и принцип действия реостата.
План описания прибора.
1. Назначение.
2. Устройство.
3. Принцип действия.
4. Применение.
Критерии оценки самостоятельной работы:
«5» - выполнены все пункты плана.
«4» - выполнены три пункта плана.
«3» - выполнены три пункта с недочетами.
Лабораторная работа №4 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата».
Цель: Научиться включать реостат и регулировать с его помощью силу тока в цепи.
Требования к объему выполнения заданий лабораторной работы:
на «3»и «4» - измерить силу тока при двух положениях ползунка реостата.
на «5» - измерить силу тока при трех положениях ползунка реостата.
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена в полном объеме.
«4» - допущены 1-2 недочета.
«3» - допущены 3 недочета.
Урок № 16 письменная проверка домашнего задания.Цель: Проверить знания учащихся по изученным темам.
I вариант II вариант III вариант
№1 Рассказать по плану о силе тока. №1 Рассказать по плану о напряжении. №1 Рассказать по плану о сопротивлении.
№2 Рассказать по плану о гальванометре. №2 Рассказать по плану о амперметре. №2 Рассказать по плану о вольтметре.
№3 Задание 62 №5. №3 Задание 61 №4. №3 Задание 58 №3.

Критерии оценки ответов учащихся:
«5» - три номера выполнены правильно.
«4» - первый и второй номер выполнены правильно.
«3» - первый и второй номер выполнены не полностью.
Урок №17 тест-5 «Закон Ома для участка цепи».Цель: Проверить знание учащимися закона Ома.
1. Сила тока в проводнике
а) не зависит от напряжения
б) обратно пропорциональна напряжению
в) прямо пропорциональна напряжению
2. Какая величина в опыте по определению зависимости силы тока в проводнике от его сопротивления не меняется
а) напряжение
б) сопротивление
в) сила тока
3. Какая формула выражает закон Ома для участка цепи
а) U= I*R
б) R=U/I
в) I= U/R
4. Паяльник подключен к источнику тока напряжением 100 В. Сопротивление нагревательного элемента паяльника равно 200 Ом. Какова сила тока в элементе
а) 0,5 Аб) 2А
в) 0,1 А5. Чему равно напряжение на резисторе, если его сопротивление 1 кОм, а сила тока в нем 1мА.
а) 10В
б) 1В
в) 0,1В6. Определить сопротивление проводника, используя график зависимости силы тока от напряжения
а) 1кОм
б) 1 Ом
в) 100 ОМ
Критерии оценки ответов учащихся:
«5» - ошибок нет
«4» - допущена одна ошибка
«3» - допущены две ошибки
Урок №18 лабораторная работа №5 « Изучение последовательного соединения проводников».Цель: Исследовать взаимосвязи между силой тока, напряжением и сопротивлением проводников.
Требования к объему выполнения заданий лабораторной работы:
на «3» и «4»- проверить законы последовательного соединения в цепи с двумя резисторами.
на «5» - проверить законы последовательного соединения в цепи с двумя резисторами и лампочкой.
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена в полном объеме.
«4» - допущены 1-2 недочета.
«3» - допущены 3 недочета.
Урок №19 лабораторная работа №6 «Изучение параллельного соединения проводников».Цель: Исследовать взаимосвязи между силой тока, напряжением и сопротивлением проводников при параллельном соединении.
Требования к объему выполнения заданий лабораторной работы:
на «3» и «4»- проверить законы параллельного соединения в цепи с двумя резисторами.
на «5» - проверить законы параллельного соединения в цепи с двумя резисторами и лампочкой.
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена в полном объеме.
«4» - допущены 1-2 недочета.
«3» - допущены 3 недочета
Урок №20 самостоятельная работа. Решение задач по баллам.Цель: Научить решать задачи по пройденной теме, развивать навыки самостоятельной работы.
Учащимся предлагается список задач из сборника задач по физике Лукашика В.И. Каждой задаче присваивается определенное количество баллов в зависимости от степени сложности.
№1244 – 1б.
№ 1251 – 2б.
№ 1252 – 3б.
№1280- 1б.
№1285- 2 б.
№1303- 3б.
№1345- 2б.
№1352- 3б.
№ 1366- 2б.
Критерии оценки решения задач:
«5»- 19-15 баллов.
«4»- 14-10 баллов.
«3»- 9- 8 баллов.
Урок №21 самостоятельная работа.Цель: Проверить умение решать задачи по пройденной теме.
Вариант 1 на «3».
1. Сила тока в цепи составляет 2А. Что это означает?
2. Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 50 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 2А.
Вариант 2 на «4».
1. Зависит ли величина сопротивления проводника от напряжения на его концах?
2. Электрическая печь, сделанная из никелиновой проволоки длинной 56,25 м и сечением 1,5 мм2, присоединена к сети напряжением 120 В. Определить силу тока протекающую по спирали.
Вариант 3 на «5».
1. Постройте графики зависимости силы тока в проводнике от напряжения, если при напряжении 6 В сила тока в первом проводнике- 3А; если при напряжении 4 В сила тока во втором проводнике- 3А. Чем отличаются друг от друга эти проводники?
2. Какова масса медного провода, который имеет площадь сечения 0,85 мм2 и сопротивление 2 Ом.
Критерии оценки самостоятельной работы:
При наличии 1-2 недочетов ставится соответствующая оценка каждому варианту. Оценка снижается на 1 балл, если выполнен 1 номер из 2.
Урок №22 лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности электрического тока».Цель: Научиться измерять работу и мощность электрического тока.
Требования к объему выполнения заданий лабораторной работы:
на «3» - измерить силу тока и напряжения на лампочке и вычислить мощность.
на «4»- измерить силу тока и напряжение на лампочке, вычислить мощность и работу тока.
на «5» - измерить силу тока и напряжение на лампочке, вычислить мощность и работу тока, рассчитать погрешности измерений.
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена в полном объеме.
«4» - допущены 1-2 недочета.
«3» - допущены 3 недочета.
Урок №23 физический диктант.Цель: Проверить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.
I. Напишите буквенное обозначение, единицу измерения физических величин
1) сила тока
2) сопротивление
3) напряжение
4) удельное сопротивление
5) длина проводника
6) мощность
7)количество теплоты
8) площадь сечения
9) работа тока
10) время
II. Продолжите предложение
1) Закон, связывающий силу тока, напряжение и сопротивление называется …
2) Величина, характеризующая противодействие проводника протеканию тока называется …
3) Величина, характеризующая быстроту завершения работы, называется…
4) Количество теплоты, выделяющееся при протекании тока по проводнику, определяется по закону…
5) Общее сопротивление при последовательном соединении проводников определяется по формуле…
6) Сила тока при параллельном соединении проводников равна…
7) Работа электрического тока равна…
8) Общее сопротивление при параллельном соединении проводников определяется по формуле…
9) Напряжение при последовательном соединении проводников равно…
10) Сила тока при последовательном соединении проводников равна…
III. Начертите схему электрической цепи, содержащую три потребителя, соединенных 1) последовательно, 2) параллельно.Критерии оценки физического диктанта:
«5» - допущена 1 ошибка в третьей части диктанта.
«4» - допущено по 1 ошибке во второй и третьей части диктанта.
«3» - допущено по 1 ошибке в каждой части диктанта.
Урок №24 контрольная работа №2 по теме «Электрический ток».Список литературы1. Пурышева, Н.С.
Физика. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.- 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008.-255 с.
2.Полянский С.Е.
Поурочные разработки по физике : 8 класс. Изд. 2-е испр. и доп. – М.: ВАКО, 2004.- 336с. – (В помощь школьному учителю).
3.Пеннер Д.И., Худайбердиев А.
Программированные задания по физике для 6-7 классов средней школы: Дидакт. материал. Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
4. Сыпченко Г.В.
Физика. 8 класс. Тесты.- Саратов: Лицей,2011.-80 с.
5. Лукашик В.И.
Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.- 21-е изд.- М.: Просвещение,2008.- 240 с.
6. Кирик Л.А.
Физика-8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.- М.: «Илекса» , 2005.- 208 с.
7. Ханнапов, Н.К.
Физика. Тесты. 8 класс / Н.К. Ханнапов, Т.А. Ханнапова. _ М.: Дрофа,2008. – 112 с.
8. Марон, А.Е.
Физика. 8 класс : учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е.А.Марон.- 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007.- 125 с.