Смысловое чтение, работа с информацией


Смысловое чтение, работа с информацией
Спросил у мудреца человек:
-Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?
На что мудрец ответил встречным вопросом:
-А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера?
Человек, подумав сказал:
-Чтобы поддерживать жизнь в теле, я ем чтобы не умереть.
Мудрец сказал:
-Да. Вот и я, читая книги,  поддерживаю жизнь своего духа, питая его  мудростями.  Чтобы дух мой не умер.
В соответствии с ФГОС ООО и примерными программами по русскому языку процесс обучения русскому языку должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка и способности классифицировать языковые явления и факты, но и на формирование функциональной грамотности.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений [10, с. 3].
Одним из основных ожидаемых результатов обучения в основной школе является формирование и развитие основ читательской компетенции.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
Бортовой журнал
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
Пример: урок на тему «Типы речи».
Изучаемые понятия Известная информация Новая информация
Повествование Описание Рассуждение Ромашка БлумаТаксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов.ВоспроизведениеПростыеКто? Когда? Где? Как? ПониманиеУточняющиеПравильно ли я понял..? ПрименениеПрактическиеКак можно применить..? Что можно сделать из..? АнализИнтерпретационныеПочему? СинтезТворческиеЧто будет, если..? ОценкаОценочныеКак вы относитесь ?Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Например: От чего зависит выбор написания н/нн в суффиксах причастий?
Творческие вопросы содержат частицу «бы», в его формулировке есть элементы условности, предположения, прогноза: Что изменилось бы, если …? Например: Что изменилось бы в системе правописания, если бы утвердилось «письмо по звонам» (предложение В.К. Тредиаковского «Разговор чужестранного человека с российским об орфографии ...», где замечено, что письмо «по кореню» не всегда соблюдается, поэтому надо писать «по звонам»).Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Как вы относитесь к высказыванию автора (героя)?»
Практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой: как можно применить знание о том, что причастия бывают действительные и страдательные? В текстах какого типа и стиля речи используются термины? Зачем нам нужно знание о видах придаточных предложений?
Пример: при изучении темы «Односоставные предложения» предлагаем нарисовать с учащимися ромашку, каждый лепесток которой имеет свой определенный вопрос.
Простой вопрос: какие предложения называются односоставными?
Уточняющий вопрос: из какого члена предложения может состоять односоставное предложение?
Вопрос-интерпретация: почему односоставные предложения делятся на такие группы?
Практический вопрос: какие предложения в тексте являются односоставными?
Оценочный вопрос: нужны ли односоставные предложения в речи и почему?
Творческий вопрос: можно ли составить текст, состоящий только из односоставных предложений?
Двойной дневник
Упражнение «Двойной дневник» дает возможность ученикам тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории.
Технически дневник организуется следующим образом:
Лист бумаги делится на два столбца. В левом столбце записываем (конспектируем) те части текста, которые привлекли особое внимание. В правом столбце необходимо написать комментарий к фразе, которая была отмечена слева: почему записана именно эта цитата? О чем она заставляет задуматься? Какие вопросы возникли?
Таким образом, читая текст, нужно прерываться и делать записи в «Двойном дневнике». Можно заранее условиться о минимальном количестве записей. Этот приём позволяет формировать и совершенствовать умения тезирования, цитирования, верного оформления записи текста.
Пример выполнения задания по упражнению учебника «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень» А. и. Власенкова, Л. М. Рыбченковой (текст стать Д. С. Лихачёва «Любовь, уважение, знание»).
Текст (тезисы, цитаты) Моя интерпретация1. Культурное наследие надо оберегать. Культурное наследие - памятники архитектуры, живописи, литературы.
Согласен с утверждением.
2. Горестные и грустные картины действительности. Что имеем - не храним, потерявши - плачем.
3. Пример вандализма на Бородинском поле. Кто не ценит прошлого, у того нет настоящего.
4. «Утрата любого памятника
культуры невосстановима». С исчезновением памятника исчезает дух того времени, в котором он создавался
5. Любовь к Родине начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе Согласен. Ассоциация: строки из песни "с чего начинается родина»
6. «Важнейшие человеческие качества и поможет открыть в своей душе история, любовь, уважение, знание» Любовь к Родине, уважение к другим и самому себе, знание прошлого, истории. В этой фразе смысл названия, идея.
Фишбоун (рыбий скелет)
Прием «фишбоун» позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на рыбную кость, рыбий скелет (отсюда и название).
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Пример: тема «Безударные гласные в корне слова»
Голова – Орфограммы-гласные буквы.
Верхние косточки – проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные.
Нижние косточки – морфема, правило.
Хвост – знать условия выбора буквы.
Можно представить таким образом и тему, не имеющую проблемного звучания; схема помогает структурировать материал, например по теме «Способы словообразования».
Варианты работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.
Стратегия № 1. Направленное чтение
Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
1. Актуализация.
Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.
2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.
3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.
4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.
5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.
Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах.
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.
Стратегия № 4. Дневник двойных записей.
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, .напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Стратегия № 5. Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Стратегия № 6. Синквейн.
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проработанного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна.
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Сюжетная таблица, которая позволит детям целенаправленно работать с текстом.
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Эту таблицу можно использовать при работе с художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет — точно. А это и требуется на проверочных, контрольных работах, а также такая таблица помогает при подготовке к ОГЭ. В ходе такой работы ученик овладевает сюжетным мышлением. Те, у кого этот мыслительный навык достаточно развит, не пропустят что-либо важное.