История и возрождение Храмов Верхнемамонского района



МКОУ «Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского
муниципального района Воронежской области»




«История и возрождение
Храмов Верхнемамонского района»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: от 11 до 18 лет








Разработчик:
Лукьянчикова И. В., учитель ОРКНР






Верхний Мамон 2015


1. Направленность программы
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и духовно-нравственного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности: творческой, познавательной, исследовательской и т.д.; умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Занятия проводятся в форме: экскурсий, круглых столов, поисковых и научных исследований, сбора фотоматериалов, опроса, творческого оформления работ, создания презентаций, организации показа своих работ сверстниками т.д.
2.Новизна и актуальность. Педагогическая целесообразность.
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности
(от простого к сложному).
3 Цели и задачи программы
духовно-нравственное совершенствование личности на примерах культурного наследия наших предков;
формирование патриотизма и любви к своей малой родине;
обогащение знаниями об историческом и культурном наследии своей малой родины;
создание  условий для развития и воспитания личности обучающихся, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской позиции;
Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, в решении общих проблем.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.



4. Сроки реализации программы
Учебный год- 2014-2015 уч. год.

5.Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение учащимися исторических и архитектурных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Изучение архитектурных особенностей Храмов, их исторического значения, упадка и восстановления Храмов, возрождения веры, духовно-нравственных человеческих ценностей.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым духовно-нравственным, общественным и общечеловеческим ценностям)
Развитие духовно-нравственных ценностей, гордости и любви к своей малой родине, бережному отношению к культурному наследию, доставшемуся нам от наших предков.
Развитие творческого и креативного мышления, умения правильно преподать результат своего труда.

Модуль программы рассчитан 34 часа и предполагает внеурочные занятия со школьниками один раз в неделю. Программа состоит из 10 самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности: экскурсии, исследовательская работа, опрос старожил, изучение документальной литературы, сбор фото отчетов, создание презентации, оформление альбома, представление совей работы сверстникам, как итог работы. (Приложение1, приложение2)







Основные разделы программы




Название раздела
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий

1
Храмы Верхнего Мамона
6
3
3

1.1
Святомитрофановский Храм
4
2
2

1.2
Успенский Храм
2
1


2
Храм села Гороховка
2
1
1

3
Храмы села Дерезовка и хутора Оробинский
4
2
2

4
Храм села Мамоновка
2

1

5
Храм села Осетровка
3
1








6
Храм села Нижний Мамон
2
1
1

7
Храм села Лозовое
2
1
1

8
Храм села Русская Журавка
2
1
1

9
Храм села Приречное
2
1
1

10
Оформление и представление работы
3
2
1

Предполагаемые результаты реализации программы
1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  о значении Храмов в жизни Православного человека. Зачем в каждом селе строился Храм. Каково его назначение. Почему люди почитают и хранят традиции своих предков, жертвуют материальные и денежные средства на реставрацию храмов.
2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной культуре, труду, знаниям истории и своему внутреннему духовному миру.
3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник приобретает опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности, общения с другими детьми.
4. Результат четвертого уровня: Развитие творческого и креативного мышления, умения правильно оформить и преподать результат своего труда.


















Литература:
 Шеншин Д. Ф. Энциклопедия Верхнемамонского района Воронежской области / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.    Шеншин Д. Ф. Верхнемамонский район. Страницы истории / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: Коммуна, 2006. – 255 с.   Шеншин Д. Ф. Малая родина / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2006. – 198 с.   Воронежская энциклопедия / под ред. М. Д. Карпачёва. – Воронеж, 2008. – Т. I. А–М. – С. 130–131.  Шеншин Д. Ф. Мы – верхнемамонцы / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: Воронеж. обл. типография, 2011. – 414 с.
Фото учащихся и их родителей: Коротя Л., ЖиляеваЕ., Долженкова С., Косых Ю.Куркина А.,Мищенко А. и др.
Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15