Статья по русскому языку Смысловое чтение как прием формирования УУД на уроках русского языка (Из опыта работы)


Смысловое чтение как прием формирование УУД на уроках русского языка
(из опыта работы)
учитель русского языка и литературы
Комогорцева Татьяна Викторовна
Основные результаты среднего общего образования определяются Федеральным государственным образовательным стандартом. Кроме личностных, предметных результатов в образовательной программе в настоящее время заложено формирование и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе. Одним из таких результатов, которые формируются на уроке русского языка, литературы, во внеурочной и внеклассной деятельности является смысловое чтение.
Сегодня универсальные учебные действия, формируемые на разных предметах, работают на социализацию ребёнка в целом, а чтение – это средство формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их интеграции.
Как же помочь ребёнку обнаружить смысл текста, сделать его предметом работы?
Для этого необходимо организовать речевую деятельность в учебном процессе, но деятельность особого типа: не по отношению к языку, а в самом языке, для того, чтобы каждый ребёнок стал активным деятелем в преобразовании и расширении собственного речевого опыта. Один из основных методов работы на уроке в коммуникативно-деятельностном подходе – моделирование условий порождения и восприятия текста.
Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать?
Обратите внимание, что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»? Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение.
Каковы же причины, что дети не справляются, испытывают трудности при работе с текстом?
1.Редко создаются проблемные ситуации.
2.Практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные)
3.Учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке.
4.Не учитывается стремление выработать собственную точку зрения по определенному вопросу.
5. Не используются исследовательские методы для доказательства согласия/несогласия с решением выявленной проблемы.
Решить эти проблемы помогает смысловое чтение.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят понимание читателем ценностно-смыслового момента художественного текста, т.е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Учитель-словесник должен научить детей воспринимать смысл текста, который должен возникать в результате взаимосвязи различных толкований.
Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его сформированности, а именно: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации.
Наиболее эффективными приемами, на мой взгляд, смыслового чтения являются:
1. «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли Вы…»
2. Составление «Ассоциативной карты»
3. «Толстые и тонкие вопросы»
4. Составление кластера
Рассмотрим подробнее каждый прием. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы…». Учащимся предлагаются ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, слово учителя, дополнительная информация в различных источниках) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.
Прием «Верите ли вы…» используются, например, при знакомстве с новой частью речи - причастием::- Причастие - это самостоятельная часть речи.
- Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
- Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- Причастия могут быть действительными и страдающими.
- Действительные причастия могут иметь краткую форму.
- Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Составление «Ассоциативной карты» по заданной теме (список известной информации, например, по теме: «Имя существительное», «Глагол», «Бессоюзное сложное предложение» и др.). Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.
Развитию внимания и грамотности, осмысленности чтения помогают различные составления словарей на предложенные темы. Например, при изучении темы «Правописание приставок пре- и при» в 6 классе или при изучении словарных слов на тему «Спорт» в 5 классе учащимся предложено составить тематические словари.
Научит ребят думать над прочитанным, понимать произведение прием «толстых» и «тонких» вопросов.
 Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Тонкие вопросы
? Толстые вопросы
?
кто...
что...
когда...
было ли…
мог ли...
согласны ли вы….
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.
Существуют различные виды кластеров:
планета и её спутники
блок-схемы
бумажный кластер
кластер с нумерацией слов для составления рассказа
кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
обратный кластер
грамматический кластер
На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.
Последовательность действий при создании кластера проста и логична:
1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;
2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;
3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.
Кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
На уроках русского языка школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию). Они умеют составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графических схемах, выделяя и определяя все взаимные логические связи и операции между единицами информации, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации.
Обучение правильному, грамотному чтению текстов обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в единстве, что позволяет реализовать комплексное, взаимосвязанное формирование над предметных универсальных учебных действий.
Используемая литература:
Андреев О.А. Техника быстрого чтения /О.А. Андреев, О.Н. Хромов. – М., 2002. – 314 с.
Ваганова И.А. Читать быстрее, запоминать лучше /Ярославль,  2009. – 51 с.
Граник Г.Г., Бондаренко С. М. Когда книга учит – М.: Педагогика, 1991. – 248 с.
Зиганов М. Как сделать чтение продуктивным / М. Зиганов. – М..: Образование, 2000. – С. 40-64.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011. 159 с.