Статья Достижение нового метапредметного результата образования – ИКТ-компетентности в начальной школе.



Достижение нового метапредметного результата образования – ИКТ-компетентности в начальной школе.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий. Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся проходит во всех предметных областях начальной школы.

Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.

Проектная деятельность заключается в решении практических, интересных и значимых для ребенка задач с применением информационных и коммуникационных технологий, в том числе, с помощью средств ИКТ. Чаще всего проекты представляют собой интегрированную деятельность и относятся к нескольким предметным областям. В 1 классе проекты, выполняемые с помощью средств ИКТ, используют в основном специальные образовательные среды и адаптированные программные продукты, но постепенно в следующих классах дети переходят и на использование неадаптированных, универсальных программ.
Так в предметной области «Филология» преимущественно формируются те элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой, читательской, речевой компетентности. В предметной области «Математика и информатика» преимущественно формируются элементы ИКТ-компетентности, относящиеся к логической, знаково-символической компетентности, а также происходить овладение метапредметными информационными понятиями. В предметной области «Окружающий мир» формироватся элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества (в частности, получением, фиксацией, представлением и обобщением информации). В предметных областях «Искусство» и «Музыка» – элементы ИКТ-компетентности, связанные с созданием и преобразованием звуковых и графических объектов, а в предметной области «Технология» – связанные с созданием и применением информационной среды для решения учебных, практических и творческих задач.

Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности является адаптационный период в начале первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более интересной.

В рамках предметной области «Математика и информатика» удобно работать с программной средой, которая включает в себя комплексы предметных (математических и информатических) задач, в ходе решения которых осваивается и предметный материал и формируются основные навыки компьютерной грамотности. Математический тренажер «Мат-Решка» позволяет учащимся закрепить необходимые навыки (например, вычислительные), уделив этому процессу не слишком много учебного времени. Проекты на уроках математики и информатики позволяют выйти за рамки чисто математических вопросов, увидеть, как полученные знания можно применить в других областях и при решении практических задач. При работе в таком проекте учащиеся получают возможность научиться работе в коллективе, распределять роли в решении одной задачи (тем самым формируются и коммуникационные элементы ИКТ-компетентности).

Формирование навыка клавиатурного письма происходит в рамках предметной области «Филология». Тренажеры десятипальцевого метода ввода текста используются уже в 1 классе: удобнее всего первоклассникам учиться параллельно и ручному, и клавиатурному письму. Овладение клавиатурным письмом дает ребенку свободу изложения мыслей, которой не хватает ему при письме рукой. В ходе решения предметных задач учащийся постепенно осваивает работу с текстовым редактором (сначала адаптированным, а затем и универсальным), что даёт возможность к средней школе стать уверенным пользователем.

На уроках «Окружающего мира» ИКТ-компетентность наиболее естественно формируется в рамках проектной деятельности. В ходе проведения проектов использование средств ИКТ (например, цифрового микроскопа) позволяет дать детям возможность самостоятельного исследования. Важной составляющей проекта становится написание и оформление отчета об эксперименте или исследовании (теста, фотографий, презентации): возможность рассказать другим о том, что ребенок увидел или открыл для себя.
На уроках «Музыки» и «Изобразительного искусства» средства ИКТ используются как в ходе проектной деятельности, так и при решении учебных задач для фиксации результатов деятельности. Например, дети могут записать фрагмент выступления и сохранить его в виде аудио- или видео- файла. В ходе выполнения проектов, включающих создание изображений, учащиеся могут использовать возможности компьютерной графики и компьютерной аппликации. Таким образом, дети создают красивые поздравительные открытки, в том числе музыкальные и с элементами мультипликации.


Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».

В практике также возможны следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе: 
1. Уроки с мультимедийной поддержкой. 
2. Работа в виде участия в сетевых проектах, различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, организация проектной деятельности. 
Вот каким может быть вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся (примерный вариант):

«Технология».
-Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ.

-Первоначальный опыт работы с текстом, рисунком, сохранение результатов своей работы.

«Русский язык».

-Использование компьютерных словарей.

-Знакомство с правилами оформления текста на компьютере.

-Использование орфографического контроля.



«Литературное чтение».

-Работа с мультимедиасообщениями.

-Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов.

-Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.

-Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.



«Иностранный язык».

-Создание небольшого текста на компьютере.

-Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях.

-Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.



«Математика».

-Работа с текстами, таблицами, диаграммами, несложными гр
-Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.



«Окружающий мир».

-Проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.

-Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач.

-Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

-Использование компьютера при работе с картой.



«Искусство».

-Освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу.

-Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Уроки с мультимедийной поддержкой конечно же возможны при оснащении классов. Здесь не только проектор , это также наличие интерактивной доски. При наличии – это тестовые выполнения заданий, кластеры и т.д.

На уроках чтения и окружающего мира - организация проектной деятельности. В 1,2 классе – наши проекты являются совместным с родителями продуктом и как правило такие проекты оформлены графически, то в 3,4 классах дети дома готовят презентации в Power Point . При работе над проектами формируется ИКТ – компетентность работы с ПК и его программами. Возможно создание электронных выставок  книг и иллюстраций к произведениям. Создание картинных галерей – всё это с привлечением конечно детей. Можно использовать всевозможные варианты кроссвордов, ребусов, загадок.

Формирование ИКТ - компетентности проходит и во внеурочное время.
Это участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах на различных порталах интеренета.


Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции». В данном случае – ИКТ-компетенции.