Формирование метапредметного результата смысловое чтение на уроке обучения грамоте Буква Е, е

Тема
Гласные буквы Е, е

Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Е, е, развития речи

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о буква е как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Личностные результаты
Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – определяют особенность буквы е.
Коммуникативные: умеют работать в паре, группе, контролировать друг друга

Основное содержание темы, понятия и термины
Особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние – два звука); заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Е, е; слого-звуковой анализ слова, предложение

Образовательные ресурсы
Счетные палочки




Сценарий урока

I. Организация начала урока.
Прозвенел звонок весёлый,
И вошли вы в светлый класс!
Что здесь нужно?
Не лениться,
А старательно учиться.

– Сядьте красиво, кто готов к уроку. Сегодня к нам пришли ваши родители, чтобы посмотреть чему вы научились в школе, как умеете работать. Готовы показать свои умения?
II. Актуализация опорных знаний
– Разделите буквы на две группы. (а,о,у,ы,и,р,н,л,с,к,т,в)

– Назовите первую группу букв. (Буквы гласных звуков ). Чем они отличаются от букв второй группы? ( Поются, воздух не встречает препятствий; образуют слоги)
IV. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы познакомимся с очень удивительной, особой буквой гласного звука Е, у нее бывает сразу два звука
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слова
На доске картинка с изображением трех елей.
– Произнесите слово ели по слогам.
– Сколько слогов в слове ели?
– Какой первый? Какой второй?
– Какие это слоги?
– Оба слога в слове ели – это слоги-слияния. Первый слог состоит из двух звуков, образовавших слияние [й’э], но принято весь слог обозначать не двумя буквами, а одной – буквой е. Когда мы называем эту букву, то сразу произносим два звука [й’э].
– Рассмотрите схему слова ели.
– Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели, в котором два звука?
2. Знакомство с буквой Е
– На что похожа буква Е?
На дворе – такая жалость!-
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
– Напечатайте букву Е,е в тетради для печатания. Составим схему слова ЕЛИ.
3. Чтение слов (учебник, с. 73)
- Под схемой обозначим звуки буквами. Два звука ЙЭ в начале слова – обозначим одной буквой е, она служит для обозначения целого слога-слияния. Второй слог-слияния ЛИ. Прочитайте слово (ЕЛИ).
– Прочитайте слова ВЫСОКИ КРАСИВЫ.
- Добавим букву е в конце каждого слова. Прочитайте, что получилось. Что вы услышали? Буква е стоит после буквы гласного звука.
- Добавьте маленькое слово И, объедините эти слова, чтобы получилось предложение.
Ели высокие и красивые.
– Какие два звука могут спрятаться в букве Е?
- Прочитайте предложения над картинкой (с.73)
– Найдите слова, в которых буква Е обозначает 2 звука?
- Прочитаем слоги с новой буквой. (СЕ, РЕ, ЛЕ, ВЕ, НЕ,, КЕ,ТЕ).. Буква е после согласных обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного звука.
– Прочитайте правило.
– Если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’э], то пишется буква е
Физкультминутка
4. Работа с картинкой к сказке «По щучьему велению», пословицами (учебник, с. 72)
Вспомните сказку. Назовите имя главного героя.
- Что произошло в начале сказки?
- Хорошо ли поступил Емеля, отпустив щуку? Как это его характеризует?
- Что же он просит выполнить «по-щучьему велению»? Что бы вы попросили?
Как это его характеризует?
- Попросил ли Емеля сделать что-нибудь великое, нужное людям? Можно ли назвать его трудолюбивым человеком, или он лентяй, которому просто хочется полежать на печи?
- Правильно ли в этом случае поступает Емеля? Что об этом говорит народная мудрость? Прочитайте пословицы на с.72. Объясните как вы их понимаете.
Вывод: человек должен трудиться. Народная мудрость восхваляет тех, кто трудится, и порицает тех, кто лентяйничает и получает блага не своим трудом.
– Найдите букву Е в пословицах. Посчитайте сколько раз она нам встретилась. (13). А какое сегодня у нас число? (13 октября)
Физкультминутка
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Игра «Угадай, где звук» - веера.
Если в словах услышите два звука [йэ], то поднимает карточку с цифрой два, если один звук [э], то один.
ЕВА, СЛЕД, МЕСТО, ПЕСНЯ, НИЗКИЕ, СЕТКА, ЕДИНИЦА, ДЕЛО, ЕНОТ, ВЫСОКИЕ, ЕЛЬ.
Дидактическое упражнение (учебник, с. 74). Работа с иллюстрацией и текстом.
Отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (ЛЕС)
– Рассмотрите картинку.
– Прочитайте текст.
– Найдите предложение о лесе.
– Замените слово красивы другим словом. (Прекрасны, великолепны)
– Назовите слова с противоположным значением. Как называются такие слова? (АНТОНИМЫ)
– Назовите слова, которые отвечают на вопрос какие?
Чтение слогов(учебник, с. 75)
– Прочитайте слоги.– Понаблюдайте, что общего в слогах?

Работа с «лентой букв» (учебник, с. 77) – Объясните расположение букв на «ленте букв»
5. Развитие связной речи. Составление рассказа (учебник, с. 77) – Прочитайте слова и составьте с ними рассказ

6. Дидактическое упражнение (учебник, с. 77) – Прочитайте слова ниже. Что вы заметили? (ударение меняет значение всего слова).
– Составьте с этими словами предложения.
Игра «Слоговое лото». Составьте из слогов слова: ЛЕ, РЕ, Е, СЕ, ЛО, ЕТ, ЛИ, КА, СА, ЛА (леса, река, ели, село, лает, лиса, ела)
8. Работа со звуками (учебник, с. 77)
- Сколько звуков в слове ЕЛ? Сколько букв?
- Сколько звуков в слове ЕЛА? Сколько букв?
- Почему? Как надо читать букву е в начале слова и после гласных? (как два звука вместе [йэ])
– Прочитайте слова и предложение.
– Рассмотрите слого-звуковую схему предложения.

9. Проговаривание скороговорки.
– Какой звук повторяется?
10. Чтение слов в столбиках. Дети определяют, что от имен могут образовываться новые имена по мере взросления человека.
– Прочитайте имена. Приведите свои примеры имен: Саша-Александр, Коля – Николай и т.д.
VII. Рефлексивно-оценочный
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Спасибо за урок









13PAGE 15


13PAGE 14215