Статья Формирование метапредметного результата смысловое чтение на уроках математики


Развитие метапредметного результата «Смысловое чтение»
на уроках математики в основной школе.
Автор статьи Литвинова И.А,
учитель математики,
МАОУ «СОШ №112» г. Перми
Метапредметный результат «Смысловое чтение» включает в себя целый ряд умений и навыков, составляющих данный результат. Опираясь на статью «Смысловое чтение» под редакцией О.С. Таизовой, из сборника «Мониторинг метапредметных результатов в основной школе» под редакцией Имакаева В.Р., можно выделить следующие умения: смысловое свертывание (умение конспектировать (включая тезисы); умение выделять отдельные фрагменты текста); оценка информации (умение соотнести содержащуюся в тексте (текстах) информацию; умение соотнести информацию текста с имеющимся опытом, своими (чужими) представлениями; умение выделить факты и мнения в тексте, сомнительную, второстепенную (уточняющую, поясняющую, др.) информацию; умение считывать свое эмоциональное состояние при прочтении текста и определить причины такого состояния); интерпретация и преобразование ( умение аннотировать , умение резюмировать, умение находить в тексте доводы в подтверждение своего мнения, умение сделать выводы из сформулированных посылок, умение сделать заключение в намерении автора (главной мысли текста, проблемы текста, авторского отношения к проблеме), умение «считать» душевное состояние, позицию, мотивы поведения действующих лиц).
Возникает вопрос, как развивать данный метапредметный результат на уроках математики, используя математику как средство, и в то же время, повышать качество преподавания математики, повышать интерес к математике, через применение навыков смыслового чтения. Какие методы и приемы нужно для этого использовать?
Из всего многообразия умений, составляющих смысловое чтение, выберем те, которые наиболее подходят для применения на математике: умение конспектировать, умение выделять отдельные фрагменты текста, умение соотнести содержащуюся в тексте (текстах) информацию, умение соотнести информацию текста с имеющимся опытом.
Умение конспектировать. Конспе́кт (лат. conspectus — обозрение, обзор, очерк) краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь. При традиционном подходе в обучении часто использовалось конспектирование параграфа учебника. Но в учебниках математик материал представлен и так достаточно сжато, основные мысли выделены цветом или шрифтом, либо рамкой. Исходя из этого, для развития умения конспектировать, необходимо использовать статьи не из учебника. Основным источником информации у детей на сегодняшний день является интернет. Поэтому и тексты для конспектирования можно брать с различных сайтов. Тематика текстов должна быть связана с определенной математической темой.
Умение выделять отдельные фрагменты текста. Это умение хорошо проверяется на том, как дети могут составить план текста, фрагментировав текст и дав название каждой части.
Умение соотнести содержащуюся в тексте (текстах) информацию. Часто бывает, что при поиске информации мы обращаемся к нескольким источникам, написанным в разных стилях, с разным оформлением, разным языком (научным, публицистическим, детским). Надо уметь соотнести информацию об одном и том же, но представленную в разных источниках.
Умение соотнести информацию текста с имеющимся опытом. Для полного усвоения информации необходимо, чтобы возникла прочная связь между новым и старыми знаниями, представлениями, опытом, тогда будет обеспечена системность знаний.
Какие виды работы с текстом можно использовать на уроках математики, для формирования смыслового чтения? Ниже предложены два вида работ: выполнение заданий по тексту, создание нового текста.
Выполнение заданий по тексту подразумевает, что дети работают с несколькими источниками информации в текстовой форме, в этих текстах предложена информация на одну тему, но в разной форме и с разными дополнениями. Причем, присутствует информация, ранее не знакомая детям (информация с избытком). Ну и так как речь идет об уроке математики, то в одном из текстов должны быть сформулированы задания практической направленности. Задания по текстам могут иметь следующую направленность: запись непонятных математических символов, запись частей текста, содержащих новую информацию, запись частей текста, содержащих информацию, противоречащую имеющимся знаниям, формулирование и запись тем, в которых есть недостаток информации, для выполнения того или иного задания.
Приведем пример такого вида работы на уроке математики в 6 классе, тема «Умножение смешанных чисел», тип урока – урок систематизации и обобщения знаний, форма работы – парная. Детям выдаются тексты и листы с заданиями. Оговаривается время, 30 минут. После выполнения листы с выполненным заданием сдаются. Оставшееся время идет рефлексия деятельности на уроке.
Раздаточный материал.
Текст №1
При умножении дроби на натуральное число, мы должны ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
79∙3=7∙39=219=239=213Умножаем только 7 в числителе на число 3.
Чтобы умножить смешанную дробь на натуральное число, мы должны умножить и целую часть и числитель дроби на это число.
123∙3=1∙3+2∙35=365=415Умножаем и 1 в целой части и 2 в числителе на число 3.
При умножении простой дроби на простую дробь, надо:
1) перемножить числители этих дробей и результат записать в числитель
2) перемножить их знаменатели и результат записать в знаменатель
25∙34=2∙35∙4=620=310Перемножаем 2 и 3 в числителе, а 5 и 4 в знаменателе.
Для умножения смешанных чисел, надо записать их в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения простых дробей.
213∙435=73∙235=7∙233∙5=16115=101115Преобразуем смешанные числа в неправильные дроби, а затем перемножаем их.
Текст№2
Иногда при расчётах удобнее воспользоваться другим способом умножения обыкновенной дроби на число.
Чтобы умножить дробь на натуральное число нужно знаменатель дроби разделить на это число, а числитель оставить прежним.

Как видно из примера, этим вариантом правила удобнее пользоваться, если знаменатель дроби делится без остатка на натуральное число.
Чтобы перемножить смешанные числа, надо вначале превратить их в неправильные дроби и после этого умножить по правилу умножения обыкновенных дробей.

Чтобы умножить дробь на дробь, надо: числитель первой дроби умножить на числитель второй дроби и их произведение записать в числитель новой дроби; знаменатель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби и их произведение записать в знаменатель новой дроби.

Текст №3 Текст №4

Текст№5

Задания
1)Запишите новые и незнакомые для вас математические символы _____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Запишите информацию новую для вас, либо противоречащую, имеющимся у вас знаниями, сформулируйте темы , знаний по которым вам не хватает для выполнения задания
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Выполните задания, сформулированные в текстах
При выполнении такого вида работ у детей формируется умение оценки информации. При выполнении заданий, детям придется соотнести информацию в текстах, выделить одинаковую информацию, увидеть новые способы действий, соотнести предложенные правила с теми, по которым решают сами, со своим опытом.
Создание нового текста, с опорой на данные тексты, подразумевает, что дети , используя умение конспектировать, соотносить информацию, будут создавать свой текст на заданную тему, содержащий наибольшее количество информации, наглядный, со своими примерами. Для того, чтобы текст получился связным, сначала пишется план текста. Тем самым формируются смысловое свертывание и оценка информации.
Приведем пример такого вида работы на уроке математики в 6 классе, тема «Отношение чисел», тип урока – урок новых знаний, форма работы – парная. Детям выдаются тексты и листы с заданиями. Оговаривается время, 20 минут. После выполнения листы с выполненным заданием сдаются. Оставшееся время идет закрепление знаний, при решении заданий из учебника, рефлексия деятельности на уроке.
Раздаточный материал.
Текст №1
http://www.for6cl.uznateshe.ru/chto-takoe-otnoshenie-chisel/1. Частное двух чисел называют отношением этих чисел.
Отношение чисел можно записать двумя способами: с помощью знака деления  либо с помощью дроби:
    или  
Читают: «отношение a к b».
Числа a и b называют членами отношения.
a — предыдущий член отношения, b — последующий член отношения. a и b должны быть отличны от нуля.
2. Отношения используют для сравнения двух величин.
 Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго либо какую часть первое число составляет от второго.
Примеры отношения чисел:
1) 120:3=40
Отношение 120:3 показывает, что 120 в сорок раз больше 3.
   
Отношение 3/5 показывает, что 3 составляет 0,6 от 5.
Примеры отношения величин.
- скорость (отношение пройденного пути ко времени, за которое путь был пройден);
- производительность труда (отношение объема работы ко времени, за которое выполняется работа);
- цена ( отношение стоимости товара к количеству единиц);
- масштаб (отношение длины отрезка на карте к расстоянию между соответствующими точками на местности);
- урожайность (отношение массы собранного урожая к общей площади полей, с которой был собран урожай).
Текст №2
http://math-prosto.ru/?page=pages/ratio_of_numbers/ratio_of_numbers.phpЧто называют отношением двух чисел

Отношение двух чисел — это их частное.
Отношение 75 к 25 можно записать в виде:
Отношение 3 к 6 можно записать в виде:
Отношение двух чисел показывает:
во сколько раз одно число больше другого;
какую часть одно число составляет от другого.
Текст №3
http://slovarsbor.ru/ОТНОШЕНИЕ: взаимная связь разных величин, предметов, действий ОТНОШЕНИЕ: связь между кем-нибудь возникающая при общении контактах (дружеские отношения, деловые отношения, международные отношения, дипломатические отношения).ОТНОШЕНИЕ в математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое
Текст № 4 Текст №5

Задание
Используя информацию в предложенных текстах, создайте новый текст по теме «Отношение чисел», который бы содержал наибольшее количество информации, используйте свои примеры и приемы наглядности. Выполните задания из 5 текста.
Смысловое чтение является одним из самых важных умений, которыми должен владеть человек. При решении любой текстовой задачи ребенок должен владеть смысловым свертыванием информации (на этапе создания краткой записи), оценки информации (на этапе анализа данных и для создания математической модели, на этапе анализа, полученных в ходе вычислений, результатов). Но развивать это умение можно не только при решении текстовых задач, но и при работе с теорией.