Применение приёмов мотивации в начальной школе с помощью активных методов обучения


Применение приёмов мотивации в начальной школе с помощью активных методов обучения

«Дерево ожиданий»  
Цель: учащиеся самостоятельно формулируют своё ожидание от урока, узнают об ожиданиях других учащихся. На протяжении всего урока видят своё продвижение вперёд.
Материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, ватман с изображением дерева, скотч, фломастеры.
Структура работы: учитель вешает на доску ватман с изображением дерева, учащимся раздаются шаблоны яблок. На яблоках ученики пишут свои ожидания от урока и по очереди размещают их на дереве. Ожиданий может быть несколько.
По мере того как пожелания начнут исполняться, то есть яблоки начнут «созревать» их нужно собрать и сложить в общую корзинку.
Этот метод наглядно демонстрирует каждому учащемуся его продвижение вперёд.
Раздаточный материал 
Метод «Лето-осень».
Материалы :лист ватмана, маркеры, самоклеящиеся листы.
Структура работы: на листе ватмана учитель рисует дерево, а учащиеся напишут на его листочках, что они ждут от урока, чему хотели бы научиться.
В конце урока учащиеся заклеивают свои ожидания цветными листиками:
Сбывшиеся ожидания – зелёными
Несбывшиеся – жёлтыми.
Оценивается результат: зелёное дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов, жёлтое – выросло не то, что ожидали.Раздаточный материал 
Метод «Воздушные шарики»
Цель: определить, достигли ли учащиеся своих целей в ходе урока.
Материалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны шариков и тучек, плакат, фломастеры, скотч, листочки бумаги.
Структура работы: учитель заранее готовит ватман с нарисованным на нём человечком (учеником). Учащиеся распределены по парам. Каждой паре выдано по два шаблона шарика и тучки. В начале урока учащимся учитель предлагает написать на одном листочке бумаги свои ожидания от урока, на другом – опасения. Далее – работа в парах. Учащиеся выбирают из двух возможных самое значительное ожидание от урока и опасение в связи с изучением на уроке темы. Ожидание записывается на воздушном шарике, опасение – на тучке. Шарики и тучки клеятся скотчем на ватман с человечком. Шарики – над человечком, тучки слева и справа от него.
В ходе урока или в заключение тучки-опасения убирают сами учащиеся.
 
Раздаточный материалМетод «Вместе мы построим дом»
Цель: учащиеся наблюдают за результативностью учебного процесса.
Структура работы: учитель клеит на доску ватман с наброском дома. Учащимся розданы листочки в форме брёвнышек, на которых они пишут свои ожидания от урока и приклеивают их в форме забора около дома. Как только ожидание исполняется (или в конце урока) учащиеся могут переместить брёвнышко на свободное в макете дома место. Если дом построен – урок удался!
 
Раздаточный материалМетод «Осенний сад»
Цель: формулировка учащимися своих ожиданий и опасений, а также отслеживание на протяжении всего урока, как исполняются ожидания и исчезают опасения.
Материалы: рисунки двух деревьев на плакате, заготовки листьев зелёного и оранжевого цвета, фломастеры, двусторонний скотч.
Структура работы: все учащиеся пишут в начале урока на зелёных листиках – свои ожидания от урока, а на жёлтых – опасения. Затем приклеивают свои листочки на соответствующие деревья. В ходе урока учащиеся подходят к деревьям и снимают реализованные ожидания или несбывшиеся (ликвидированные) опасения. Учитель напоминает детям об этом.
В конце урока все наблюдают, что все деревья «облетели», как осенний сад. Если некоторые листики остались, учитель их зачитывает и комментирует, учащиеся анализирует, почему листочки остались.
Раздаточный материал 
Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика,.Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.