Статья Применение активных методов обучения на уроках с малым количеством детей в классе


Применение активных методов обучения на уроках с малым количеством детей в классе.
Современное образование всё больше и больше требует поиска и реализации таких моделей взаимодействия между учеником и педагогом, которые бы способствовали не только повышению уровня обученности, но и развитию фактора личного саморазвития и социализации ребёнка. Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание различных методик и технологий преподавания. Одной из многих проблем сельских школ является маленькая наполняемость классов. Как же выходить из такой ситуации? Предлагаю  несколько форм, которые можно применить на уроках в таких классах.
Урок-дискуссия на основе использования ЭОР НП
Известно, что целью таких уроков является формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе освоенных знаний, умения анализировать высказываемые сторонами аргументы, умения находить рациональное основание для принятия аргументов противника.
Этот урок посвящен обсуждению поставленной проблемы  или проблемной ситуации, или проблемного вопроса, или ситуации, предполагающей конструирование выводов. Итогом дискуссии может являться:
•         алгоритм решения задачи;
•         метод решения задачи;
•         классификация;
•         модель ситуации и т. д.
Организация урока - дискуссии предусмотрена на основе материалов ЭОР (ОМС – модули), различных презентаций, заранее подготовленных учителем. На первом этапе урока в течение 15 минут ученики самостоятельно изучают представленный им материал и одновременно подготавливают вопросы по теме для своих соперников.  На втором этапе ученики (а их всего 4 человека в классе) делятся на мини-группы по 2 человека.  Далее идёт обсуждение изученного материала с закреплением его подготовленными вопросами. По истечении 5 минут производится переход учеников в другие группы – пары. Те же самые действия происходят в новых группах в течение 5 минут. Роль учителя - наблюдение за работой учащихся, а также оказание им оперативной помощи. Следующим этапом, который составляет по времени уже 10 минут, является воссоединение всех участников в одну группу, т. е. группу из четырёх человек.  Учитель выдаёт уже свой перечень вопросов (заранее подготовленный бланк), в который ученики вписывают ответы на поставленные вопросы. При этом происходит совместное обсуждение темы и наблюдается работа абсолютно всех членов команды. Учащиеся сплачиваются между собой, учатся действовать согласовано и слажено, испытывая чувство ответственности за результаты совместной деятельности. Коллективная форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого. Ну и, наконец, последний этап урока – это, можно сказать, закрепление изученного материала и рефлексия. После бурного обсуждения группа выдвигает одного ученика, который и будет защищать всю работу группы. Главная задача такого урока - помочь друг другу усвоить материал, включиться в совместную деятельность была полностью достигнута.
Ещё одним из активных форм обучения в классах с малым количеством детей является урок – ролевая дискуссия. Урок строится  таким образом, что каждый ученик должен «играть» свою роль.  Так как  в классе обучаются дети с разными способностями, выбирать не приходиться, их очень мало. Ребята садятся в круг и выбирают себе листочек с записанной на нём ролью, которую будут исполнять в течение урока: Инициатор, Спорщик, Соглашатель, Организатор и т. д. Естественно, что хорошисту может достаться роль Соглашателя или Молчуна, а ученику со слабыми способностями – роль Инициатора или Спорщика. Придётся, конечно же, выкручиваться из положения. На помощь приходит учитель, который направит работу всего класса в нужное русло. Не обходится и без помощи учеников с другими «ролями». Конечно же, обязательные условия такого урока:
•         учащиеся должны иметь определённые знания по обсуждаемой проблеме;
•         участники должны вести себя в соответствии с полученной ролью.
Во время работы ребята не только ведут беседу, но и готовят бланк с ответами на вопросы, предоставленный в начале урока учителем. Как всегда в конце совместное закрепление знаний, обсуждение всей работы и рефлексия.
Ученики с разными учебными возможностями, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов.
Работа на уроках, где учитель применяет активные методы обучения снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. А для классов, где мало учеников, где необходимо «сдружить» их – это самый лучший вариант проведения уроков. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.
Активная  форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа учеников должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии.
В заключении хотелось бы добавить, что малое количество детей в классе - это не помеха, а, наоборот, «полёт фантазий» для организации уроков, которые бы удовлетворяли требованиям современного образования.