Использование активных методов обучения в повседневной практической деятельности


Часто учитель сталкивается с трудностями, связанными с низкой мотивацией учащихся на учебную деятельность. Как многообразить урок? Как сделать его продуктивным, интересным? На мой взгляд, выход есть! И это активные методы обучения, о которых всё чаще говорят как об инновации. Однозначно утверждать, что это ново неверно. Активные методы стали внедрять в учебную практику ещё во второй половине XX столетия, и это стало положительным результатом, направленным на активную мыслительную и практическую деятельность в процессе освоения учебного материала.
Поскольку, традиционно урок мы членим на некоторые этапы, всякому из них можно соотнести конкретные активные методы. К примеру, в начале урока для создания доброжелательной и комфортной обстановки в классе можно включить методы «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями», «Летающие имена», «Галерея портретов» и др. Поднимает настрой и активизирует учащихся «пойманная улыбка». Учитель, улыбаясь, ладонью её «берёт» и отправляет одному из учеников. Поймавший ловит улыбку, начинает улыбаться и повторяет действия учителя и т.д. Так же можно передохнуть и во время физминутки.
В соответствии с ФГОС НОО велика значимость умелого целеполагания, прогнозирования результатов. Здесь можно использовать такие активные методы, как «Фруктовый сад», «Дерево ожиданий», «Список покупок». Можно, например, использовать и листы с изображением грустного и весёлого смайлика, на который они крепят свой символ. Дети должны попытаться выразить свой выбор, объясняя опасения и ожидания. Конечно, такая методика должна быть завершённой и найти отражение в процессе подведения итогов урока и обратной связи.
Новый стандарт предполагает не подачу материала в готовом виде и ведущую роль учителя, а всё же выведение знания самими учащимися, чему способствуют активные методы, характерные для данного этапа: «Инфо-угадайка», «Кластер», которые дают возможность структурировать материал. Например, при изучении полюсов я использовала листы А3 с названием полюса и «льдинами» (секторами), в которые участники групп вносили значимый, по их мнению материал, пользуясь выборками Интернет и энциклопедиями, предложенными для изучения. Разумееется, такая работа для учащихся интересна, но сложна, что в общем ведёт к одному из первостепенных для меня результатов – умение работать в микроколлективе (группе), поиск важного, значимого в объёмном материале, да и, в целом, не только умелая, но и творческая работа с информацией. Капитаны групп или все собственно участники могут отчитаться о проделанной работе. Получается своеобразный краткосрочный минипроект, который будет понятен в силу своей структурированности самим ученикам и, конечно, интересен родителям.
Нельзя не отметить и такой важный этап урока, как самостоятельная работа. Здесь вы можете «поиграть» в «Автобусную остановку», «Светофор», «Приоритеты». Предварительная работа учителя – деление учебного материала на части, над которыми в дальнейшем трудятся ученики. Класс делится на группы, у каждой своё конкретное задание, можно предложить некоторый алгоритм, в соответствии с которым учащиеся действуют. Фиксация работы происходит на листах большого формата. По окончании предложенного для самостоятельной работы времени учебный материал «собирается» в «целое». Можно из таких работ составить общий пазл, обрабатывая совместно в учебном диалоге с участниками групп значимость или второстепенность собранного материала.
ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!