Технология обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья при изучении дисциплины «Организационная техника»

Технология обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья при изучении дисциплины «Организационная техника»
Рачина Г.Б.
Санкт–Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов «Профессионально–реабилитационный центр», Санкт-Петербург

В условиях рыночных отношений наибольшие трудности испытывают граждане, особо нуждающиеся в социальной, профессиональной поддержке и, в первую очередь, инвалиды.
Современный рынок труда требует специалистов высокой квалификации, что увеличивает требования к уровню подготовки и качеству обучения.
Программа обучения по профессиям «Агент реклпмный» и «Делопроизводитель» включает, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартам (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО), ознакомление и получение навыков работы с целым рядом современной организационной техники.
Область профессиональной деятельности выпускников профессии «Агент рекламный» предусматривает осуществление в качестве посредника работ по представлению и продвижению товаров, услуг, коммерческих идей; обеспечение выполнения мер, направленных на решение маркетинговых задач. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя не только понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, но и умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами, использовать офисную оргтехнику, информационные и коммуникационные технологии при получении и оформлении заказа, размещение и сопровождение заказа, использовать современные информационные и коммуникационные средства продвижения рекламы, использовать компьютерные технологии для обработки текстовой информации, создания и обработки изображений и т.д..
Также достаточно подробно рассматривается и характеристика профессиональной деятельности выпускников по профессии «Делопроизводитель», область профессиональной деятельности которых включает в себя выполнение организационно-технических функций по документационному обеспечению деятельности учреждений, организаций, фирм разных сфер и разных форм собственности.
Обучающийся по этой профессии готовится к следующим видам деятельности: документационное обеспечение деятельности организации, документирование и организационная обработка документов. Поэтому согласно требованиям к результатам освоения основной должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами и т.д..
Выпускник, освоивший ОПОП, должен обладать профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять документационное обеспечение деятельности организации: принимать и регистрировать поступающую корреспонденцию, направлять ее в структурные подразделения организации, рассматривать документы и передавать их на исполнение с учетом резолюции руководителей организации, вести картотеку учета прохождения документальных материалов, отправлять исполненную документацию адресатам с применением современных видов организационной техники, документировать и проводить организационную обработку документов, готовить и передавать документы на архивное хранение, обеспечивать сохранность архивных документов в организации. Поэтому в результате изучения общепрофессионального цикла обучающийся должен уметь эффективно использовать основные виды организационной техники в собственной деятельности; знать средства хранения, поиска и транспортирования документов; определение, назначение средств оргтехники.
Данные знания наши обучающиеся могут получить при изучении ОП.04. Организационная техника (ОК 1 – 7, ПК 1.1 – 1.7)
Подготовлен соответствующий учебный материал, который нацелен на приобретение обучающимися требуемых профессиональных знаний и компетенций по умению эффективно использовать основные виды организационной техники в собственной деятельности.
При проведении занятий большое внимание уделяется обеспечению эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, предусматривается реализация компетентностного подхода при использовании в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Однако необходимо учитывать, что контингент обучающихся неоднороден. Уровень предыдущего образования, профессиональный опыт, особенности заболевания, возраст и готовность к обучению различаются у инвалидов, занимающихся в одной группе. Следовательно, для выполнения учебной программы значительное внимание должно уделяться индивидуальному подходу, адаптации подачи учебного материала и подбора практических заданий.
При проведении практических занятий используется интерактивное оборудование, возможности сети Internet, что позволяет улучшить наглядность учебного материала.
Применение в учебном процессе интерактивных досок повышает уровень восприятия обучающимися учебного материала и позволяет преподавателю проиллюстрировать его подготовленными материалами в виде презентаций, фотографий экранов, фрагментов и целых функционирующих программ. Появление интерактивных досок в учебных кабинетах и проекторов, передающих на экран изображение с компьютера преподавателя дало возможность преподавателю использовать ранее наработанные материалы, что особенно важно при изучении оргтехники, которая, в данный момент может использоваться в различных офисах, а также демонстрировать учебный материал в режиме показа и в интерактивном режиме в профессиональном исполнении и оформлении. Как показывает практика проводимых занятий такой метод обучения вызывают интерес у обучающихся.
В кабинетах, развита структура локальной вычислительной сети. Они оборудованы интерактивными досками, оргтехникой, что позволяет проводить занятия с использованием современных технических и программных средств. Лекционный материал, офисное оборудование, находящееся в кабинетах позволяют обучающимся не только получить представление о возможностях оборудования и ряда программ, но и освоить навыки работы с ними. Использование в учебном процессе компьютеров, отвечающих требованиям работы с аудио, графической и видеоинформацией, позволяет быстрее выполнять и отрабатывать необходимые действия.

Свою роль в улучшении знаний и навыков играют методика и форма представления материала и средств контроля результатов обучения. Наглядная подача материала способствует более активному восприятию знаний и позволяет увереннее находить решение для поставленной задачи. При демонстрации этапов выполнения примерного практического задания обучающиеся лучше выполняют необходимые операции.
Так например, при прохождении тем, которые связаны работой при освоении обучающимися FineReader преподаватель не только имеет возможность рассказать назначение элементов управления или ход проведения манипуляции, но и одновременно показывать реальный вид рабочего поля экрана, при работе программы, включая форму и положение курсора. В ходе такого занятия обучающимся проще повторить показанные действия на своих персональных компьютерах, т.к. на интерактивной доске были видны все детали и особенности, отражающееся на рабочем поле компьютера, таким образом. проведения занятий с использованием интерактивной доски легче вырабатываются и закрепляются навыки работы с программным пакетом.
Комплексное обновление аппаратного и программного обеспечения, наряду с обновлением методического обеспечения учебного процесса способствует качественному улучшению обучения людей с ограниченными возможностями, лучшей выработке навыков цифровой обработки информации и большей привлекательности профессии.
Кроме этого, специфика данной дисциплины в том, что изучаемая техника постоянно изменяются, все невозможно охватить все, и целью обучения является не только научить учащихся пользоваться определенным набором технических и программных средств для повышения эффективности и удобства своей работы, но и самостоятельно осваивать новые, незнакомые, основываясь на полученных ранее знаниях и опыте своей работы.
Современное профессионального образования предусматривает формирование у выпускников не только определенного набора профессиональных компетенций, но и определяет необходимость развития обучаемых как активных и инициативных членов социальной жизни. Формирование социальной компетентности в учебном процессе должно содействовать обучению социальному взаимодействию и готовить к конструктивному профессиональному общению.
Поэтому практическая направленность обучения, не всегда стандартная постановка задачи, работа с различными источниками информации, проведение аналитической работы, связанной с решением поставленной преподавателем задачи, взаимопомощь, работа в группе приобретает все большее значение. Такая работа помогает нашим обучающимся различать свое и чужое участие в случившемся; развивать понимание мотивов и действий других людей, примеряя различные роли; побудить себя к действию, позволяет им почувствовать свою компетентность и успешность в процессе работы над заданием, а также способствует проявлению инициативы и творчества, что возможно лишь тогда, когда люди владеют материалом в достаточной мере для того, чтобы выполнять задание не по шаблону. Умение опираться на более сильные стороны, слушать и слышать мнение других членов учебной группы, а также отстаивать свое, убеждать и прислушиваться к доводам, обосновывающим то или иное предложение, способствующее достижению цели, опираться на уже имеющиеся знания, полученные во время всего учебного процесса и предыдущей профессиональной деятельности, представить результаты, полученные в результате такой работы все это позволяет нашим обучающимся становиться компетентными специалистами и иметь хороший шанс на трудоустройство в открытом рынке труда.
Опыт преподавания по этим профессиям показал, что поступившие на обучение мотивированы к получению знаний, навыков и освоению работы с современной оргтехникой. Это подтверждается их активным участием в учебном процессе и показывает, что, несмотря на достаточную сложность учебного материала, с помощью наработанной методики, индивидуального подхода они показывают хорошие результаты в освоении данной дисциплины и активно применяют полученные знания и свои компетенции в учебном процессе идальнейшей трудовой деятельности.
Заголовок 115