Использование активных методов обучения иностранному языку. Дидактические материалы для учащихся.


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Островская средняя общеобразовательная школа
Номинация:
«Дидактические материалы для учащихся»

Тема: «Создание дидактических материалов для учащихся
с использованием различных серверов»
Автор: Козлова Валентина Анатольевна
учитель английского языка
Данная разработка представлена для педагогов
общеобразовательных учреждений
п. Островское 2015г.
.  Пояснительная записка.
На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации. Поэтому далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка использование только традиционных методов и форм работы. На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Технология АМО (активных методов обучения) является именно той технологией, которая через игру повышает мотивацию учащихся, а значит, и проявляет все способности ребенка. Игра известна ребенку с рождения, интересна ему, а где есть интерес, там есть и успех.
Теоретическая часть.
Что такое дидактический материал по английскому языку? Дидактический материал по английскому языку – это особый вид пособий для учебных занятий, использование которого способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени. То есть, это весь тот дополнительный учебный материал для изучения английского языка, который делает обучение увлекательным, интересным, разносторонним, познавательным процессом. К дидактическому материалу относятся различные лексические и грамматические тесты, различные игры, карточки, пособия, созданные с помощью различных веб сайтов, которые направлены на контроль усвоения материала, организацию ролевых игр, другими словами, на то, чтоб урок был интересный, познавательный, способствовал усвоению материала не только на репродуктивном уровне, но и умел применять его в нестандартных ситуациях. Дидактические материалы по английскому языку должны присутствовать на любых занятиях. Ведь именно они помогают совершенствовать все языковые навыки и умения учащегося с помощью разнообразия применяемых средств.
Использование мультимедиа на уроках английского языка – это требование сегодняшнего дня. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания, так как информационно-коммуникативные технологии, являясь средством развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка, создают идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности обучающихся
К сожалению, здесь мы можем столкнуться с недостаточностью оборудования кабинета. Выходом из этой проблемной ситуации является использование активных методов обучения (АМО) на уроках английского языка для повышения мотивации.

Практическая часть.

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок начинает урок. От этого зависит и его работа, и его успех.
Метод «Комплименты».
Цель: Выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха.
Участники: Все учащиеся.
Проведение: Ученикам предлагается выбрать карточку с цветом (orange- happy, glad, green – funny, black –sad). После этого ученики должны поделиться хорошим настроением и сделать комплимент своему соседу по парте. У данного АМО есть варианты проведения. Например, пожелание друг другу удачи, хороших оценок, отличной работы. Если это нерадивый ученик, можно пожелать внимательно слушать учителя, не отвлекаться, выполнять все задания правильно. Этот АМО дети очень любят.
Метод «Входной билет».
Цель: ввести учащихся в иноязычную среду, мотивировать на работу на уроке.
Участники: Все учащиеся.
Проведение: Каждый учащийся, входя в кабинет, должен назвать столько слов по изучаемой теме, сколько он запомнил. От количества произнесенных слов учащийся получает билет в «партер», «ложу» или на «галерку». Поменять место можно только при активной работе на уроке. Заработав определенное количество баллов, ученик может поменять их на лучшее место.
Что же касается использования ИКТ на уроках, то незаменимыми бывают рифмовки, песенки, небольшие мультфильмы, которые также повышают мотивацию и улучшают психологическое состояние учащихся, являются незаменимыми при проведении физкультминуток.
Электронное приложение 1.
Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.
Метод «Отгадайте слово».
Цель: Обеспечить концентрацию на  начало урока, повысить интерес  к уроку, внимание учащихся.
Участники: Все учащиеся.
Проведение: Учитель задаёт занимательные вопросы, касающиеся ранее пройденного материала  таким образом: правильные ответы записываются в столбик на доску. (Для экономии времени ответы могут состоять только из слов). Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы.
Метод «Таинственные шаги».
Цель: Повысить интерес  к уроку, внимание учащихся, сформулировать тему урока.
Участники: Все учащиеся.
Проведение: в классе разложены следы разных цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился. На каждом следе написана буква. Работая вместе учащиеся должны сложить слово, которое и будет являться темой урока.
Активный метод  «Ключевые слова».
Цель: сформулировать цели урока, настроить обучающихся на рабочий ладУчастники: все учащиеся
Проведение: После определения темы урока, учащиеся в парах составляют приблизительный план в виде ключевых слов. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания, чего они должны достичь в результате занятия, и что от них ожидает учитель. Дети сами формируют задачи урока и план изучения темы.
Метод «Главные слова».
Цель: Определить тему урока по «главным словам»
Участники: все учащиеся
Проведение: На доске написано стихотворение. Выбирая ключевые слова, учащиеся определяют тему урока.
Целеполагание на современном уроке является одним из самых основных этапов урока, поэтому очень важно сделать данный этап интересным. Этап «Ожидания и опасения», который проводится после фазы «Вхождения в тему» важен тем, что учитель наглядно видит, чего опасаются ученики, чего они ждут от урока. Возвращаясь в конце урока к АМО, учащиеся подводят итог своей работы, убирают те опасения, которые не оправдались, выделяют то, что из их ожиданий сбылось. Такая работа дает ученику уверенность в своих силах и умении, мотивирует на дальнейшую работу. Это важный момент и для учителя. Согласно подведенному итогу урока, учитель отмечает, с какими трудностями ушли дети с урока, как построить работу по их преодолению, что понравилось и получилось. Поэтому, часто к использованным АМО на этапе «Ожидания и опасения» мы возвращаемся в конце урока для проведения этапа «Рефлексия».
Метод «Шахматная доска».
Цель: Определить ожидания и опасения учащихся
Участники: все учащиеся
Проведение: На макет шахматной доски учащиеся прикрепляют листочки с написанными ожиданиями в светлый квадратик, с опасениями – в черный.Данный метод очень хорош и на этапе Вхождение в тему. Учащиеся, определив название темы, могут планировать работу на уроке. На белых квадратах отмечается, что уже учащиеся знают, а на черных – что бы хотели узнать или не знают. В конце урока на этапе Рефлексия подводится итог работы.
Метод «Почтовый ящик»
Цель: Выяснить ожидания и опасения учащихся
Материалы: цветные карточки, коробка
Проведение: Ученики на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и опускают в прорезь коробки (можно использовать 2 коробки). Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе Рефлексия
Метод «Дерево ожиданий».
Цель: учащиеся пишут свои ожидания и опасения .Материалы: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат (это могут быть шаблоны 2х деревьев, которые постоянно находятся на стенде), скотч или стикеры.
Проведение: есть несколько вариантов проведения данного АМО, это могут быть яблоки и лимоны, просто листья на деревьях. Под макетами деревьев можно расположить корзину для сбора «урожая».
Те ожидания, которые, сбылись, собираются в корзину, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать». Опасения, которые остались, остаются на дереве.
Интерактивная лекция (инпут) – это фаза введения новой информации. Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой урока. 
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.ТолстойМетод «Следопыты».
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.
Материалы: (на примере урока по теме «Защита окружающей среды) цветные картинки, разрезанные на части, письмо из какой-либо организации по защите окружающей среды, заметки из газеты, отчеты, фламастеры, картинки.
Проведение: На доске учащиеся уже вывели тему урока и определили этапы работы. Деление на группы можно сделать следующим образом: каждый учащийся берет частичку рисунка и находит учащихся с остальными частичками. Складывается картинка, таким образом группа определяет, над какой подтемой она будет работать: загрязнение воды, воздуха, водоемов, вырубка лесов и т.д. В ходе работы над материалом учащиеся готовят постер и защищают его, рассказывая, какая проблема и как ее решить.
Метод «Кинозал»
Цель: совершенствовать умения аудирования с целью извлечения конкретной информации;
Материалы: видеофильм, компьютер, экран, проектор, листы с текстами, ручки, фломастеры.
Проведение: учитель предлагает учащимся просмотреть фильм и определить, какие новые знания они получили и какие из них являются самыми важными и актуальными.
При самостоятельной проработке новой темы важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Метод «Черная дыра».
Цель: закрепить знания учащихся на фазе первичного осмысления нового материала (также этот метод можно использовать при проверке домашнего задания).
Материалы: заготовленные заранее тексты, соответствующие теме урока.
Проведение: ученикам предлагается заполнить пропуски в тексте имеющимися у них словами. Работа проводится в группах.
Метод «Деформированный текст».
Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу (также этот метод, как и предыдущий, можно использовать при проверке домашнего задания).
Материалы: заготовленные заранее тексты, соответствующие теме урока.
Проведение: Участникам предлагается восстановить правильную последовательность смысловых частей предложенного текста.
Метод «Лови ошибку».
Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу
Материалы: презентация, карточки с правильными и неправильными ответами.
Проведение: Учитель предлагает ученикам посмотреть презентацию о британской школе. До начала просмотра каждой паре учеников выдается карточка с высказываниями, в которых есть ошибки. По мере просмотра презентации ученики должны исправить ошибки.
Метод «Крестики-нолики».
Цель: отработка лексики, грамматики и страноведческого материала.
Материалы: заготовки из бумаги
1
2 3
4
5 6
7
8 9
В каждой клеточке расположена картинка или примеры на грамматический и лексический материал. Квадратики с крестиком и ноликом.
Проведение: правила игры - как в традиционной игре «Крестики-нолики». Нужно набрать три подряд нолика\крестика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Та команда, которая сделает это первой, считается выигравшей.
Группа учащихся делится на две группы. Одна группа – «Нолики», вторая – «Крестики».
Вариант с лексикой:
Все 9 квадратиков заполнены изображениями достопримечательностей, если отрабатывается грамматика, то это могут быть предложения на русском языке, а их нужно правильно сказать по-английски, и на каждом квадратике – соответствующий ему номер. Представители первой команды выбирают клетку, называют её номер и называют на английском языке то, что за задание заложено в упражнении. За правильный ответ они получают соответствующий им символ (крестик или нолик). Следующий ход делает другая команда.
Если команда назвала слово неправильно, они не получают ничего и ход, как обычно, переходит второй команде. Игра продолжается до тех пор, пока не соберется три одинаковых символа по горизонтали/вертикали/диагонали.
Метод «Киндер - сюрприз».
Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу
Материалы: коробочки из-под Киндер-сюрприза, заготовки материала, который нужен для данного конкретного урока.
Проведение: в коробочки из-под киндер - сюрприза помещаю разрезанные слова, отрабатываем написание слов, цепочки для игры в лото, картинки, разрезанные на части для определения темы урока, для задания, которое нужно выполнить группе. Например, в одной их коробочек размещена картинка Стоунхендж, в другой – Транс-сибирской магистрали, в третьей – Дамба Гувера. Каждая команда выбирает коробочку, определяет, о каком рукотворном чуде ей предстоит подготовить рассказ, затем учащиеся ищут информацию в интернете, в дополнительной литературе, составляют проект и представляют его другим учащимся. Та группа, проект которой был интереснее, занимает 1 место.
Для завершения урока можно использовать активные методы, которые использовали на этапе «Ожидания и опасения». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Лесенка успеха».
Цель: подвести итог своей работы на уроке
Материалы: картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску).
Проведение: Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение. (Данный АМО очень нравится учащимся. Картинка взята с сайта Методисты.ру Творческая группа Преподавание английского языка)
520704826000
Апробация.
Все предложенные АМО используются на уроках английского языка.
Кроме того, есть методическая копилка дидактических материалов, созданных с помощью различных серверов или программ. Учащиеся с удовольствием выполняют тесты, созданные в программе easyQuizzy на компьютерах. Положительным моментом является то, что у них уходит страх перед листочком с тестом, компьютер им привычнее, оценку своей работы они видят сразу, могут посмотреть отчет и проанализировать свои ошибки. Если ученик не достиг желаемого результата, он, как правило, хочет пройти тест еще раз и добиться более высокого результата.
Тесты, созданные в программе Flash, различного рода дидактические материалы, созданные на сервере LearningApps.org, так же имеют много положительных моментов.
Примеры дидактических материалов, созданных с помощью сервера LearningApps.org
Дидактические материалы для отработки лексики:
http://learningapps.org/display?v=p7c370qsa01 отработка лексики по теме “The World’s Best Friend Is You” (8 класс)
http://learningapps.org/display?v=p47io41v201 кроссворд “Kinds of sport” (7 класс)
http://learningapps.org/display?v=p4wmgffj3
http://learningapps.org/display?v=pkx9mao0t
кроссворды “Food” (6 класс)
http://learningapps.org/display?v=pmrpbu02j «Установите соответствие» тема “How to resolve a conflict” (9 класс)
http://learningapps.org/display?v=p2ehmksb2 пазл «Угадай-ка» (9 класс)
http://learningapps.org/display?v=p4ynsor13 кроссворд по теме «Конфликты» (9 класс)
http://learningapps.org/display?v=prp320c95 кроссворд по теме «Цивилизация и прогресс» (10 класс)
Тесты:
http://learningapps.org/display?v=p45o3ph5t01 «Заполни пропуски» (отработка употребления предлогов с фразовыми глаголами) 7 класс
http://learningapps.org/display?v=pdn34ct9301 «Заполни пропуски» (отработка употребления who/which) 7 класс
http://learningapps.org/display?v=p4zczei9c01 Викторина “Pronouns” (можно использовать на факультативных занятиях)
http://learningapps.org/display?v=pij2u3dz501 «Заполни пропуски» (отработка употребления определенного артикля с географическими названиями) 7 класс
http://learningapps.org/display?v=puwwr0vd301 «Заполни пропуски» (отработка использования наречий, тема «Спорт») 7 класс
http://learningapps.org/display?v=p245two5301 Викторина с вводом текста «Образование в англо-язычных странах»
http://learningapps.org/display?v=pm0s0zztk01 «Кто хочет стать миллионером» Тема «Образование в англо-язычных странах»

http://learningapps.org/display?v=p68v8kfmk «Заполни пропуски» (отработка употребления модальных глаголов)
Видео ресурсы:
http://learningapps.org/display?v=pwi0hedvn01 Clap your hands
http://learningapps.org/display?v=poh0di38301 видео ресурс с заданием по теме “Holidays” 9 класс
http://learningapps.org/display?v=pzxx8y03c01 How are you today
http://learningapps.org/display?v=pqxkkwe4201 видео ресурс для этапа «Вхождение в тему» Тема “Conflicts” 9 класс
Заключение.
Конечно же, сейчас в сети размещено огромное количество интерактивных материалов, различных тренажеров и прочих образовательных ресурсов, они предлагаются в уже готовом виде, без возможности внесения изменений.. Поэтому я всегда с удовольствием создаю собственные дидактические материалы, которые легко бы вписывались в учебный процесс, соответствовали возрастным особенностям учащихся, их языковой подготовке, повышали мотивацию к изучению английского языка.Использованная литератураЛазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 Технология АМО» Петрозаводск “Verso”, 2012 г.
Электронная книга «Копилочка Активных методов обучения» http://moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/
Козлова В.А. Материалы мастер-класса «Создание интерактивных упражнений на сервере LearningApps. Сайт Методисты.ру Творческая группа Преподавание английского языка, 2014г
http://metodisty.ru/forum/groups/forum/prepodavanie_angliiskogo_yazyka-0.htm#topic/master_klass_sozdanie_interaktivnyh_uprazhnenii_na.htm
Козлова В.А. Методическая копилка