Урок проверки, оценки, коррекции знаний, навыков и умений по теме: Сенсорные системы

-1-
Урок проверки, оценки, коррекции знаний, навыков и умений по теме:
«Сенсорные системы».
Цели урока: 1.Обобщить и систематизировать знания по теме: «Органы чувств».
2. Воспитание интереса к изучаемому предмету
3. Развить навыки составления связанных рассказов,
Основные задачи учителя на уроке:
-способствовать успешной работе и достижению поставленных целей;
-активизировать деятельность учащихся поисковыми беседами,
проблемными ситуациями, работой с наглядными пособиями;
-содействовать умению правильно делать выводы;
-руководить организацией урока и подведением итогов урока;

Образовательные задачи: обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения;
Развивающие задачи: формировать умения: внимательно слушать и слышать, совершать логические операции, закрепить умения работать в группе, выделять главное, сравнивать, показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой;

Воспитательные задачи: воспитывать полезные привычки по соблюдению
правил гигиены анализаторов, умение сосредотачиваться на поставленной задаче, сопереживать другому человеку, не мешать другим, актуализировать имеющиеся знания, работать в заданном темпе.


Оборудование: таблицы: «Строение зрительного анализатора», «Строение слухового анализатора», «Строение кожи», «Строение анализатора вкуса и обоняния»; модель мозга человека, телевизор, компьютер; задания, кроссворды.

Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

-2-
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, цели и задач урока.

1.Необходимость широкого и свободного использования в жизненных ситуациях, приобретенных в школе знаний по теме: «Сенсорные системы».
Прокомментируйте стихотворение В. Солоухина:
Какого вкуса чувства наши -
И скорбь, и лютая тоска?
И впрямь горька страданий чаша?
Любовь и впрямь, как мёд, сладка?
Горчинка легкая в стакане
У грусти явственно слышна
Живая соль на свежей ране,
Когда обида солона.
Среди страстей, среди борений
Я различить тот час берусь
И резко-кислый вкус презренья,
И кисловатый скуки вкус.
Под вечер сладкая услада,
И на просвет почти черно
Вино дождя и листопада,
Печали терпкое вино.
Всё так. И пусть. И горесть тоже.
Приемлю мёд, приемлю соль.
От одного меня, о Боже,
По милосердию уволь.
Когда ни вьюги и ни лета,
Когда ни ночи и ни дня,
Когда ни вкуса и ни цвета,
Когда ни льда и ни огня!
-3-
2.Сообщение о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения, оформлении результатов самостоятельных работ, оценивание работы (оценивание проводит учитель, учитывая и мнение координатора каждой группы).
Класс заранее делится на группы, каждая группа получает задания для домашних заготовок; на уроке каждая группа занимает определенное место, которое обозначается карточкой с названием группы; заранее выбирается координатор группы, который будет принимать решение кому отвечать на вопросы, а кому, выполнять задание.
II. Проверка знаний учащимися фактического материала, умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях.
1.Устная фронтальная беседа по вопросам:
а) Что называется сенсорной системой?
б) Какие основные структурные элементы входят в состав всех сенсорных систем?
в) Какие сенсорные системы вы знаете?
г) Кто из учёных создал учение о сенсорных системах?
д) Что такое адаптация сенсорных систем?
е) Какое значение имеют сенсорные системы?
2. Устный индивидуальный опрос (правильные ответы учащихся оцениваются, вводится понятие – личное первенство)
1. Из каких трех частей состоит анализатор? (из рецепторного отдела, нервных путей и мозговых центров.)
2. Перечислите оболочки глазного яблока (белочная, сосудистая, сетчатка.)
3. Какая структура расположена внутри глазного яблока позади хрусталика? (стекловидное тело.)
4. Какое изображение получается на сетчатке? (уменьшенное и перевернутое.)
5. Какие рецепторы обеспечивают черно-белое, а какие - цветное зрение? (черно-белое - палочки, цветное - колбочки.)
6. Что такое аккомодация? (приспособление к четкому видению на различных расстояниях.)
7. Где находятся участки коры, в которых анализируется информация от органов зрения? (в затылочной доле.)
8. Что характерно для глазного яблока при врожденной близорукости? (удлиненная форма.)
9. Какие части образуют наружное ухо человека? (ушная раковина и наружный слуховой проход.)
-4-
10. Что находится в полости среднего уха? Что соединяет полость среднего уха с носоглоткой? (слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко, евстахиева труба)
11. Из каких частей состоит внутреннее ухо? (улитка и вестибулярный аппарат)
12. Как соединены слуховые косточки? (подвижно.)
13. Как называется находящийся в улитке орган, содержащий слуховые рецепторы? (кортиев орган.)
14. Где находятся чувствительные клетки, которые возбуждаются звуками низкой частоты? (на основной мембране у вершины улитки.)
15. Где находятся участки коры, в которых анализируется информация от слуховых рецепторов (височная доля коры больших полушарий).
16. Как называется орган равновесия? (вестибулярный аппарат)

17. Где в носовой полости располагаются рецепторы обонятельного анализатора? (на верхних поверхностях носовых ходов.)
18. Где анализируется информация о вкусе пищи? (вкусовая чувствительная зона височной доли коры больших полушарий).
19. Какие части языка более чувствительны к сладкому, какие к горькому, кислому, соленому? ( сладкому - кончик, к горькому - корень, к кислому и соленому - края языка.)

3. Работа в группе (Задания для каждой группы -1балл))

Группа «Зрение»:
- как мы воспринимаем цвет и свет?
- какое значение имеет зрение?
Группа «Слух»:
- как мы воспринимаем звук?
- какое значение имеет слух?
Группа «Обоняние»:
- как мы ощущаем запахи?
- какое значение имеет обоняние?
Группа «Вкус»:
-благодаря чему возникает ощущение вкуса?
- какое значение имеют вкусовые ощущения?
Группа «Осязание»:
- благодаря чему мы ощущаем боль, прикосновение, температуру?
- какое значение имеет осязание?

Группа «Равновесие»:
- благодаря чему возможно ощущение тела в пространстве?
- какое значение имеет вестибулярный аппарат?
-5-
III. Проверка знаний учащимися основных понятий и умений объяснять их сущность ( 4правильных ответа-1балл)
1.Индивидуальный опрос по понятиям: (понятия выведены на экран компьютера)
анализатор
рецептор
фоторецептор
механорецептор
хеморецептор
адаптация
бинокулярное зрение
аккомодация
колбочки
палочки
родопсин
йодопсин
слепое пятно
желтое пятно
близорукость
дальнозоркость
астигматизм
конъюктивит
катаракта
евстахиева труба
кортиев орган
отит
отолит
аносмия












-6-
IV. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени обобщения их – 1балл
1) Самостоятельное составление и заполнение схем «Структура анализатора» (выполняют представители от групп на доске, за определенное время).
2) Разгадывание кроссвордов (каждой группе предлагается кроссворд, на время работы у доски).
V. Применение учащимися знаний в стандартных условиях – технология «Бумеранг»
Вопросы подготовлены заранее и задаются представителями одной группы-другой. 2балла.
Группа «Зрение» - «Слух»: 1) Человек давно обратил внимание на то, что ночью предметы видны лучше, если не смотреть прямо на них. Объясните данное явление.
Группа «Слух - «Обоняние»: 2) На одном из заводов был случай: один кузнец в обеденный перерыв захотел 'отдохнуть улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался на станину и, что было силы ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной, спящий оглох. В чем причина наступившей глухоты?
Группа « Обоняние» - «Вкус»: 3) Обоняние у хищников, по сравнению с травоядными животными, развито лучше только какое это может иметь биологическое значение?
Группа «Вкус» - «Осязание»: 4) Какое условие необходимо соблюсти, чтобы обычный репчатый лук при употреблении стал таким же сладким, как и сладкое яблоко?
Группа «Осязания» - «Равновесие»: 5) Часто при небольших операциях, хирург применяют местный наркоз, т.е. обезболивают небольшой участок кожи и лежащих под ней тканей. Во время такой операции больной чувствует прикосновение ножа, но не боль. Дайте объяснение этому явлению

Группа «Равновесие» - «Зрение»: 6) Вы хорошо заметили, что любое перемещение в пространстве контролируется нашими анализаторами. Особое место среди них занимает вестибулярный аппарат. Есть ли такое движение, которое может совершить человек, а рецепторы вестибулярного аппарата его не зарегистрируют?
-7-
VI. Применение знаний в нестандартных условиях – технология «Творческая лаборатория»
1.Выполнение комплексных творческих заданий, требующих переноса усвоенных знаний и способа выполнения действий в новые условия.
( Во время этой работы учитель проверяет знания практической части программы, вызывая представителей каждой группы, учитель предлагает выбрать из предложенного веера вопросов тот, на который нужно ответить)
Поставить опыт доказывающий (каждая группа получает по одному заданию, дается время на обсуждение - 2балла) – технология «Интересный вопрос»
1) Как определить аккомодационную способность глаз?
2) Как изменить порог слуховой чувствительности?
3) Докажите, что изменение давления во рту и носовой полости приводит к изменению давления в среднем ухе.
4) Как обнаружить слепое пятно на сетчатке глаза?
5) Как доказать, что рецепторы могут воспринимать раздражения, которые не являются для них специфическими?
6) Как обнаружить сужение и расширение зрачка своего глаза?

2.Выполнение комплексных творческих заданий
Игра «Пациент – Доктор» (дайте совет) 2балла ( ролевая игра)
1. «Глаза слезятся, боюсь смотреть на свет, чувствую жжение в глазах, болит голова, ресницы слипаются поутру. Дайте совет, доктор, что делать?»

2. «Ой, доктор, у меня что-то с ухом - болит, стреляет, а главное плохо слышу».

3. «Ем хорошо, наедаюсь, но почему-то не могу узнать по запаху, что сегодня мама приготовила на обед?»

4. «Доктор, что бы, я не ела, всё горькое или кислое. Не понятно, вроде ничем не болею. А вообще-то, я очень нервная, всё время плачу и раздражаюсь по пустякам».

-8-
5. «Какой кошмар, доктор, кожа болит, не прикоснёшься под левым подреберьем. Что делать не знаю?».

6. «Доктор, хочу стать лётчиком - мечтаю с детства, но как катаюсь на качелях - мне плохо, в центрифуге ещё хуже, как же, я, смогу перенести состояния невесомости, а вдруг в группу космонавтов не попаду? Что посоветуете?».
Прослушав гигиенические советы и оценив работу, дать возможность провести самооценку каждого в группе. Учащиеся каждой группы оценивают работу друг друга.
При наличии времени для развития познавательного интереса - выступления учащихся «Знаете ли вы что...» (занимательная информация о сенсорных системах, которую ребята каждой группы приготовили заранее) – технология «Кресло автора» (ученик занимает место учителя) – 1балл.
VII.Проверка глубины осмысления учащимися знаний - письменный опрос -тестирование (на усмотрение учителя – на экране компьютера) 2балла.
1. Понятие «анализатор» ввел:
а) И.П. Павлов;
б) И.М Сеченов;
в) И. И. Мечников.
2. Наружная прозрачная оболочка глаза называется:
а) Белочной (склерой), в передней части – роговицей;
б) Роговицей;
в) Радужкой;
г) Сосудистой оболочкой.
3. Радужка является частью:
а) Сетчатки;
б) Белочной оболочки;
в) Сосудистой оболочки.
4. Аккомодация глаза человека осуществляется:
а) За счет изменения кривизны глазного яблока;
б) За счет изменения кривизны хрусталика;
в) За счет изменения кривизны стекловидного тела;
г) За счет движения хрусталика вдоль оптической оси.
-9-
5. За аккомодацию отвечает:
а) Кольцевая и радиальная мышцы радужной оболочки;
б) Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко;
в) Ресничная мышца, растягивающая хрустали.
6. За диаметр зрачка отвечает:
а) Кольцевая и радиальная мышцы радужной оболочки;
б) Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко;
в) Ресничная мышца, растягивающая хрусталик
7. Заболевание, при котором глазное яблоко имеет удлиненную форму и потому изображение фокусируется впереди сетчатки, называется:
а) Близорукостью;
б) Дальтонизмом;
в) Астигматизмом;
г) Дальнозоркость.
8. Возникающее с возрастом уменьшение способности хрусталика изменять кривизну называется:
а) Дальнозоркостью;
б) Близорукостью;
в) Старческой близорукостью;
г) Старческой дальнозоркостью.
9. За цветовое видение отвечают:
а) Колбочки;
б) Палочки;
10. Большая сила света нужна для возбуждения:
а) Колбочек;
б) Палочек.
11. Для восстановления зрительного пигмента (родопсина) палочек необходим витамин:
а) А; б) В; в) Д; г) С.
12. В сетчатке палочки и колбочки располагаются следующим образом:
а) Ближе к пигментному слою;
б) Ближе к стекловидному телу;
в) В средней части сетчатки;
г) Палочки - ближе к стекловидному телу, колбочки - ближе к пигментному слою
-10-
Темы для письменных ответов: (пока класс работает с тестом, координаторы письменно раскрывают темы – по заранее приготовленным карточкам)
1. Строение анализаторов.
2. Строение глаза.
3. Возникновение изображения на сетчатке. Аккомодация.
4. Гигиена зрения.
5. Строение органа слуха.
6. Слуховое восприятие
VIII. Проверка, анализ и оценивание выполненных заданий.

Итоги урока: 1. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторили некоторые вопросы из большой темы «Сенсорные системы» и теперь зная, что каждая сенсорная система воспринимает только определённый вид энергии, различает только специфические для него раздражения и в процессе эволюции приобрела к ним высокую чувствительность. Зрение, слух обоняние и другие анализаторные функции можно тренировать, как и мышцы. В труде они достигают у человека поразительного совершенства.
Поразительной чувствительности достигают отдельные органы чувств, особенно если из работы исключаются другие анализаторы. Слепые узнают человека по запаху.
При потере зрения и слуха сильно развивается осязание. Американка Е. Келлер в детстве после скарлатины потеряла зрение и слух. Обучали её, выписывая названия предметов на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы симфонические концерты. Келлер окончила математический факультет университета, изучила четыре языка, стала автором книг, выступала с лекциями.
Этот пример подтверждает то, что анализаторы работают согласовано, и при отсутствии какого либо ощущения все остальные берут на себя его функции. Кора большого мозга, которая является центром анализа и сигнала к действию, единая, и в этом её уникальность.
Полноту ощущений даёт комплексное восприятие явлений окружающего мира разными сенсорными системами одновременно. Многообразные ощущения, которые мы испытываем, позволяют познать окружающий нас мир реальным, таким, каков он есть на самом деле.

-11-
2.Технология «Незаконченное предложение»
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
«На сегодняшнем уроке для меня самым важным открытием было»
«Урок важен, так как.»
«Я знаю»
«Я умею...»


Аннотация к уроку

Предложенный урок биологии проводится после изучения раздела «Сенсорные системы». Это урок проверки и контроля знаний, навыков и умений, приобретенных в процессе изучения данной темы, а также обобщения и коррекции знаний. В начале урока создаётся проблемная ситуация по тексту стихотворения В. Солоухина « Какого цвета чувства наши?», само стихотворение используется, как психологическая разгрузка.
Для изучения анатомии органов важное значение имеют модели, рисунки, схемы., которые используются в течение всего урока.. Для обобщения и повторения выбраны самые разные методы и приёмы, как традиционные так и инновационные: рассказ, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, использование наглядного материала, работа с текстом и рисунками, работа в группе, элементы ролевой игры, составление схем, решение кроссвордов, компьютерное тестирование, интерактивная игра «Бумеранг», элементы технологий «Творческая лаборатория» (обсуждение в группе), «Мозговой штурм», «Интересный вопрос», «Кресло автора», технология «Незаконченное предложение». Использование разнообразных форм работы помогут не только оценить знания, навыки и умения учащихся, но и увлечь учеников, повысить интерес к изучаемому предмету, развить интеллектуальные и творческие способности учащихся. Содержание, объем и последовательность предложенных заданий, учитель может корректировать с учетом особенностей класса и своего творческого потенциала.





15