Самостоятельная работа обучающихся как составляющая часть учебного процесса


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Приоритетом в подготовке будущих специалистов является формирование самостоятельной, активной, творческой личности. При этом акцент делается на формирование у обучающихся ответственности за качество своей учебы; развитие интереса к приобретению новых знаний; формирование профессионально сориентированных мотивов обучения. Решающую роль в этом процессе играет профессиональное мастерство преподавателя, его знания из областей педагогики и методики, а также его умения на практике использовать эффективные формы и методы обучения.
Тенденцией в современной методике является переход от «пассивной формы» – когда преподаватель во время аудиторных занятий выдает обучающимся определенный объем научно-учебной информации – к «активной форме» – когда роль преподавателя сводится к стимулированию у обучающегося стремления к приобретению новых знаний самостоятельно. Например, современные учебные программы по разным дисциплинам предусматривают отведение на самостоятельную работу от 15% изучаемого материала и более. И естественно, что при таком подходе на первое место выдвигается вопрос об организации самостоятельной работы обучающихся на всех этапах обучения. Такая тенденция в учебном процессе не является новой, еще Ян Амос Коменский высоко оценивал роль самостоятельной работы в процессе учебы, отмечая, что «… альфой и омегой нашей дидактики пусть будет поиск и открытие способа, при котором бы учителя меньше учили, а ученики больше бы учились».
Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся, которые осуществляются ими непосредственно во время проведения аудиторных занятий, или во внеаудиторное время по заданиям преподавателя (под его руководством, но без его непосредственного участия). Основное задание самостоятельной работы в учебном процессе – это научить творчески и самостоятельно работать, планировать личную стратегию учебы, рационально организовывать свое время, самостоятельно прорабатывать информационные источники, проводить исследовательскую работу, анализировать и резюмировать результаты своих исследований, работать с компьютерно-программным обеспечением. От эффективности организации данной формы работы зависит успех в усвоении материала по данной дисциплине.
Такая учебная деятельность обучающегося, как самостоятельная работа, под непосредственным руководством и контролем педагога, может осуществляться в двух направлениях: во время проведения аудиторных занятий и во внеаудиторное время.
При организации учебного процесса преподаватель постоянно сталкивается с трудностями в организации процесса обучения в силу того, что обучающиеся, которые поступили на первый курс, имеют разную базовую подготовку. В частности, при вычитывании курса лекций преподавателю приходится делать выбор на какую категорию слушателей ориентироваться при изложении лекционного материала. Если делать ставку на более «сильных», то более «слабые» вообще не воспринимают и, как следствие, не усваивают материал. А если ориентироваться на более «слабых» – тогда остальным обучающимся становится скучно, они теряют возможность получить больше информации. В этом случае на помощь преподавателю приходят методические приемы по организации самостоятельной работы обучающихся с дифференцированным подходом в обучении, то есть с использованием разных уровней сложности заданий исходя из интеллектуальных возможностей каждого обучающегося и уровня его подготовки. И как свидетельствует практика, у обучающихся, которые раньше не проявляли заинтересованности к учебе, потому что не понимали предложенный материал, при таком индивидуальном дифференцированном подходе в самостоятельной работе, когда они понимают что и как делать, пробуждается интерес к учебе.
Самостоятельная работа может использоваться преподавателем на лекционных и практических занятиях не только как форма получения новой информации, но и как форма для повторения и закрепления учебного материала. Ее уместно использовать также в тех случаях, когда обучающийся по той или другой причине пропустил занятия, или не смог в достаточной степени овладеть лекционной информацией, которую предоставил преподаватель во время аудиторного занятия.
При организации самостоятельной работы в первую очередь надо поощрить обучающихся в таком труде, то есть создать систему мотиваций, которая будет стимулировать к самопознавательной деятельности, сформировать осознание необходимости такой учебы. Также следует учитывать главные требования, которые выдвигаются в отношении организации самостоятельной работы – это, в первую очередь, смысловое наполнение самих заданий, по возможности, профессиональная ориентация, ввод сквозной межтематической связи между заданиями и обязательное использование дифференцированного подхода (задания должны быть разной сложности в соответствии с возможностями обучающегося).
Исходя из личного опыта могу отметить, что наиболее эффективными и результативными являются такие виды самостоятельно-исследовательской деятельности, как поиск и изучение дополнительной информации, конспектирование, составление схем, таблиц, подборка тезисов и цитат, решение задач, выполнение практических заданий, нахождение путей выхода из предложенных проблемных ситуаций, выполнение письменных контрольных упражнений и тому подобное. А при выполнении самостоятельной работы во внеаудиторное время, кроме отмеченных выше форм, используются и такие задания, как написание рефератов и докладов; разные формы подготовки к выступлениям с сообщениями на лекционных и семинарских занятиях; оформление отчетов практических и лабораторных работ.
А это означает, что самостоятельная работа подразумевает в первую очередь работу обучающихся с текстовым материалом и иллюстрациями к нему. Использование иллюстрированных пособий значительно расширяет возможности обучающихся в восприятии учебного материала, повышает прочность и осознанность знаний, особенно если они подаются в цифровом виде. Та информация, которая подается с использованием компьютерных учебных систем, как правило, лучше воспринимается и запоминается слушателями. Одновременное визуальное и аудиальное воздействие на слушателей создает нужное эмоциональное настроение, которое активирует и усиливает все виды памяти и способствует запоминанию. Такая форма поднесения материала позволяет обучающемуся максимально сконцентрировать свое внимание на информации, которая поступает, лучше ее осмыслить и воспринять. Фотографии, рисунки, модели, схемы и тому подобное могут быть использованы не только как готовая информация, но и побуждать к самостоятельным рассуждениям и открытиям.
В конце отмечу, что самостоятельная работа обучающихся, как вид учебной деятельности, будет иметь эффективность при следующих условиях:если эта работа четко организована со стороны преподавателя, когда четко обозначены цели и задачи самостоятельной работы обучающегося;
если создана система мотивацией на выполнение самостоятельной работы;
если самостоятельная работа является важной составляющей учебно-воспитательного процесса, а не эпизодическим явлением, то есть выполняется регулярно в течение всего курса данной дисциплины;
если создана методическая база по данной дисциплине;
если за самостоятельной работой обучающихся со стороны преподавателя осуществляется постоянный контроль в виде корректировки деятельности обучающегося и оценки полученных им результатов.