ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО, ОТВЕТСТВЕННОГО, ИНИЦИАТИВНОГО СПЕЦИАЛИСТА


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО, ОТВЕТСТВЕННОГО, ИНИЦИАТИВНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Джусоева Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области «Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия, Митрополита Московского»
Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу - воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.
Понимая важность утверждения в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развития многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни, воздействия духовного возрождения общества на уровень экономического развития, в колледже разработана и принята «Концепция воспитательной работы». Главной целью воспитания студентов ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» является разностороннее развитие личности конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой духовной культурой, активной жизненной позицией, качествами гражданина и патриота.
Коренные изменения в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России, такие как формирование гражданского общества, рыночного сектора экономики, изменения в сфере занятости, перегруппировка спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, возрастание требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов, оказывают существенное влияние и на развитие среднего профессионального образования.Для становления и развития инновационной экономики необходима подготовка не только квалифицированных профессиональных кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств, но и ответственных специалистов, способных к активности, самостоятельности, инициативе, социализации, обладающих высокой нравственностью, духовной культурой, проявляющих уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, умеющих творчески решать различные вопросы и адаптироваться в быстро меняющихся условиях производства.В вышедших в последние годы нормативно-правовых и научно-методических документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. С принятием в России Закона «Об образовании» в его новой редакции начался новый этап государственной образовательной политики. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.
Изучение философской, психолого-педагогической литературы, анализ материалов диссертационных исследований показывают, что теория и практика духовно-нравственного воспитания прошли длительный путь развития.
В соответствии с главной целью воспитания студентов в ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» в качестве основных приняты следующие направления: профессиональное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, физическое, музыкально-эстетическое и трудовое воспитание.
В течение учебного года студенты изучают не только дисциплины по специальности, но и посещают мероприятия в рамках Программы духовно-нравственного воспитания, реализуемой в образовательной организации.
Данная программа реализуется в колледже с 2011 года и является закономерным и логичным продолжением многолетней целенаправленной деятельности и обобщением опыта педагогического коллектива Православной классической гимназии по воспитанию у обучающихся высоких духовно-нравственных качеств.
Целью Программы духовно-нравственного воспитания является формирование духовно развитой личности обучающегося, способной к принятию ответственных решений, нравственному, гражданско-патриотическому, профессиональному становлению, жизненному самоопределению, проявлению нравственного поведения и духовности на основе общечеловеческих ценностей, имеющего потребность к изучению отечественной истории и культуры, сохранению православных традиций.Задачи:
1) сформировать нравственные и духовные ценности, познавательный интерес, способствующий развитию личности;
2) сформировать чувство любви к Родине на основе изучения православных культурных традиций.
Результативность духовно-нравственного воспитания определяется по следующим показателям:
- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области духовно-нравственного воспитания;
- активность студентов в мероприятиях духовно-нравственной направленности (олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки и др.);
- количество проведенных творческих конкурсов, викторин, деловых игр и других массовых мероприятий духовно-нравственного содержания;
- сформированность ключевых компетенций выпускника.
К реализации мероприятий Программы привлекаются священники РПЦ – протоиерей Д. Лескин, протоиерей Г. Рыбаков, иерей А. Ундер, иерей А. Орлов.
В колледже накоплен определенный опыт духовно-нравственного воспитания студентов на основе традиций православной культуры.
Среди факторов, обуславливающих реализацию данной программы, присутствует и такой как личность педагога: среди преподавателей колледжа немало людей православных, воцерковленных или тех, кому близки идеи православия.
Творческий и организационный потенциал позволяет колледжу быть соорганизатором мероприятий различного уровня, таких как Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные ценности как основа воспитания гражданина России», региональный молодежный форум «Отечества наследники», межрегиональный конкурс «Рождественский вертеп», городские Покровские образовательные чтения, весенняя и осенняя ярмарка «Свет веры православной» и др.
Студенты нашего колледжа принимают активное участие в различных благотворительных акциях: «Недели добра», «Евангелие в каждый дом», посадка деревьев.
Обучающиеся ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» выступают на конференциях, конкурсах, фестивалях: областной конкурс творческих работ учащихся средних профессиональных образовательных учреждений «Есть такая профессия…», международная научно-практическая конференция «Современные тенденции художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи», областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Пасхальная капель», Молодёжный форум Приволжского федерального округа iВолга, Сретенский фестиваль духовной музыки.
В колледже традиционно проводятся круглые столы, педагогические конференции: внутренняя педагогическая конференция «Классическое педагогическое наследие как национальная ценность», внутренняя научно-практическая конференция «400-летие Дома Романовых», городской фестиваль «Великие вехи Российской истории», историко-богословская конференция «Россия и Греция: 1000 лет вместе», внутренняя научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Печальник земли Русской: к 700-летию со дня рождения преподобного Сергий Радонежского», литературная игра «Достоевский и современность», круглый стол «Литература - совесть нации», литературная гостиная «В чем красота человека? (по страницам русской классики)», научно-образовательный педагогический форум студентов и преподавателей «Воспитать человека – обязанность, право, миссия современного образования».В колледже создан и активно функционирует волонтерский корпус. Среди мероприятий нужно отметить проект «Больничные клоуны», организацию и проведение спектаклей для детей из детских домов и интернатов.
В течение учебного года и во время летних каникул организуются просветительско-паломнические поездки: Троице-Сканов женский монастырь, село Лермонтово (Тарханы), село Оленевка и город Пенза; город Санкт-Петербург; с. Винновка; город Самара (Иверский женский монастырь, Самарский Историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, Самарский академический театр); города Рязань, Тула, Москва, село Константиново и Ясная Поляна.
Для студентов организована работа спецкурсов, факультативов, кружков и спортивных секций. По дополнительному расписанию проводятся внеклассные занятия: основы хорового пения; основы хореографии; изобразительная деятельность; продуктивные виды деятельности.
Мероприятия, которые проводятся ежегодно: «День знаний»; городские образовательные православные чтения; «Ярмарка учебных заведений города»; ярмарка «Образование. Развитие. Карьера»; «Посвящение в студенты»; новогодний вечер; выставка «Рождественский вертеп»; Сретенский хоровой фестиваль; масленичный бал; день Победы; трудовой десант в с. Ташелка (подшефное сельское хозяйство).
В рамках реализации вариативной части ФГОС СПО студенты изучают дисциплины: «Основы православной педагогики», «Основы христианской этики», «Основы религиоведения (включая Ветхий и Новый Завет, литургику, основы церковно-славянского языка)», «Основы православной культуры (включая историю христианства и Русской Православной Церкви, основы христианской этики)», «Регионоведение», «Основы православной педагогики», «Церковное право Русской православной церкви», «Социальное служение Русской православной церкви».
Реализуется проект «Газета студентов и преподавателей колледжа «София»». Газета является победителем областного конкурса самодеятельных студенческих печатных средств массовой информации «В формате» в 2013, 2014 и 2015 годах.
В проекте «Радио «Просвещение»» обучающиеся принимают активное участие.
Процесс воспитания протекает непрерывно. Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, благоприятный микроклимат межличностных отношений в колледже. Основной базой системы воспитания являются демократизация общественной жизни колледжа, развитие системы внеучебной деятельности со студентами и студенческого самоуправления.
Воспитательная система в колледже строится на основе делового и творческого сотрудничества педагогического и студенческого коллектива. Мотивация деятельности создается общим настроем, увлеченностью, совместными переживаниями, созданием ситуаций успеха.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник колледжа, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной деятельности, социальных и культурных практик. Создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития студентов является важнейшей задачей деятельности колледжа. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия колледжа и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания студентов в следующих направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) студентов путем проведения тематических родительских собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов;
- совершенствования межличностных отношений педагогов, студентов и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций, походов и экскурсий;
- расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности.
Колледж активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания студентов.
Педагогический коллектив колледжа, искренне надеется, что данная программа заинтересует педагогов других учреждений профессионального образования и, с удовольствием, готовы поделиться своим опытом.
Духовность - важная составляющая человека, обуславливающая положительную интеграцию народа в изменяющееся общество, которое на опыте убеждается, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, новейшие технологии. Духовные ценности - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.
Инновационный подход предполагает повышение качества подготовки студентов, что приводит к возрастанию роли воспитания в системе среднего профессионального образования.
В ходе реализации Программы раскрыты, обоснованы и апробированы в практике подходы к построению основных компонентов воспитательной системы учреждения среднего профессионального образования: целевой, когнитивный, аксиологический, деятельностный, мониторинговый.
Целевой компонент предполагает определение целей воспитания. Определение этих целей на основе учета интересов студентов и учета тенденций общественного развития и требований, предъявляемых обществом к образовательным учреждениям.
Когнитивный компонент определяет направленность на формирование определенного уровня общенаучной, профессиональной и социальной компетентности студентов, отражает уровень информированности обучающихся о проблеме духовности, нравственности.
Аксиологический компонент связан с ценностями, отношениями, в процессе которых ценности формируются, и с взаимодействием участников формирования таких отношений.
Деятельностный компонент рассматривается как действия студентов, отражающие их духовно-нравственную направленность:
• учебная деятельность, отражающаяся в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе по духовно-нравственному воспитанию, которая находит свое отражение в рефератах, докладах студентов на занятиях.
• внеучебная деятельность, волонтерская, поисковая деятельность студентов, их участие в массовых мероприятиях.
Мониторинговый компонент позволяет оценивать дискретный результат исследования, позволяющий в дальнейшем отслеживать и контролировать результаты духовно-нравственного воспитания студентов.
Дальнейшее развитие исследований по этой проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: разработка новых методологических эффективных моделей воспитания процесса духовно-нравственного воспитании студентов в системе СПО; системы социального партнерства в современных экономических условиях; программ, пособий, методик и технологий для преподавателей, осуществляющих процесс духовно-нравственного воспитания студентов.