ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л.Н. Юнусова,
преподаватель-организатор ОБЖ
Современный урок невозможен без использования современных образовательных технологий. Профессия учителя, педагога - творческая профессия на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, который он преподает, но и педагогикой, современной дидактикой, психологией, методикой преподавания своего предмета и техникой мастерства, т.е. различными педагогическими технологиями (греч. технос – искусство, мастерство, логос – учение). Он должен настолько мастерски ими владеть, чтобы они стали незаметными, органичными компонентами его творчества. [1]
Существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждый конкретный метод является авторским.
Метод (от греческого methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Методы обучения – это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся. [3]
В педагогике различают несколько моделей обучения:
- пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
- активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
- интерактивная – взаимодействие. [4]
В данной статье я подробнее остановлюсь именно на интерактивных методах обучения, т.к. основные методические инновации связаны с их применением.
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко). [3]
Роль активного участника образовательного процесса здесь в первую очередь отводится обучающимся. Интерактивные технологии обучения опираются прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми. [2]
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых. [3]
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.
Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. При совместной работе учащихся в малых группах учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели.
"Мозговой штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, активизацию творческого мышления.
Дидактическая игра - выполнить действия, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. игровое освоение профессиональной деятельности
Одна из основных целей обучения для меня на данном этапе состоит всоздании условий, где обучающиеся почувствуют комфортность, свою
компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым интерактивным технологиям.
Задачи применения интерактивных методов обучения:
- активизировать деятельность преподавателя и студента;
- повышать качество обучения;
- воплощать в жизнь принцип наглядности;
- выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений.
В заключении я хочу обозначить положительные стороны применения методов интерактивного обучения:
- значительно повышается мотивация, особенно у слабых студентов;
- наблюдается более высокий уровень усвоения материала и снижение утомляемости;
- организованы и включены в работу все обучающиеся без исключения, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;
- развивается умение работать в группе;
- вырабатываются коммуникативные навыки.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. [1]
Интерактивные методы, внедряемые в учебный процесс, являются достаточно продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний и формирования общих компетенций обучающихся, которые соответствуют новому подходу к образованию в 21 веке.