Использование технологии КИМ для формирования общих и профессиональных компетенций

Использование технологии КИМ для формирования общих и профессиональных компетенций
«Сложное сделать простым,
простое сделать привычным,
привычное сделать приятным.»
К.Станиславский.
Социальная значимость профессии в обществе: востребованность в профессиональных мастерах по отделке помещений напрямую зависит от общей экономической ситуации в стране.
В условиях современного развития общества на рыночных условиях хозяйствования, век информационных технологии, модернизация системы образования диктует необходимость совершенствования методики профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. На основе прогрессивной современной технологии обучения и развития конкурентоспособного рабочего, специалиста, востребованного на рынке труда.
Рыночная экономика предъявляет к качеству рабочей силы - образовательному, профессиональному, культурному уровню работника. Сегодня конкурентоспособность работника понимается как соответствие рабочей силы требованиям рынка. Я считаю, что от меня зависит: какой личностной характеристикой будет обладать, выпускник и насколько он профессионально подготовлен к новым рыночным условиям хозяйствования. А также, насколько качественно он овладел общими и профессиональными компетенциями и выработал в себе квалификационный уровень. Поэтому я вижу смысл применения новой педагогической технологии, направленной на развитие и саморазвитие самого себя.
А отсюда следует, что нужно подготовить обучающегося таким профессиональным качествам, чтобы он мог быстро адаптироваться на производстве, а также высоким профессиональным уровнем трудоустроится. Обучающийся должен осознать, что обучаясь в техникуме, труд должен предстать перед ним как единственный источник достаточной жизни, а профессионализм – как самое надежное средство адаптации в обществе.
Это соответствует и современным тенденциям развития образования, одна из которых и направлена на подготовку востребованного, конкурентоспособного рабочего.
В работе преподавателя поиск нового – это, прежде всего борьба с самим собой, творческий поиск по созданию нового. Находкой для меня стала модель саморазвития человека.
Исследование структуры развивающей технологии позволяет выделить три основных параметра технологического управления: потребности, способности, сознание. Эти параметры предусматривают:

Потребности Способности Сознание



Цель Действия Средства Результат Рефлексия





Стержнем модели является управление процессом усвоения учеником культуры, в ходе которого развиваются его внутренние потребности, способности. Так как человека учить нельзя, а он учится сам, то цели, содержание, способы развития определяются мной и обучающимися совместно, с учетом их интересов и способностей.
Я организую, взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую ситуацию, которая вызовет у обучающихся необходимость действовать по культурным нормам общественных отношений. Все операции в процессе деятельности производятся в определенной последовательности, которую нарушить нельзя, иначе не будет достигнута конкретная цель. Потребности каждого удовлетворяются лишь долей конечного продукта их совместной деятельности. Эта доля общественного труда (моральная, материальная) становится главным стимулом дальнейшего саморазвития человека, а это приводит к профессиональному совершенству.
Жизнь человека протекает в определенном пространстве и времени. Каждое развивающее пространство состоит из множества маленьких развивающих пространств, непрерывно сменяющих друг друга, в которых и происходит с человеком конкретные события, микропространство и есть ситуация.
Ситуация содержит в себе механизмы саморазвития, цели, средства деятельности. Внутренний механизм саморазвития – это сам человек, внешний – коллектив. Коллектив становится механизмом развития человека.
Цель работы:
способствовать формированию знаний обучающихся о современных технологиях с применением новых материалов и создать условия для проверки сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся, на основе овладения содержания модуля. Отсюда ставлю задачи:
1-организовать деятельность по повышению профессиональных компетенции обучающихся по реализации ФГОС технологии и методов их использования в процессе деятельности;
2-использовать групповые методы работы, частично-поискового и исследовательского в направлении обучения через организацию самостоятельной работы студентов по выполнению творческих заданий и их защиты;
3 - способствовать воспитанию умений работать в коллективе – быстро, аккуратно, учитывая мнение товарищей, воспитывать чувства самоуважения и собственного достоинства.
Содержанием саморазвития человека является система деятельностей, позволяющая ему успешно взаимодействовать в непрерывно меняющихся жизненных ситуациях.
Главной целью технологи является обучение обучающихся в системе деятельности.
В процессе работы я столкнулась с педагогической проблемой – это организовать саморазвитие учащихся на уроках технологии. Для решения этой проблемы мне необходимо было выполнить следующие задачи:
- перевести предметное содержание в деятельность;
- выявить и изучить условия возникновения проблем и противоречий;
- спроектировать проблемные ситуации;
- спроектировать и сконструировать предметные средства для организации целевого и поискового пространства;
- построить новый тип отношений.
Разрешая данную проблему, я использую 4 этапа – это исследование, проектирование, исполнение, рефлексия.
1 этап. Исследовательский, где ставлю две цели: изучить, осмыслить технологию КИМ и овладеть ею.
II этап. Проектировочный, на этом этапе решаю проблему содержания и проблему технологии взаимодействия педагога и обучающегося. Это создает условия для саморазвития обучающегося.
III этап. Исполнительный, задачи которого создать условия для саморазвития, обучающегося в целевом, поисковом и рефлексивном пространстве. Это активизирует творческую деятельность и раскрывает их способности.
IV этап. Рефлексивный, где обучающиеся оценивают свою работу и находят новые проблемы в овладении своей профессии.
Проблемная ситуация является организационной «еденицей» учебного процесса.
В начале учебного занятия заинтересовываю учащихся и делаю так, чтобы они поняли, чему будут учиться. Также мне необходимы средства для создания проблемы, или, как я называю, проблемных пятиминуток.
Например: при рассмотрении темы «Штукатурные слои их назначение» поставлена проблема.
Какое покрытие более прочное - нанесенное толстым слоем или двумя – тремя тонкими слоями?
Обучающийся не могут решить данную проблему, так как рассматриваемая ситуация для них незнакома. Для решения этой проблемы ставлю перед ними наводящие вопросы, но вначале выслушиваю предлагаемые гипотезы. Если гипотезы, предлагаемые обучающим, совпадают с моими, то направляю суждение на правильное решение. Как правило, с этой проблемой уже справляются.
Вопросы:
Где применять слой?
Назначение поверхности.
Определение свойства материалов, прочности и плотности.
Какая зависимость между поверхностью и отделкой?
Какие категории отделки?
Где прочнее будет сцепление?
Обучающиеся делают вывод, что штукатурный слой будет прочнее в три слоя, так как сцепление между слоями будет лучше, а значит, слои будут плотнее. Слои будут выполнены при улучшенной и высококачественной отделке.
Также я использую такие средства, как криптограммы, ребусы, в которых может быть зашифрована тема урока (ситуации), и я их тоже применяю в проблемных пятиминутках.
По теме «Окраска поверхностей водными известковыми составами» ставлю проблемный вопрос:
«Почему для выполнения известковой окраски требуемая влажность поверхности должна быть не менее 8%, тогда как для других видов окрасок необходима хорошо просушенная поверхность?».
Разрешению проблемной ситуации способствует применение учащимися знаний из курса химии. Так как известь представляет собой окись кальция (СаО), при затворении извести водой происходит реакция: СаО+Н2О= Са(ОН)2+Q, где Са(ОН)2 гашеная известь; Q – выделение тепла. При нанесении на поверхность известь соединяется с углекислым газом, находящимся в воздухе, происходит реакция Са(ОН)2+СО2=СаСО3+Н2О.
Процесс кристаллизации извести осуществляется с потреблением воды.
При недостатке влаги известковое покрытие становится непрочным и быстро разрушается. Это объясняет необходимость соблюдения требования повышенной влажности к поверхностям, окрашенным известковыми составами.
Особо мне хотелось бы сказать о тех средствах, которые сделаны руками обучающихся – это макеты, альбомы, которые я могу использовать как для изучения нового материала, так и для повторения и закрепления темы.
Создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого обучающегося по решению проблемных задач. С проблемным обучением связывается возможность формирования у обучаемого, технического мышления.
Обучение предусматривает развитие у обучающих профессиональных качеств личности, способствующих успешному овладению профессией.
Важной характеристикой профессиональной квалификации молодого специалиста является опыт профессиональной деятельности. Многие обучающийся имеют опыт дополнительной занятости в свободное от учебы время. Каждый обучаемый имеет опыт профессиональной деятельности в период прохождения учебной, производственной, преддипломной практик.
Использование педагогической технологии КИМ в обучении способствуют формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся. Молодые специалисты реализуют их на производстве.



























Список используемой литературы
1. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека (концепция, технологии), Н.Новгород, 1999.
2. Вазина К.Я., Костыко Г., КУмоев Ф. – Управление новым типом учебного заведения (концепции. Опыт, Челябинск, 1996.)
3. Вазина К.Я. – Саморазвитие человека и технологическая организация
образовательного пространства.
4.Мамаева Е.Е., Матвеев В.П., Лелько Л.Ф., Свирепова А.А. Непрерывность профессионального и личностного развития педагогов и учащихся лицея. Методическое пособие.
5.Скакун В.А. Методическое пособин для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия». 2001.
6. Збаровский В.С., Кравченко Н.Е., Габай Э.В. Педагогические основы
построения деловых игр. Учебное пособие. Санкт-Петербург 199о
7.Рудние Г.А. Интенсивная педагогика обучения рабочей профессии. Учебное пособие. Санкт-Петербург 1994
8.Зубенко П.Н..»Активизация познавательной деятельности учащихся средних профтехучилищ.

Целевое

Поисковое


Рефлексивное




15