внеклассное мероприятие холокост«Холокост — трагическая страница истории Второй мировой войны»


Сценарий внеклассного мероприятия
«Холокост - трагическая страница истории Второй мировой войны»
Цель: ознакомление обучающихся с трагедией еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: воспитывать непримиримое отношение к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества;
формировать умения оценивать исторические события, факты; воспитание гуманизма.
Форма реализации:  внеклассное мероприятие - конференция.
Методы реализации: Рассказ, просмотр видеоматериала, просмотр фотографий, чтение стихотворений, прослушивание музыки, знакомство с воспоминаниями очевидцев.
Возрастные группы обучающихся: 9-11 классы
Ожидаемые (полученные) результаты: Формируется убеждение, что фашизм-это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе. Человечеству нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости.
Оформление зала или кабинета: карта «Великая Отечественная война» (1941-1945 гг.); презентация, видеофильм « Холокост»; «звезда Давида»; свеча, песня «Саласпилс» Сценарий мероприятия
Ученик читает стихотворение:
Засыпал снег сегодня Бабий Яр. Прикрыл собою братскую могилу. Сто тысяч в ней взывают молча к миру, чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар! Там, где фашисты сваливали в адубитых и живых, растут берёзы. Смотрю на них и плачу… Эти слёзы погибших не вернут уже назад. Но слёзы скорби нашей не напрасны.Они, как мудрость, над душою властны:они её печальный, вечный плод. Они напоминают тем, кто молод, как будет страшен войн грядущих Молох, что  в гневе уничтожит людской род.
Учитель: Наша сегодняшняя встреча не случайно началась со стихотворения Фридриха Золотковского «Бабий Яр. Память», которое раскрывает страшные события одной из самых известных трагедий XX века - преднамеренной попытке полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшей к уничтожению более 6 000 000 евреев.
Слайд №1.Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Холокост- трагическая страница истории Второй мировой войны».
Кто знает, что означает слово «холокост»?
Возможно, некоторые из вас впервые слышат слово «холокост» и не знают его значения. Для определения данного понятия обратимся за помощью к большому энциклопедическому словарю.
Слайд №2. Холокост (от греческого holocaustos- сожженный целиком)- гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематических преследований и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.Холокост отличается от остальных известных в истории случаев массовых убийств людей по масштабу преступлений и по изощренности убийств.
Основанием для массового уничтожения людей стали расовые теории нацистов, которые привели к уничтожению еврейского, цыганского, белорусского населения, поляков, чернокожих, душевно больных и не трудоспособных.
В 1933 году к власти Германии пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация имеет превосходство над остальным народами. Евреи, негры и цыгане относились, по его мнению, к неполноценным, «низшим расам».
В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. Последние были лишены права голоса, политических и иных прав. Они стали не гражданами.
Сейчас мы заслушаем свидетельства еврейских школьниц о том, как изменилась их жизнь после принятия нацистского «Постановления о мерах по борьбе с переполнением немецких школ».
Ученица 1. «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто больше не хотел со мной дружить. А некоторые соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя больше общаться с евреями» (Хильма Геффен- Людомер).
Ученица 2. «С каждым новым днем нацистского правления пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие» (Марта Аппель).
Чтобы вызвать в людях негативные чувства, использовались все источники: религиозные, политические, экономические, культурные. Охота на евреев становилась легальной. Против них разрешалось применять любые действия, даже те, которые в нормальномобществесчитаютсяпреступными.Не только помогать евреям, но даже просто выказывать им симпатию и сочувствие было смертельно опасно.
Слайд №3. 9 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна насилия: сотни евреев погибли, были разграблены тысячи магазинов, хозяевами которых были евреи, десятки представителей данной расы были брошены в лагеря. Организованный Гитлером погром печально знаменуется «Хрустальная ночь».
События этой ужасной ночи описал в своем стихотворении «Хрустальная ночь» Валерий АгароновУченик читает фрагменты стихотворения:
Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон,
Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы...оскал звериный
Демонстрирует палач!...Этот грех впечатан в Лету!
Звон разбитого стекла
Нам напомнит век за веком
Ночь в осколках хрусталя!
Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии. Так начался геноцид, который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других странах.
Как вы думаете, что такое геноцид?
Слайд № 4. Обратите внимание на экран. Геноцид - это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а так же умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп
В Варшаве 15 октября 1941 г. вышел приказ о смертной казни любого, кто поможет еврею. Очень скоро люди поняли, что такая помощь означает риск не только для собственнойжизни, но идляжизниблизких. Нацисты заявили, что все имущество евреев принадлежит Германии. Нееврейское население Германии и оккупированных стран получало в свое распоряжение дома и собственность евреев, занимало их рабочие места. За каждого пойманного или убитого еврея платили деньгами или дефицитными продуктами. Участвовавшим в этой охоте, а также членам их семей полагались продовольственные пайки и денежное довольствие. В условиях экономической разрухи военного времени очень многие не могли устоять перед таким соблазном.
Слово учителя о желтой звезде Давида
Слайд №5
Звезда́ Дави́да (HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%82" \o "Иврит"ивр. מָגֵן דָּוִד‎ — Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) — эмблема в форме шестиконечной звезды (HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_(%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB)" \o "Гексаграмма (символ)"гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга — верхний концом вверх, нижний концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов.
Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида. Другой его вариант, пятиконечная звезда, пентаграмма, известен под именем «Соломонова печать». Тем не менее, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, измышление позднего средневековья.
Выдающийся немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг, в своём главном философском труде «Звезда спасения» (1921 г.), предложил свое собственное трактование Маген Давида. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание.
Другой вариант отражает позицию Иудаизма по отношению к этим элементам и их соотношению между собой — Творение (между Богом и Мирозданием), Откровение (между Богом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения». В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы.
Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом.
Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос, с белой полосой посередине служила эмблемой еврейской бригады, которая была частью британской армии во время Второй мировой войны. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.
Массовый геноцид совершался в расположенных на территории Польши лагерях смерти. Там использовались газовые камеры и газовые автомобили.
Кроме этого, от 1 до 2 миллионов евреев немцы уничтожили в ходе массовых расстрелов в России. Десятки тысяч человек были уничтожены в Бабьем Яру под Киевом и в Змиевской балке около Ростова-на-Дону. Массовые убийства совершали специальные войска, так называемые «оперативные группы».  Для полного уничтожения евреев на территории Польши нацисты создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей.
Это была настоящая индустрия смерти!
И даже в лагере смерти люди были мужественны и стойко поддерживали друг друга.
Известный варшавский педагог Януш Корчак погиб в гетто вместе с воспитанниками из детского дома. До последней минуты он вел с детьми уроки. Ему предложили жизнь. Детей - в камеру, ему - свободу. Он отказался. И пошел в камеру вместе с детьми. Так умирают святые.
Только на территории СССР было уничтожено около 750 тысяч человек. Не менее полумиллиона евреев умерло от плохого обращения, болезней и голода в рабочих лагерях и гетто (изолированных районах крупных городов)
На фоне песни «Саласпилс»
Слайд № 6-8 Наиболее печальную известность получил лагерь Саласпилс из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Многие заключенные подвергались различным медицинским опытам. Часто так называемые «врачи» делали свои опыты без наркоза, не обращая внимания на крики и боль человека. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек. (прослушивание песни «Саласпилс»)
Хочется отметить, что нацистам, несмотря на постоянные агитации и угрозы, не удалось вовлечь в преследование евреев всех местных жителей. Знакомые, сослуживцы, школьные друзья нередко пытались хотя бы морально поддержать тех, кто в один день стали изгоями. Сделать это в особых условиях террора было не просто. Особенно страшный выбор стоял перед ближайшими родственниками обреченных: пойти на смерть вместе с близкими или отречься от них.
Многие, несмотря на грозящую опасность, открывали двери голодным, замерзшим, раздетым, испачканным кровью людям, которым удавалось бежать, выбраться из могил, где лежали расстрелянные. Часто бежавшим евреям помогали люди, знавшие их многие годы, - няньки, домработницы, товарищи по работе, священнослужители.
Известен случай, как немка Ирена Сандлер во время Второй мировой войны, работая сантехником в Варшавском Гето на дне сумки для инструментов выносила от туда детей. Тем самым спасла 2500 детских жизней. Её поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили. Ирена вела запись имён всех вынесенных ею детей, списки она хранила в стеклянной банке, зарытой под деревом в её заднем дворе. После войны она попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах.
Таких случаев проявленного гуманизма было не мало. Свыше 100 граждан России носят звание, «Праведник Народов мира», присваиваемого тем, кто, рискуяжизнью, спасалевреев от смерти
Слайд № 9. На экране снимки Петра и Татьяны Меленчуки, которые прятали в своем доме еврейскую семью из 6 человек. Все они спаслись. Их сыну Ивану Меленчуку в 1998 г. была вручена Медаль и грамота Праведника Народов Мира. (Видеоролик- конец)
Слайд № 10. 27 января во всем мире отмечается Международный День памяти Холокоста, установленный резолюцией ООН в 2005 году и приуроченный ко дню освобождения Красной Армией лагеря смерти Освенцим в 1945 году.
Чудовищные последствия второй мировой войны послужили толчком к созданию Организации Объединенных наций, которая призвана защищать права всех людей без различия в отношении расы, пола, языка или религии.
Мы не случайно сегодня вспомнили страшные события холокоста, так как сегодня в мирное время мы так же сталкиваемся с деятельностью экстремистских группировок, притеснением представителей других национальностей и вероисповеданий.
-Скажите, почему нам необходимо помнить о трагических событиях второй Мировой войны и жертвах холокоста?
Слайд №11 Израильский историк, ведущий специалист по холокосту Иегуда Бауэр писал: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".
Согласны ли вы с утверждением И. Бауэра?
Учитель: Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа.
Почему именно сейчас, когда прошло 70 лет, когда мир и так напряжен и столько новых проблем, мы снова говорим о Холокосте?
Тысячи людей гибнут только по воле безумца или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих не в чем неповинных людей?!
Слайд № 10 об Украине. Беседа о ситуации на Украине.
Очень хочется, чтобы вы поняли: Холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники. Наш долг и обязанность говорить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.
Давайте почтим память о погибших минутой молчания.
(Зажигается свеча)



«Холокост - трагическая
страница истории Второй
мировой войны»
Мероприятие в рамках недели истории
в честь 70 – летия Великой Победы
Провела учитель истории
Оноприенко М.Э.
2014г.