Использование технологии модерации и активных методов обучения как эффективный подход к обучению иностранному языку в неязыковом учебном заведении


Смоленское областное государственное бюджетное профессиональноЕ образовательное учреждение
«Вяземский политехнический техникум»







Научно-исследовательская работа преподавателя английского языка










Преподавателя английского языка
Васильевой И.Ф.




















Использование активных методов обучения и технологии модерации как эффективный подход при обучении иностранному языку в неязыковом профессиональном заведении





Введение


Глава I. Понятие «модерации» и «модератор»


Глава II. Технология модерации. Использование техник модерации на различных этапах урока


Глава III. Эффекты применения технологии модерации






Эпиграф

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.»
( А. Дистервег)
Введение

Актуальность исследования. Современное общество является результатом эволюционного развития цивилизации, где знания и информация умножаются в едином информационном пространстве. Сегодня мы можем говорить о нашей стране, как об информационном обществе, в котором доминируют знания и информация. Такое общество требует качественно нового специалиста. Лидирующие позиции занимают те люди и организации, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять.
Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен. Что бы обеспечить конкурентоспособность специалистов на рынке труда необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Чтобы успевать за развитием общества, необходимо интенсифицировать получение образования.
Образование в информационном обществе выходит на качественно новый этап и ставит цели, ориентированные на актуальность знаний, осознанность и эффективность применения полученных знаний в своей жизни. Среди целей образования в информационном обществе можно выделить:
ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изученному предмету,
ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности,
ориентированные на развитие у студентов исследовательской культуры,
ориентированные на развитие информационной культуры,
ориентированные на развитие коммуникативной культуры,
связанные с обеспечением развития у студентов интеллектуальной культуры,
связанные с развитием у студентов культуры самоуправления учебной деятельностью,
ориентированные на развитие рефлексивной культуры студентов.
В современной образовательной среде наблюдается ряд противоречий:
1. между традиционно используемым субъект-объектным подходом и необходимостью перехода на качественно новый субъект-субъектный подход.
2. между необходимостью формирования и фундаментальных знаний (традиционные методы обучения), и формирования умений и навыков самостоятельного обучения (нетрадиционные методы обучения).
3. между необходимостью изучения английского языка для современного специалиста и реальным уровнем его владения.
Для разрешения этих противоречий мною была выделена следующая цель: совершенствование учебно-воспитательного процесса по английскому языку.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по английскому языку.
Предмет исследования – техники модерации на уроках английского языка.
Гипотеза исследования состоит в том, применение техник модерации на уроках английского языка будет эффективным, если:
преподаватель систематически будет применять данные техники.
данные техники обогатят профессиональные функции преподавателя.
студенты будут активными участниками УВП, будут принимать участие в его конструировании.
на занятиях будут создаваться атмосфера сотрудничества, повышаться результат обучения и, как следствие, возрастет уровень мотивации.
В соответствии в целью и гипотезой мною были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить современное состояние методики преподавания английского языка по педагогической, методической, психологической литературе.
2. определить особенности современной методики преподавания английского языка.
3. апробировать техники модерации на уроках английского языка и определить наиболее эффективные из них.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ педагогической, методической, психолого-педагогической, нормативно-правовой литературы,
- проектирование методических основ техник модерации.
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, рефлексия.
Новизна исследования. О модерации впервые заговорили в Германии в связи с деятельностью консультативного совета предпринимателей, так называемая «Команда Квикборна», целью которой было внедрение управленческих нововведений в сфере политики и экономики на демократической основе с привлечением к выработке решений всех заинтересованных лиц. Это было время отрицания авторитетности в руководстве. Авторитарный стиль изжил себя, ощущалась острая потребность в новых формах сотрудничества в любой сфере деятельности.
С конца 70-х годов модерацию внедряют в сферу педагогики. На современном этапе техники модерации применяются при подготовке экономических кадров и при обучении иностранному языку.

Иностранный язык сегодня занимает в жизни человека одну из ведущих ролей. Каждый образованный человек, квалифицированный специалист должен знать английский язык, так как последний принято считать языком международного общения.
Однако, мотивация изучения английского языка продолжает оставаться на довольно низком уровне. Это подтверждает анкетирование студентов 1 и 2 курсов, проведенное в нашем техникуме.


Глава I. Понятие «модерации» и «модератор»

На основе анализа литературы нами было определено, что основная идея модерации заключается в том, что при активном овладении новыми знаниями и самостоятельном поиске решений предложенных проблем группа студентов опирается на опыт и знания каждого из ее членов. Модерация связана с необходимостью использования специальных приемов, техник и методов, помогающих организовать процесс коммуникации, обмена мнениями и подводящих к принятию грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Отсюда немецкое слово «moderieren» исследователи толкуют, как эквивалент понятий «слушать, соединять, координировать, сглаживать», а также «осторожно направлять и руководить», и английское «moderate» - смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание.
Г. Израэль и Н. Поссе утверждают, что «модерация это особая форма консультирования и руководства деятельностью групп обучающихся людей. Главным в этой форме является не содержание, а пути и методы, которые должны помочь группе использовать свои внутренние резервы для решения проблем».
Модерация рассматривается как форма организации УВП, т.к. она обладает следующими признаками:
Участники деятельности (группа и руководитель - модератор)
Педагогические задачи (поиск путей решения проблем)
Набор актов, ситуаций (оригинальная дидактика модерации)
Алгоритм деятельности (ход процессов, фазы каждого из его звеньев на том или ином этапе)
Рамочные условия (временные рамки, среда обучения)
Теперь остановимся на сущности понятия «модератор». Семантически слово «модератор» восходит к латинскому «moderator» (руководитель, наставник, рулевой).
В наше время за рубежом модераторами называют теле- и радиоведущих, то есть тех, кто управляет дискуссией во время передач.
Важнейшая функция модератора в этой сфере состоит в том, чтобы «наводить мосты», устанавливать взаимоотношения.
С понятием «модератор» ассоциируются такие качества, как наличие интуиции, умение вести беседу и дискуссию, гибкость, дипломатичность.
Нехватка эквивалентного русского слова со схожей семантической нагрузкой определила появление термина «модератор» и в российских педагогических исследованиях, в которых модератор рассматривается как субъект, организующий взаимодействие обучающихся.
Сегодня преподаватель- модератор рассматривается как консультант, наставник, старший партнер, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» преподаватель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде со студентами. Модератор организует методическую помощь, активизирует и регламентирует процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов, а также обеспечивает деловое общение, протоколирует (фиксирует) промежуточные и итоговые результаты групповой дискуссии. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки преподавателя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей студентов.

Глава II. Технология модерации. Использование техник модерации на различных этапах урока

Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность    обучающего, и отводящая учащемуся роль пассивного преемника    передаваемых ему знаний и опыта, не может обеспечить достижение    современных целей образования.
Традиционные явления классно-урочной системы: «подиум» (учительский стол и доска), «монолог» учителя, учащиеся–слушатели – не всегда отвечают целям современного образования. Применение новых образовательных технологий решает одну из главных проблем сегодняшнего обучения в учебном заведении – это низкая мотивация, как преподавателя, так и студентов.
Так как одним из направлений интенсификации обучения в информационном обществе является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации, то применение технологии модерации и АМО позволят повысить в несколько раз эффективность и качество обучения за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления. Цели применения технологии модерации – эффективное управление классом в процессе урока («успех занятия – успех группы, неуспех занятия – вина модератора»), максимально полное вовлечение всех учащихся в процессе обучения, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом обеспечивается оптимальное использование времени урока, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.
В чем суть технологии модерации? Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса (преподавателя и студентов), активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития, снижает энергозатраты преподавателя и студентов, создает комфортную творческую обстановку на уроке, устанавливает благоприятную психологическую атмосферу в группе.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов    обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками    образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит    успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая    активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует    у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений,    готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает    уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества    личности.
Основная дидактическая цель модерации в образовательном процессе – развитие способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем.
Технологию модерации отличает:
Четкое структурирование (логика отдельных этапов) всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями,
Специфические требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям организатора-модератора,
Наличие свода обязательных «правил игры» для всех участников.
«Правила игры » для участников.
не разрешается говорить нескольким участникам одновременно
главные идеи и предложения должны быть визуализированы
все обсуждения ведутся письменно
высказывания должны быть краткими
Технология модерации направлена на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в процессы, обсуждения, темы, выполнения заданий, презентации результатов.
Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.
Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, которые называются Активные Методы Обучения (АМО).
Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
структурированность (все содержания урока рационально делится на четко определенные части;
систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически    следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
комплексность (содержание каждой части урока и организуемые    процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию    обучающихся);
прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю,    всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его    промежуточные и итоговые результаты).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Структурированность образовательного процесса обеспечивается    разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы,    части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.    Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план    образовательного мероприятия, задать направленное поступательное    движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную    проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы    урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и    результатов образовательного процесса.
Фазы (этапы) модерации:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия.    Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи    логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы    обеспечивают целостность и системность образовательного процесса,    придают законченный вид уроку. Активные    методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально    подходят для данной технологии.
На этапе планирования урока с использованием модерации педагог    формулирует не только цели обучения, но и цели воспитания, развития и    социализации.
Результативность модерации обеспечивают визуализация, вербализация, презентация, обратная связь.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при    использовании технологии модерации, получение запланированных    результатов обучения, воспитания, развития и социализации    обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов    - ИКВММРАО:
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового    процесса;
упорядоченный обмен     информацией (коммуникация)     между всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение     наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
мотивация всех участников образовательного процесса;
мониторинг образовательного процесса;
рефлексия педагога и обучающихся;
анализ     деятельности участников    
оценка     результатов.
Интеракция
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо    сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся    основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут    осуществляться различные интеракции: преподаватель – студент, студент –    студент, преподаватель – малая группа, преподаватель – класс, малая группа –    малая группа, малая группа – класс, студент – малая группа, студент –    класс.
Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые    преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных    особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе.    Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий учащихся или по    предложению преподавателя, когда необходимо достичь равномерного    распределения обучающихся по степени их подготовки.
Для формирования мини-команд можно использовать различные методы:    самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих студентов либо попросить учащихся рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам.
При формировании групп важно понимать, что от этого во многом будет    зависеть эффективность взаимодействия обучающихся и качество    образовательного процесса.
   Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является    способность группы успешно действовать для достижения поставленных    целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного    вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления,    разработка проекта, проведение исследования и др.
Только на этапе    сотрудничества возникает эффективное заинтересованное взаимодействие    участников команды.
В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность    участников команды объединить свои способности для выполнения    совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют    открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие    чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение,    развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность    обучающихся за результаты работы команды.
Достижение и поддержание состояния сотрудничества в групповой работе    обеспечивают качественное формирование новых знаний и умений,    активное развитие социальных навыков.
Коммуникация
Коммуникация представляет собой средство для обмена    информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами,    которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном    общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения    (диалог и полилог), использование различных каналов и форм    коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного    процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность    взаимодействия.
Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный    обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо    обеспечить наличие качественных источников информации, удобные    каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной    передачи и восприятия информации всеми участниками процесса,    продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов    коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.
Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как    будет организован процесс передачи, получения и переработки    информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и    умений. Коммуникации пронизывают весь образовательный процесс и    охватывают каждого его участника. Планируя урок, семинар, обязательно    придется задуматься об особенностях коммуникаций, возникающих в    процессе обучения.
Изменение роли, принципов, способов организации и содержания    образования естественным образом вызывает изменение форм и методов,    используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания    современных эффективных форм и методов обучения находится    самостоятельная образовательная деятельность участников и    интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от    традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в    основном между учителем и учеником и учителем и классом, в    интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. Для    достижения эффективности обучения преподаватель должен организовывать,    стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций    в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.
На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное    влияние грамотная организация обратной связи, как между обучающимися    внутри малых групп и между группами, так и между преподавателем и    обучающимися.
Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками,    работать с предметами, использовать язык тела в процессе    представления и обсуждения материалов урока эффективно поможет    кинестетикам в понимании и усвоении новой информации.
    При моделировании    благоприятной ситуации для развития образовательного процесса    следует учитывать не только необходимость создания условий для    свободного формирования, передачи и получения содержательной    информации, но также и важность создания способствующего обучению    настроя участников, их эмоционального состояния, чувств, отношений.    Эти важные составляющие коммуникации во многом определяют ход и    результативность обучения.
Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого    воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами.    Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще    передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо    воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой    информации. Именно поэтому, опытные учителя советуют, входя в класс,    оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы    полностью посвятить образованию все сорок пять минут урока.    Говоря о невербальном общении, надо сказать, что и учитель,    внимательно наблюдая за учащимися, может видеть и понимать о    происходящем в голове обучающегося намного больше, чем о том будет    сказано вслух. Эта дополнительная информация позволяет более    эффективно строить отношения с обучающимся, а понимание и    проницательность ценятся детьми не меньше, чем взрослыми.
Знание «многослойности» коммуникации, учет перечисленных    особенностей при планировании, организации и проведении урока или    иного образовательного мероприятия позволяет педагогу уверенно    управлять процессами и эффектами, происходящими при взаимодействии    обучающихся. Качественное коммуникативное пространство обеспечивает    легкость взаимодействия и обмена информацией всех участников,    формирование ясных и понятных представлений по обсуждаемой теме,    взаимопонимание и высокую скорость решения общих задач, а также    получение удовольствия от совместной работы.
Визуализация
Для эффективной реализации такого принципа модерации как    прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть    весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые    результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой    процесс – визуализацию.
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает    суть данного процесса. Не только студенты, но и многие люди плохо    воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и    теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро    утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация    подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и    понимание, возможность многократного обращения к представленной    информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей    информацией.
Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет    материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать»    результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные    презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и преподавателя,    праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в группе. Имея    визуализированный ход образовательного процесса преподавателю очень легко    подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся    вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение    зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.
 Включение визуализации в образовательный процесс позволяет активно    задействовать мощный зрительный канал получения информации.
Помимо более понятной и наглядной формы    получения информации, происходит дополнительная активизация нервной    системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся    на предмете изучения.   
     Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты    самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к    обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм    отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе    всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим    яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и    надежное закрепление новых знаний и умений!
Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем    обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в    простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить    ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В    процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень    хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они    поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести    при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно    объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по    завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют    полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и    усвоен.
Активные методы представления информации, различные техники и    способы визуализации материала оживляют образовательный процесс,    позитивно воспринимаются обучающимися и положительно сказываются на    результатах обучения.
Мотивация
Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного    настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование    познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и    развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному    сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.
Любого       нормального человека не мотивирует выполнение       бессмысленной работы, студенты не исключение, скорее,       наоборот. Постановка, в соответствии с технологией       модерации, ясных и понятных целей урока, выяснение       ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание       их в канву урока делает процесс обучения понятным и       желанным для студентов. Поставленные цели сами по себе       обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание       перестает быть чем-то искусственным, пугающим,       навязанным извне. Освоение новых знаний и умений       становится естественным процессом достижения понятных и       важных для обучающихся целей.
Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет       мощнейший мотивационный потенциал. Реально ощутить    свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих    товарищей придает привычным школьным процессам совсем иной,    мотивационный, характер. Самостоятельность в выборе целей обучения,    значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его    результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность    студента обладают значительным мотивирующим влиянием.
Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная    цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в    достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот,    мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей    цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в    работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками    команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся,    концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие    потенциала каждого участника команды. Использование в каждой части урока игровых методов обучения,    позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности,    командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые    роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты    обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего    урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.          
Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс    обучения понятным и интересным для обучающихся. Активное использование    визуальных форм при подаче нового материала преподавателем, для    представления итогов работы в малых группах обучающимися,    обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и    устойчивое сохранение полученных знаний. Превращение черно-белого    (или серого образовательного процесса в яркий красочный фестиваль    знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект!
Мониторинг образовательного процесса
Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.
Мониторинг образовательного процесса.
Важно осуществлять мониторинг не только содержания урока, но и фиксировать время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.
Любая осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным результатом.
Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.
Мониторинг групповой динамики.
Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу.
Задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы.
В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник учебного заведения в профессиональном коллективе, и в семье. Использование модерации позволяет еще в учебном заведении должно заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам (эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых).
Рефлексия
Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.
Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
Завершение раздела занятия рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала. Совместно с визуализацией достигнутых на уроке результатов это позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения материала и быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению.
Понимание материала в отличие от механического запоминания дает возможность обучающемуся гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно использовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечивает эффективное поведение человека в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окружения необходимо сгенерировать, сотворить. Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью современного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уделяется рефлексии.
Анализ деятельности и оценка результатов
Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как студентами, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.
Занятие закончено, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие студентов.
Очень важно в процессе анализа и оценки, как для преподавателя, так и для студентов – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.
Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, который придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.
Технология модерации не была бы так эффективна без применения активных методов обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
На различных этапах урока можно использовать следующие АМО:

ЭТАП УРОКА
ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ

1. НАЧАЛО УРОКА
«Баранья голова», «Поздоровайся локтями»

2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
«Гармошка», «Торт решений», «Словарная паутинка», « Светофор», «Лови ошибку»

3. ЭТАП ВЫЯСНЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, ОЖИДАНИЙ И ОПАСЕНИЙ
«Дерево ожиданий», «Нарисуй картинку», «Мозговая атака»

4. ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
«Инфо-угадайка», «Заочное путешествие», «Критическое мышление», «Пресс-конференция», «Мудрые совы»

5. ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО
«Пчелиный улей», «Опрос эксперта», «Мудрые совы

6. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
«Разбери слово по буквам», «Учебная станция»

7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
«Презентация проектов», «Поток мысли», «Задание по кругу», «Ярмарка», «Учебная станция»

8. ЭТАП ОБОЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
«Автобусная остановка»

9. ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
«Базовый лист контроля», «Светофор», «Опрос по цепочке», «Взаимопомощь»

10. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
«Три уровня», «Особое задание», « Идеальное задание»

11. ЭТАП ЗАВЕРШЕНИЯ УРОКА И РЕФЛЕКСИИ
«Незаконченные предложения», «Ресторан», «Комплименты» , «Весёлые человечки»



АМО начала урока:
Такие методы, как «Баранья голова» или «Поздоровайся локтями» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, Техника «Баранья голова» эффективна на уроке знакомства со студентами.
Пример АМО знакомства:
Техника «Баранья голова»
Цель-знакомство друг с другом
Численность-весь класс
Время-10 минут
Студентам предлагается разбиться на пары и за 10 минут рассказать о себе как можно подробнее. Затем в течение 1 минуты проводится презентация. Один из членов пары сидит на стуле, другой встает у него за спиной, кладет ему руки на плечи и говорит от лица сидящего, называя его своим именем. Другие студенты задают вопросы (при необходимости с помощью учителя). Если ответ неизвестен, то стоящий партнер говорит «Баранья голова» - и отвечает на следующий вопрос. Такое смешное начало совместного обучения способствует установлению контакта между студентами.
АМО проверки выполнения домашнего задания:
Такие методы, как «Гармошка», «Торт решений», «Словарная паутинка», « Светофор», «Лови ошибку» выявят пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.
Техника «Лови ошибку»
Учитель приводит ряд верных и неверных высказываний в письменном виде. Задача группы выявить неверные высказывания, обсудив их, исправить.
АМО выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Дерево ожиданий», , «Нарисуй картинку», «Мозговая атака» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Пример АМ выяснение целей и ожиданий
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий можно использовать, например, в начале изучения новой темы следующий метод:
Метод «Мозговая атака»
Цель – выяснить ожидания учащихся при изучении данной темы
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания.
Численность – весь класс. Время – до 10 минут Подготовка: Заготовленная цветная бумага, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение: Учитель записывает на доске проблему(тему урока) и предлагает придумать идеи для решения этой проблемы. Заранее формируются группы численностью 4-5 человек. До начала атаки учитель знакомит с правилами мозговой атаки.
Начальный этап - студенты работают индивидуально, формулируют свои идеи, записывая их в свои тетради.
Второй этап - студенты обсуждают свои идеи в группах и выбирают самые интересные варианты. Затем выбирают спикера. Учитель просит записать варианты ,отобранные группой на цветной бумаге.
Поочередно все группы представляют свои варианты, но они не должны совпадать. Все идеи вывешиваются на плакат. Это и есть ожидания студентов на уроке.
АМО презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Заочное путешествие», «Критическое мышление», «Пресс-конференция», «Мудрые совы» позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Мудрые совы»
Студентам предлагается поработать над текстом. Вначале каждый работает с текстом индивидуально, затем участников разбивают на малые группы. Далее работа ведется в группах. Каждой группе учитель дает список вопросов и заданий для обработки содержащейся в тексте информации. Результаты работы вывешиваются на всеобщее обозрение. Записи комментируются. Этот прием может рассматриваться как альтернатива реферату, самостоятельному чтению.
АМО первичной проверки понимания изученного
Такие методы, как «Пчелиный улей», «Опрос эксперта», «Мудрые совы» позволяют установить правильность и осознанность изученного материала и выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.
Техника «Пчелиный улей» (Эффективен при изучении грамматического материала)
По окончании восприятия информации всем студентам предоставляться возможность обменяться мнениями со своими соседями о том, кто что узнал, что остается непонятным. Обмен мнениями в группах используется для обдумывания и постановки вопросов к учителю. Вопросы обсуждаются. Их можно записывать на карточках. Затем учитель озвучивает вопросы и привлекает студентов в ходе обсуждения находить правильные ответы.
АМО закрепления новых знаний и способов действий
На данном этапе можно использовать методы «Разбери слово по буквам», «Учебная станция», которые позволят закрепить пройденный материал в памяти учащихся и повысить уровень осмысления изученного материала.
Техника «Разбери слово по буквам»
Эта техника основана на активизации ассоциативной памяти и имеющихся знаний. Работа ведется в группах. Каждой группе выдается лист бумаги, в котором по вертикали вписано слово. Каждая буква этого слова должна стать первой буквой нового слова, словосочетания или даже целого предложения, любой мысли, которая является для членов группы ассоциацией на указанное понятие. Важным условием для преподавателя является то, что представление ассоциаций должно получить одобрение и заинтересованную реакцию преподавателя, чтобы создать ощущение большей значимости работы группы.
АМО применения знаний и способов действий
Такие методы, как «Презентация проектов», «Поток мысли», «Задание по кругу», «Ярмарка», «Учебная станция» обеспечат формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Техника «Учебная станция»
Учитель располагает несколько учебных станций и табличку с их названиями. На каждой станции располагается материал, который необходимо выполнить. Члены группы сначала обсуждают свой маршрут и начинают с той станции, которая им наиболее интересна. Выполнив предложенные на этой станции задания, группа переходит на следующую. Важно, чтобы на каждой станции работала только одна группа.
На этапе обобщения и систематизации знаний целесообразно применить следующую технику «Автобусная остановка », которая позволит обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний, установление внутрипредметных и межпредметных связей самими учащимися.
АМО контроля и самоконтроля знаний и способов действий
На данном этапе интересно использовать следующие приемы: «Базовый лист контроля», «Светофор», «Опрос по цепочке», «Взаимопомощь», которые позволят выявить качество и уровень знаний студентов, а также обеспечат развитие у учащихся способности к оценочным действиям.
Метод «Светофор»
Это длинная полоса картона, с одной стороны – красная, с другой – зеленая.
Ученики сигнализируют о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса, назовем его А и В.Они требуют разных видов умственной деятельности, которые не стоит смешивать. Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащиеся должны знать назубок. Здесь красный сигнал означает « не знаю». Это сигнал тревоги. Студент как бы сам себе ставит неудовлетворительно, зеленый сигнал означает « я знаю». При кажущейся пассивности, учащийся на самом деле активен, он вынужден явно зафиксировать готовность к ответу, т.е. оценить свои знания. При опросе по типу Б учитель задает творческий вопрос, на него студент не обязан знать ответ. И здесь зеленый обозначает « хочу ответить», а красный цвет – «не хочу». Если студент отвечает неудачно, его ответ не оценивается. Польза от « светофора» опять – таки в активной позиции ученика: он вынужден фиксировать свою готовность к ответу. Такой метод позволяет экономить время на уроке.
АМО информации о домашнем задании
Такие методы как « Три уровня », «Особое задание», « Идеальное задание» обеспечат мотивирование выполнения домашнего задания.
Техника « Идеальное задание»
Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Учитель предлагает выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Для завершения урока и рефлексии можно использовать такие активные методы как: «Незаконченые предложения», «Ресторан», «Комплименты» , «Весёлые человечки». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Техника «Веселые человечки»
Учитель раздает студентам рисунки с заданием выбрать один или два, которые в наибольшей степени соответствовали их эмоциональному состоянию. Выбрав соответствующую картинку , студентов просят высказаться по поводу собственных ощущений и удовлетворенностью проделанной работы.
Глава III. Эффекты применения технологии модерации

Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и техники направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности студентов, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованной с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
В результате применения техник модерации на уроках у студентов зафиксированы:
рост самостоятельности и ответственности за результаты совместной работы,
осознанность целей обучения («зачем и где может пригодится в будущем»),
уважительное отношение друг к другу,
рост познавательной активности и творчества,
рост инициатив в процессе изучения новой темы,
развитие мотивации на достижение успеха,
развитие лидерских качеств и уверенности в себе и своих силах,
активное включение всех участников в образовательный процесс,
качественное усвоение материала занятия.
Человек запоминает только 10% из того, что он читает, 20% того. Что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
готовность применения полученных знаний, навыков и умений в практических ситуациях, в том числе и когда отсутствуют готовые ответы.
личностный рост и развитие, понимание своих потребностей и возможностей.
Технология модерации:
предоставляет педагогу инструменты эффективного управления процессами обучения, воспитания и развития и уверенно получать запланированные результаты.
увеличивает доверие и уважение к преподавателю, повышает его авторитет,
позволяет осуществлять социализацию обучающихся и адаптацию в самостоятельной жизни.

Результаты применения технологии модерации на уроках английского языка в Смоленском областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении
«Вяземский политехнический техникум»
Группа
Количество студентов в группе
Входной контроль
После применения технологии модерации



Средний балл
Абсолютная успеваемость
%
Качественная успеваемость
%
Количество студентов, выполняющих дополнительное ДЗ
Средний балл
Абсолютная успеваемость
%
Качественная успеваемость
%
Количество студентов, выполняющих дополнительное ДЗ

Т-13
15
3.1
100
13
2
3.46
100
46
9

Т-12
21
3.19
100
19
4
3.52
100
52
12

Т-18
14
3.5
100
36
5
3.78
100
57
10

Тв-1
16
3
100
0
0
3.2
100
19
3

Ю-17
14
3.64
100
7
7
4.14
100
86
14

Эв-28
20
3.85
100
13
13
4.2
100
90
18



Применение технологии модерации не всегда оказывается для преподавателя лёгкой задачей, т.к. требует от него пересмотра своего взгляда на традиционный УВП и постоянного саморазвития вместе с обучающимися.
Сложности, возникающие при использовании технологии модерации:
Применение данной технологии возможно в группах с хорошей языковой подготовкой, хотя отдельные техники(АМО) целесообразно использовать во всех группах и на различных уроках.
Работа в группах требует высокой культуры самоорганизации от каждого участника образовательного процесса(преподавателя и обучающихся.)
Оценка знаний может производится преподавателем, группой, а также отдельно взятым студентом (самооценка), но при несовпадении мнений по поводу выставления оценок от преподавателя-модератора требуется умение правильного и дипломатичного разрешения такой ситуации.
Но самым главным положительным моментом технологии модерации является повышение качества знаний за счёт того, что каждый обучающийся становится активным и равноправным участником УВП.
Эффективность применения данной технологии позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.







Литература

Н.В. Кирий, Л.В. Верзунова, А.П. Пересыпкин, С.Ю. Боруха «Модерация: техники и методы обучения специалистов», Белгород 2010
А. Гин «Приёмы педагогической техники» - М, «Вита-пресс», 2009
Китайгородская Г.А. «Методика интенсивного обучения иностранным языкам», Киев, 2005
Скалкин В.Л. «Коммуникативные упражнения на английском языке» М, 2009
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление образовательным процессом в адаптивной школе», М, Центр «Педагогический поиск» , 2001
Материалы Международного Института развития «ЭкоПро», Образовательного портала «Мой университет»,http://www.moi-universitet.ru/, Факультета «Реформа образования», http://www.edu-reforma.ru/













15