Календарно-тематическому планированию по информатике в 8 классе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 им. М.К. Янгеля
Согласовано на МО учителей математики
физики, информатики ГБОУСОШ№7

Протокол №_________________
_____________ Л.А.Третьякова


Согласовано _________________
Заместитель директора
школы по УВР

_____________ Л.М.Абитаева


Утверждаю
Приказ № ___ от____________

Директор
______________ Г.А.Костюк










Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 8 класса




учитель информатики и ИКТ
Ахмедова Дилором Ботаевна


Байконур, 2014
Календарно-тематическое планирование 8 класс


п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Компьютерный
практикум
Домашнее задание

Дата

Информация и информационные процессы (9 часов)

1
Инструкция по ТБ.
Информация в природе, обществе и технике.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Информация. Информатика. Компьютер.
знать: иметь представление о предмете изучения.
уметь: приводить примеры использования информации человеком. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами.
Беседа, фронтальный опрос.

§1.1.1
§1.1.2


2
Человек и информация. Информационные процессы в технике.
1
комбинированный
Свойства информации. Информационные процессы.
знать: виды свойства информации
уметь: перечислять информационные процессы. Называть свойства информации.
Беседа, фронтальный опрос.

Практическая работа.

§1.1.3
§1.1.4


3
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
1
комбинированный
Знаки (иконические знаки, символы
Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит.
знать: Осознавать роль двоичной знаковой системы. Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования
уметь: Приводить примеры знаковых систем. Уметь определять длину кода.
Беседа, фронтальный опрос.
Самостоятельная работа


§1.2.1- §1.2.3
З/п1 стр.13-14, №13,19,24


4
Определение количества информации.
1
комбинированный
Количество информации, бит, содержательный подход.

знать: Понимать суть содержательного подхода. уметь: Называть подходы к измерению информации. Приводить примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Вычислять количество информации с точки зрения содержательного подхода.
Опрос, решение задач.

§1.3.1, §1.3.2
З/п1 стр.18,
№10,14,16


5
Решение задач.
1
Урок применения знаний и умений

Уметь: переводить одни единицы измерения информации в другие с помощью калькулятора,


З/п1 стр.25-26, №3,9


6
Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач.
1

комбинированный

Алфавит. Мощность алфавита. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Знать: Понимать суть алфавитного подхода, единицы измерения информации и соотношения между ними, информационный объем носителя информации.
Уметь: Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками определенного алфавита.

Инд. и фр. опрос, решение задач.

Практическая работа № 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
§1.3.3
З/п1 стр.20,
№ 21,25


7
Кодирование и подсчет количества информации.
1
Формирование практических умений и навыков
Количество информации.

Уметь: переводить одни единицы измерения информации в другие, вычислять информацион-ный объем текста. Сравнивать информацион-ный объем текста и носителя информации.
Инд. и фр. опрос, решение задач.

Подготовка к/работе
Задачи в раб. тетраде

8
Контрольная работа № 1 по разделу «Информация и кодирование информации».
1
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Подготовить сооб-щение «История развития ВТ»


9

Анализ контрольной работы.
Устройство компьютера. Процессор и системная плата.
1

Объяснение нового материала
Данные, программа, процессор. Устройства ввода, вывода. Оперативная и долговременная память. Процессор, его тактовая частота. Разрядность.
Знать: Функции компьютера при работе с информацией, группы устройств, входящих в состав компьютера и их функции. Функции процессора, называть основные характеристики процессора
Уметь: изменять разрешающую способность монитора. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения.
Фр. опрос

§2.2.1
З/п1 стр. 129, №4,6


10
Устройства ввода и вывода информации.
1
комбинированный
Устройства ввода и вывода информации. Растр, пиксель, разрешающая способность монитора.

Знать: назначение устройств ввода и вывода информации;
Уметь: Приводить примеры устройств ввода и вывода информации.
Фр. опрос, ПР
Практическая
работа 2.3. «Определение разрешающей способности мыши»
§2.2.2
§2.2.3


11
Оперативная и долговременная память.
1

комбинированный

Внутренняя память, ОЗУ, ПЗУ. Долговременная память, носители информации (дискета, CD-ROM, жесткий диск, flash-память)
Знать: Назначение внутренней памяти компьютера, различные принципы записи информации и основные правила эксплуатации носителей.
Уметь: определять и сравнивать информационный объем различных носителей информации. Приводить примеры современных носителей информации.
Инд. и фр. опрос

§2.2.4
§2.2.5


12
Файлы и файловая система.
1
комбинированный
Файл, имя файла, расширение, папка. Файловая система (одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла.

Знать: Принцип хранения информации в виде файлов, правила составления имени файла, знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имен файлов,
Уметь: Определять тип файла по его расширению, пользоваться системой поиска Windows
Инд. и фр. опрос

Практическая работа № 2.2. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты.
§2.3.1 §2.3.2
З/п1 стр.134, №28,29


13
Работа с файлами и дисками.
1
комбинированный
Поиск файлов и папок. Файловая система (одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла. Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация.

Знать: виды файловых систем, суть операций архивирования/ разархивирования файлов, дефрагментации диска, назначение операции форматирования.
Уметь: выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера наличие ошибок, называть операции, форматировать дискету и проверять поверхность на которые можно выполнять над файлами.
Инд. и фр. Опрос. ПР.

Практическая работа № 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
§2.3.3


14
Программное обеспечение (ПО) компьютера.
1
комбинированный
Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Система программиро-
вания.
ПР 2.2 «Фпрматирование дискеты»
Знать: Роль ПО в процессе обработки информации при помощи компьютера, функции операционных систем, назначение различных прикладных программ.
Уметь: Называть группы программ.
Фр. опрос, ПР
Практич.
Работа 2.4: «Установка даты и времени с использованием ГИ ОС»
§2.4.1 §2.4.2 Подготовка к/работе


15
Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер и программное обеспечение».
1
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
Контроль знаний и умений -

Контрольная работа

Повтор. Главу 1


16
Анализ контрольной работы.
Графический интерфейс операционных систем и приложений.
1
комбинированный

Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы. Информационное пространство. Значок, ярлык.

Знать: основные элементы управления, принципы организации информационного пространства компьютера. Уметь: Называть основные элементы управления, управлять ОС посредством графического интерфейса.
Фр. опрос, ПР
Практическая работа № 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.
§2.5.
§2.6.



17
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
1
комбинированный
Понятие комп. вируса, типы вирусов, антивирусные программы

Знать: опасность, которую представляют вирусы, виды вирусов и меры профилактики от заражения.
Уметь: проверять на вирусы носители информации при помощи антивирусной программы
Фр. опрос, ПР
Практическая работа № 6. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
§2.7


18
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
1
Объяснение нового материала
Правовая охрана программ и данных. Электронная подпись. Лицензионные, условно- бесплатные и свободно распростр. программы. Защита информации
Знать: основные компоненты информац. культуры, нормы использования информационных ресурсов в правовом обществе, представление о мерах защиты информации на носителях и в Интернете.

Фр. опрос
§ 2.8


19
Передача информации. Локальные компьютерные сети.
1
Объяснение нового материала

Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала, локальная сеть, топология сети.

Знать: основную характеристику канала передачи информации, назначение локальной сети, различные топологии сети и их отличия.
Уметь: Предоставлять доступ к ресурсам своего компьютера пользователям ЛС
Фр. опрос, ПР
Практическая работа 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключ. к ЛС»
§3.1, 3.2


20
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация а Интернете.
1
комбинированный
Интернет. Подключение к Интернету. Интернет-адрес, доменная система имен.

Знать: принцип адресации компьютеров в Интернете, некоторые и
·мена доменов верхнего уровня.
Уметь: Осуществлять настройку и подключение к Интернету по телефонным линиям с использ. модема
Инд. опрос, ПР

Практическая
работа3.2: «Подключение к Интернету».
§3.3.1, §3.3.2


21
Маршрутизация и транспортировка данных по КС
1
комбинированный
Протокол передачи данных, маршрутизация.
Знать: назначение протокола передачи данных.
Уметь: Получать информацию о маршруте прохождения данных между компьютером и удаленным сервером Интернета
Инд. и фр.опрос, ПР
Практич.
Работа 3.3. «География» Интернета

§3.3.3


22
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
1
комбинированный
Технология Всемирной паутины, адрес веб-страницы, браузеры, виртуальные путешествия по Всемирной паутине. Практич.

Знать: Понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине.
Уметь: Осуществлять путешествие по Всемирной паутине
Инд. и фр.опрос, ПР
Практическая работа № 3.4. Путешествие по Всемирной паутине
§3.4.1


23
Электронная почта. Общение в интернете
1
комбинированный.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Практич.
Работа 3.5: «Работа с электронной почтой»
Знать: Понятие интерак-тивного общения. Правила поведения в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате. Правила переписки, приложения к письмам.
Уметь: Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения
Инд. и фр.опрос, ПР
Практическая работа № 3.5. Работа с электронной почтой.
§ 3.4.2 -
§ 3.4.4



24
Файловые архивы
1
комбинированный.


Файловые архивы, архивирование и разархивирование. Практич.
Работа3.6: «Загрузка файлов из Интернета»
Знать: Понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами.
Уметь: Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива
Инд. и фр.опрос, ПР

§3.4.3


25
Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
1
комбинированный
Сеть мобильной телефонной связи. Обмен данными между сетью МТС и Интернет. Доступ в Интернет с использованием мобильного телефона. Потоковые звук и видео. Хостинг, реклама, доска, объявлений, Интернет-аукционы.
Знать: Принципы доступа в Интернет с использованием мобильного телефона, принципы передачи звуковых и видео файлов по КС, формы электронной коммерции в Интернете.
Уметь: Пользоваться мобильным Интернетом, передавать и получать по сети звуковые и видеофайлы, пользоваться Интернет - магазинами.
Инд. и фр.опрос, ПР
Практическая работа № 3.6.
Загрузка файлов из Интернета.
§ 3.4.5,
§ 3.4.6.



26
Контрольная работа № 3 по разделу «Компьютер и программное обеспечение».
1
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Повтор. Главу 2


27
Анализ контрольной работы. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

1
комбинированный.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Знать: Правила поиска информации в различных источниках.
Уметь: искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях
Инд. и фр.опрос, ПР
Практическая
работа 3.7. «Поиск информации в Интернете»
§3.5.
§ 3.6.



28
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
1
комбинированный
Гипертекст. Основные технологии World Wide Web. Основные понятия языка HTML.
Знать: Основные понятия гипертекста, технологии World Wide Web. Основные понятия языка HTML. Уметь: Используя язык гипертекстовой разметки документа форматировать текст, используя цветовые схемы
фр.опрос, ПР
Практическая работа № 3.8. Разработка использованием языка разметки гипертекста Web-сайтов с HTML.
§.§ 3.7.1-3.7.2


29
Форматирование текста на Web- странице.
1
комбинированный
Использование цветов. Форматирование текста.
Знать: Знать элементы форматирования гипертекстового документа.
Уметь: Используя язык гипертекстовой разметки документа форматировать текст, используя цветовые схемы
фр.опрос, ПР
Практическая работа № 3.8. (продолжение)
§.3.7.3


30
Вставка изображений в Web-страницы.
1
комбинированный
Основные понятия языка HTML. Вставка изображений.
Знать: элементы внедрения изображений в гипертекстовый документ Уметь: Создавать комплексный информационный объект в виде web-странички, включающей графические объекты
Инд. и фр.опрос
Практическая работа № 3.8.
§3.7.4


31
Гиперссылки. Списки на Web-станицах.
1
комбинированный
Атрибуты тэгов. Ссылки. Интерактивные формы.
Знать: назначение атрибутов. Тэги переходов в гипертекстовом документе. Тэги для создания на форме текстовых полей, переключателей, флажков, раскр. Списков, текст. Областей.
Уметь: Создавать гиперссылки, списки. Использовать интерактивные формы.
Инд. и фр.опрос
Практическая работа № 3.8. (продолжение)
§3.7.5- §3.7.7


32
Практическая работа № 9. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
1
Практическая работа

Уметь: Планировать веб-страницы (веб-сайта). Находить необходимую информацию. Вводить и форматировать текст, включая в документ таблицы, графики, изображения и используя ссылки (гипертекста).
Проверка практических знаний
Практическая работа № 3.8. (продолжение)




33
Контрольная работа № 4 по разделу «Коммуникационные технологии».
1
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Повтор. Главу 3


34
Анализ контрольной работы.
Повторение раздела «Коммуникационные технологии».
1
Повторение




Работать над ошибками


35
Повторение изученного материала
1
Повторение







.



Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по информатике в 8 классе

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы для общеобразовательных учреждений в соответствии с новым образовательным стандартом курса «Информатика и ИКТ», в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ученикам 8 класса, с учетом количества часов (1 час в неделю, 35 часов за год) отведенных на изучение «Информатика и ИКТ».
При разработке программы была использована типовая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы).
Настоящее календарно-тематическое планирование рассмотрено на заседании секции математики, физики, информатики и согласовано с руководителем ШМО.
В календарно-тематическом планировании предусмотрено 4 контрольных и 9 практических работ.

Содержание программы:
Информация и кодирование информации (7 ч.)
Компьютер и программное обеспечение (15 ч.)
Коммуникационные технологии (12 ч.)
Резервное время (1 ч.)

Учебная литература и дидактические пособия для учащихся:
1. Угринович Н. Д. Учебник для 7 классов / Н.Д. Угринович - 4-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
2. Угринович Н. Д. Учебник для 8 классов / Н.Д. Угринович - 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
3. Информатика. Задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера Том-1. – М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2011.

Учебно-методическая литература, используемая учителем:
1. Информатика. Задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера Том-1. – М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2011.
2. Горностаева А.М. Поурочные планы: Информатика 7-8 класс. Волгоград, 2008 г.
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» основной и старше школе (7-11) - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
4. Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональных компьютеров. М.:«Дрофа», 2005 г.


Цели и задачи обучения информатики и информационным технологиям
в 8 классе:

формирование у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах и технологиях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую?: (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных.

























‚ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2‚ђ Заголовок 315