Краткосрочное планирование по русскому языку по теме ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами, их строение, значение, знаки препинания в них


Неделя День Урок
Тема урока ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами, их строение, значение, знаки препинания в них.
Общая цель
Различать ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами
Ожидаемые результаты Уровень А: знает смысловые отношения между частями ССП, их строение, значение, знаки препинания в них, синтаксический и пунктуационный разбор ССП, знаки препинания в ССП
Уровень В: умеет определять порядок простых предложений в ССП, трудные случаи постановки знаков препинания в ССП;
Уровень С: конструирует ССП с различными значениями, пишет эссе, характеристику литературного героя с использованием разных видов ССП
Тип урока урок-практикумЗадания
Постер-мозаика, диалог на стикерах, карточки,
Необходимые материалы ПК, стикеры, маркеры, флешки,
Деление на группы – простые предложения, сложносочиненные предложения (далее ССП)
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Вводная часть 5 мин
Диалог на стикерах (разноуровневые вопросы) Дети сами выбирают вопросы по пройденным темам и отвечают.
Презентация 10+5 мин
Опрос теоретического материала – мозаика (Приложение 1)
Составляют постер
Защита постера ФО – две звезды, одно пожелание
Основная часть 15 мин
Придумайте и запишите ССП с различными союзами, употребляя следующие предложения с различными союзами, употребляя следующие слова. Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.
1 группа
Июль. Жара. Оглушительный треск кузнечиков. Ветер, дни. Листья, рощи. Птицы, бабочки. Деревья, тучи. Дождь, похожий осенний. Тяжелые капли.
2 группа
Перестроить текст, используя ССП с сочинительными союзами (Приложение2)
3 группа
Выполнить полный синтаксический разбор ССП (Приложение 3) 1 ГРУППА – АВТОРСКИЙ СТУЛ
2 ГРУППА – САМОПРОВЕРКА3 ГРУППА - ВЗАИМОПРОВЕРКА
Итог 5-10 мин
Цифоровой диктант (Приложение 4)
1-ПП с однор. членами
2 - ССП Самопроверка
Рефлексия: Речевые образцы – я умею….
У меня получается….
Мне надо повторить….
Домашнее задание: подготовить текст со сложными предложениями.
Путешествие
Приложение 2
Вы – турагент (профориентация)Миллионы людей во всем мире проводят свой отпуск, путешествуя. Они путешествуют, чтобы увидеть другие страны и континенты, современные города и руины древних городов, они путешествуют, чтобы насладиться живописными местами, или просто для смены обстоятельств. Всегда интересно открыть что-то новое, увидеть другой образ жизни, встретить разных людей, попробовать разную пищу, послушать разные музыкальные ритмы и сделать много фотографий.Тем, кто живет за городом, нравится ездить в большой город и проводить свое время, посещая музеи и художественные галереи, рассматривая витрины магазинов и обедать в экзотических ресторанах. Городские жители по обыкновению любят тихий отдых в деревне, или в горах, или возле моря, гуляя, купаясь и загорая на солнце.Большинство путешественников и отдыхающих берут с собой фотоаппарат или видеокамеру и снимают все, что интересует их - выдающиеся памятки города, старые церкви и замки, виды гор, озер, долин, равнин, водопадов, лесов, разные виды деревьев, цветов и растений, животных и птиц.Позднее, возможно несколько лет спустя, фотографии и самодельные фильмы напомнят им о счастливом времени, которое они проводили когда-то. Люди путешествуют поездом, самолетом, на корабле и на машине. У всех способов путешествия есть свои преимущества и недостатки. И люди выбирают вид транспорта согласно своим планам и цели путешествия.Если мы любим путешествовать, мы увидим и узнаем много такого, что мы никогда не сможем увидеть или узнать дома, хотя можно прочитать об этом в книгах и газетах и посмотреть по телевидению. Лучший способ изучать географию - это путешествовать, а лучший способ узнать и понять людей - это познакомиться с ними в их собственных домах.
Приложение3 В.Г. Короленко Дети подземелья (отрывок) 
Организатором и руководителем сообщества несчастливцев был пан Тыбурций Драб, самая замечательная личность из всех не ужившихся в старом замке.
Происхождение Драба было покрыто мраком самой таинственной неизвестности. Никто не знал также, откуда у пана Тыбурция явились дети, а между тем факт стоял налицо, даже два факта: мальчик лет семи … и маленькая трёхлетняя девочка. Мальчика пан Тыбурций привёл с собой с первых дней, как явился сам.
Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.
Я невольно сравнивал её с моей сестрой; они были в одном возрасте, но моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы её каждый день горничная вплетала алую ленту.
(Приложение 4)
1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (ССП; и – соединительный союз).
2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (простое предложение; и – соединительный союз, связывает однородные сказуемые и дополнения).
3. Верблюжье молоко непривычно сладкое, но пришлось выпить (ССП; но – противительный союз).
4. Умер от болезни отец, а мать после него от горя умерла(ССП; а – противительный союз).
5. Я тогда не здесь, а у бабушки жил (простое предложение; а – противительный союз; связывает однородные обстоятельства места). 6. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (простое предложение; и – соединительный союз, связывает однородные сказуемые).
7. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (ССП; и – соединительный союз). 8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (ССП; однако – противительный союз). 9. Пусть он перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда (ССП; или – разделительный союз).
10. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (простое предложение; иль – разделительный союз; связывает однородные именные части сказуемого).
Ключ:
ПП – 2, 5, 6, 10
ССП - 1, 3, 4, 7, 8, 9
2 карточки слабоуспевающим
Карточка 1
Продолжить предложение дважды, прибавить: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.Выпал снег и …
Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение.Приближался тёплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.В холодном поле выл ветер, дождь лил и гром гремел.
Карточка 2
1 . Продолжить предложение дважды, прибавить: а) однородное сказуемое; б) простое предложение. Солнце блестело, отражаясь в воде, и …
Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение.Прошло несколько лет, я с большим удовольствием и вниманием рассматривал окрестности.
Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.Холодно, руки стынут, поясницу не разогнёшь, и неудобно поворачиваться.
Приложение1это сложное предложение в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией.
И, да (=и), ни…ни, тоже, также
В этих сложносочиненных предложениях выражается:
А) одновременность
Б) последовательность
В) причина
то…то, или (иль), либо…либо, не то…не то, то ли…то ли
В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:
А) чередование
Б) взаимоисключения
А, не только… но и, но, да (=но), однако, зато
Сопоставление или противопоставление
Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.
Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением.
Например:
Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском.
Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Например:
Это кто такие и что им надобно?
Объясните отсутствие запятой в ССП
1) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо.2) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.3) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою.4) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.
5)По ночам подмораживало и звезды усеивали небо.6) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.
7) Словом, время уже истекло и пора было уходить.
8) Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал;
9) Где будет собрание и кто его председатель?
 10) Как тихо вокруг и как чисто звездное небо!