Деятельностный и компетентностный подход в экологическом воспитании младших дошкольников.


Деятельностный и компетентностный подход в экологическом воспитании младших дошкольников.
Автор: Котько Н.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7» г.Кемерово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Именно поэтому предлагаю Вашему вниманию свои наработки по теме «Подкормите птиц зимой…». Данная тема выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Однажды, посмотрев на воробья зимой, воспитанникам моей группы продленного дня показалось, что он грустит. Они спросили у меня, почему может грустить воробей, на что я предложила им подумать одинаково ли поведение птиц зимой и летом, и если птица грустит, подумать, почему это может произойти.
Технологическая карта изучения нового материала.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: Формирование и систематизирование знаний учащихся о жизни птиц.
Планируемые образовательные результаты
(личностные, метапредметные, предметные): Личностные: осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности; воспитывать любовь к родному краю, понятие норм нравственного поведения в природе; понимать ценности любой жизни;
уметь дать своей работе самооценку.
Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках; расширять знания о птицах, зимующих в наших краях;
анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
проводить наблюдения; делать выводы.
Регулятивные: формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов;
уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
уметь планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
уметь действовать согласно плану;
уметь оценивать результаты решения поставленной задачи.
Коммуникативные: уметь вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;
осуществлять совместную деятельность в малых группах;
уметь вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Предметные: расширять знания о разных объектах окружающего мира;
расширять кругозор учащихся.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска
Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация к уроку, словарь Ожегова, фонограмма «Голоса птиц», карточки с изображением птиц.
Технология проведения
Деятельность
ученика Деятельность
учителя Содержание каждого этапа урока Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
1. Организационный момент Приветствуют учителя, гостей. Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. -Здравствуйте ребята. Давайте создадим хорошее настроение и улыбнёмся друг другу.
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
Всё вокруг – большой наш дом,
Мы совместно в нём живём.
Всё в нём может поместиться:
Человек, и зверь, и птица.
Дерево, трава, цветок,
И река, и ручеёк,
Солнце, звёзды и луна…
Колыбель у нас одна.
Это надобно понять,
Жизнь любить и охранять. Личностные УУД:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях
2. Постановка темы и цели урока С помощью учителя формулируют тему и цели Организует формулировку темы и целей детьми. Прослушивание фрагментов аудиозаписи (дети слушают с закрытыми глазами):
фрагмент – лето, голоса птиц.
Беседа по прослушанному:
-Что услышали и представили?
- Кто догадался, о ком и о чем будем сегодня говорить на уроке?
Ответы детей.
В нашем лесу много птиц. Познавательные УУД:
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель.
3. Актуализация знаний. Выполняют задание, отвечают на вопросы. Организует деятельность учащихся по актуализации знаний. Что вы, ребята, чувствуете, когда видите птиц, слышите их пение?
(Слайд № 1) Познавательные УУД:
развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность.
5. Открытие нового знания. Работают над материалом, предоставленным педагогом. Организует предоставление информации, побуждает к высказыванию мнения. III этап. Изучение нового материала.
1) Вступительная беседа учителя.
-Ребятки, как вы думаете сколько видов птиц на Земле? (Ответы детей)
Птиц на земле очень много - около 9 тысяч видов.
-А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете? (ответы детей)
Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.
(Слайд № 2)
- А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей)
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
(Слайд № 3)
(Слайд № 4)
-А где могут жить птицы? (Ответы детей)
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря.
(Слайд № 5)
- Ребята, а как вы считаете, чем питаются птицы? (Ответы детей)
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
(Слайд № 6)
Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными.
(Слайд № 7)
Давайте обратимся к словарю Ожегова и найдем в нем определение перелетных птиц.
Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас, называют зимующими.
(Слайд № 8)
Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм. Давайте опять обратимся к словарю Ожегова, чтобы прочитать определение зимующих птиц.
2) Объяснение нового материала о зимующих птицах.
-Какие птицы зимуют в наших краях?
Ответы детей: Воробей, галка, синица, дятел.
– У вас на столах находятся карточки с изображениями птиц. Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой. – Холодно и голодно птицам зимой. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах.  
- Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде.
(Слайд № 9)
Конечно же, зимующие птицы, очень нуждаются в нашей заботе, так как во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода.
3) Объяснение нового материала по подкормке птиц.
Ребята, а кто знает, чем питаются птицы, зимующие в наших краях? (Ответы детей)
Совершенно верно. В природе рацион птиц очень разнообразен. Когда мы устраиваем кормушки для птиц важно знать, птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать. Чем отличается кормление от подкормки?
При кормлении птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке – лишь его часть и вынуждены остальное находить в природе. И при постоянно полной кормушке некоторые птицы попросту перестают искать другую пищу.
Кроме этого нужно знать, что подкормка птиц зависит от их принадлежности к той или иной группе:
(Слайд № 12)
- есть птицы, чей рацион полностью зависит от человека (городские голуби, воробьи и утки-кряквы)
- есть те, которые могут прокормить себя сами, но с удовольствием примут помощь человека (снегири, синицы, поползни, дятлы)
- есть птицы, которые чаще всего добывают корм самостоятельно (дрозды и свиристели, щеглы)
- есть группы, подкормка которых крайне нежелательна (серая ворона и сорока). Когда этих птиц становится много, появляется проблема для других видов животных. Так как, они разоряют гнёзда мелких птиц, воруют утят, и даже бельчат. Личностные УУД:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе);
2) воспитание бережного отношения к птицам.
Предметные УУД:
1)Различать зимующих и перелётных птиц.
Регулятивные УУД:
- формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные УУД:
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- развитие способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;
Познавательные УУД: 4) -учиться делать выводы;
-развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность.
 
6. Закрепление Отгадывают загадки, отвечают на вопросы. Организует деятельность учащихся по воспроизведению полученных знаний. Викторина
Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу.
Сорока.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица.
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Назови его скорей,
Кто там скачет?
Воробей.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её …
Ворона.
Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
Дятел.
Как одним словом назвать этих птиц? (Зимующие)
Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка.)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно- розовый…
(Скворец.)
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач.)

Как одним словом назвать этих птиц? (Перелетные) Познавательные УУД:
Различать оседлых и перелётных птиц.
Приводить примеры оседлых и перелётных птиц
7. Рефлексия Оценивают результат своей работы на уроке. Обеспечивает положительную мотивацию детей на успехи и неуспехи одноклассников. Итак, ребята, давайте подведём итог нашего исследования.
Ответим на вопрос: что мы знаем о птицах? (Ответы детей)
Давайте оценим свою работу на уроке.
Ура! Здорово! Я научился группировать
птиц на зимующих и перелётных. У меня всё сегодня получалось - зеленый смайлик.
У меня всё было хорошо, многое получалось, но мне придётся дома повторить материал – жёлтый смайлик.
Увы, я сегодня не очень хорошо работал и не понял урок – красный смайлик.
Познавательные УУД: -учиться делать выводы.
Регулятивные УУД:
-контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации