Идеальная модель формирования личностных УУД во внеурочной деятельности по географии


ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дронин Г.В.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающегося УУД, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у учащихся, развитие которых невозможно без сформированности личностных УУД [1, с. 42].
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Для формирования личностных УУД во внеурочной деятельности необходимо создать информационно-образовательную среду, которая оказывает непосредственное влияние на УУД, включающая каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и для достижения определённых Федеральным государственным образовательным стандартом личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования посредством формирования УУД как основы ведущей образовательной компетенции [2, с. 3].
Формирование личностных УУД – одни из самых сложных задач в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности много времени и большое внимание уделяется беседам с детьми о чувствах и эмоциях, которые испытывают дети (и сам учитель) в разных ситуациях и о способах их проявления, принятых в обществе. Это очень важно, т.к. учащиеся не всегда понимают, почему его поведение порицают или одобряют. Этот приём позволяет учителю говорить о поступках, в которых проявляются личностные качества ученика. В различных формах деятельности личностные УУД формируются ещё более эффективно.
УУД – целый комплекс способностей, навыков и знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные навыки, знания, интуиция, мотивация, ценностные и этические ориентации, социальные и поведенческие установки – всё то, что может быть мобилизовано для эффективного действия.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) [1, с 44].
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам учащихся выделен новый результат «выпускник получит возможность научиться», например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов основной общеобразовательной программы, таких как:
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определёнными интересами, привязанностями и ценностями;
умение давать оценку своим действиям;
ориентация в человеческих качествах, осознание значимости нравственных категорий;
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
умение выражать собственное мнение и т.д.
Для формирования личностых УУД во внеурочной деятельности необходимо создать определённые условия и обеспечить:
содержательную интеграцию разных предметных областей основного образования в соответствии с ФГОС ООО;
установление необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;
побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
информационные технологии – и как средствами организации учебной работы, и как особыми объектами изучения (на интегративной основе);
обучение навыкам общения и сотрудничества;
поддержку оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;
расширение опыта самостоятельного выбора во внеурочной деятельности;
формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).
Модель формирования личностных УУД во внеурочной деятельности для основной школы опирается на следующие условия:
Использование во внеурочной работе разнообразных источников географической информации – атласы, статистические материалы, географические энциклопедии, ресурсы Интернета, а также учебные пособия.
Виды деятельности во время внеурочной работы должны сменять друг друга. Например, учащиеся вначале пишут, затем заполняют таблицы, находят ошибки, восстанавливают записи прямо в учебнике, чертят, рисуют, копируют, работают в рабочей тетради на печатной основе и т.д. Должны быть продумана система логических задач, заданий на внимание, память, воображение, без развития которых невозможно глубокое усвоение программного материала, дальнейшее обучение школьников, формирование личностных УУД.
Разработка и реализация модели взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.
Активное участие школьных учителей во внеурочной деятельности учащихся и мониторинг занятости учащихся в ней.
Наличие системы обязательной кружковой деятельности. Кружки на занимательном учебном материале смогут расширить, углубить и закрепить у школьников знания по предмету, показать учащимся, что тема или раздел из изучаемого предмета – не свод скучных и трудных правил и описаний для запоминания, а увлекательное путешествие по предмету на разных ступенях обучения. Данная деятельность вносит огромный вклад в формирование и развитие личностных УУД – учит ребёнка мыслить, логически рассуждать, сравнивать, способствует развитию фантазии и творческих способностей, вырабатывает собранность и внимательность.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся. Главная идея – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. В основе метода проектов лежит развитие личностных УУД, познавательных навыков обучающихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Организация проектной исследовательской работы во внеурочной деятельности нужна для:
выявления наиболее одарённых обучающихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
всестороннего развития творческих способностей обучающихся;
совершенствования умений и навыков самостоятельной работы школьников;
повышения уровня знаний у учащихся;
активизации познавательной деятельности учеников.
Использованию учителями во внеурочной работе со школьниками современных образовательных технологий.
Ориентации учителей основной школы на организацию здоровьесберегающей среды.
Возможности профессионального общения педагогов и обмена опытом работы с коллегами.
Положительному отношению родителей к введению ФГОС и реализации внеурочной деятельности.
Возможности активного участия учителей в конкурсах, проектах, представление своего опыта на уровне области, страны.
Обеспечению многообразными внеучебными формами освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации, походы, экскурсии, предметные недели и декады, предметные вечера, олимпиады, кружковая деятельность, научное общество учащихся, клубы по интересам, музеи, факультативы и др.).Поддержке детских инициатив и помощь в их осуществлении.
Обеспечению презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, периодическую печать и др.
Для успешного формирования личностных УУД во внеурочной деятельности необходимо знание со стороны учителя:
важности формирования универсальных учебных действий школьников;
сущности и видов универсальных умений;
педагогических приёмов и способов их формирования.
Также учитель должен уметь:
отбирать содержание и конструировать внеурочную деятельность с учётом формирования личностых УДД;
использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД;
привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.
Литература
Битянова М. Какой линейкой мерить УУД // Первое сентября. – Март 2012 г. – С. 42 – 47.
Виноградова Н.Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы // Первое сентября. – Август 2011 г. – С. 3 – 7.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (проект рабочей группы Института проблем образовательной политики «Эврика») // Учительская газета. – 17 марта 2010 г. – №17. – С. 5 – 13.