Результативность формирования личностных УУД во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛУУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи ЗУНов от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, т.е. его субъектом. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.
В составе основных видов УУД выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
ФГОС даёт следующее определение ЛУУД: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности выделяют 3 вида ЛУУД:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» – и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
ЛУУД делят на 3 блока:
1) Самоопределение. Одна из главных задач школьного образования – подготовить выпускника к самоопределению: это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, что во мне хорошо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу (представление о своих возможностях), что я делаю с удовольствием (какие мотивы я преследую), что у меня получается (свои результаты, наиболее заметные достижения).
К личностному определению относится действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.
Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
2) Смыслообразование. Связано со смыслами и мотивами учебной деятельности, играющими решающую роль, т.к. стоит проблема резкого снижения школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
3) Нравственно-этическое оценивание. Нравственное развитие компетентной личности. ЛУУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать своё поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе в информационной деятельности.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Личностные результаты
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Осознавать себя гражданином России, в том числе:
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках,
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демокра-тические порядки и препятствовать их нарушению,
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских ценностей,
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:
- объяснять, что связывает тебя
- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми
- с природой;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культур-ных предпочтений,
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения,
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеи-вания.
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения,
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Социальная и культурная адаптация
Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения,
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Профессиональная адаптация
Вся совокупность универсальных учебных действий, рассматриваемая как умение учиться.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских ценностей,
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»,
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников,
- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе,
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре,
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Пути формирования ЛУУД во внеурочной деятельности по географии
Личностные УУД Пути формирования личностных УУД
1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)
2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем
3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Анализ и синтез текста
4. Желание осваивать новые виды деятельности Разнообразие упражнений(ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)
5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе Выполнение проектов, написание сочинений
6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.
7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий
8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;
Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент) Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран
9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.
10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций , чувств и эмоций Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Как помочь ученику освоить ЛУУД?
Рекомендации по развитию личностных универсальных учебных действий.
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нём его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребёнка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который
«открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных технологий:
технология проблемного диалога – стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
проектная деятельность – формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
ИКТ-технологии – позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
технология ситуативного обучения – формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
технология продуктивного чтения – формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
технология уровневой дифференциации – формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
В новом ФГОС внеурочной деятельности учащихся уделено особое внимание.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации и является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, целью которой является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В соответствии с требованиями стандарта, внеурочная деятельность в школе организуется по 5-ти направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное.
При организации внеурочной деятельности в школе, используются разнообразные формы организации занятий – экскурсии, соревнования, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, праздники и др., которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования (ОЦДЮТиЭ, Музыкальная школа, библиотека, ДШИ, ЦДТ).
Все программы и формы внеурочной деятельности, реализуемые в школе, способствуют формированию и развитию ЛУУД.
1) Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как кружок «Легкая атлетика», подвижные игры, «Веселые старты», игру «Зарница», спортивные часы, Дни здоровья, походы, весенний и осенний кросс, беседы, соревнования. В результате формируются такие ЛУУД как:
- осознание себя как индивидуальности, и одновременно как члена общества,
- способность к самооценке своих действий, поступков,
- установка на здоровый образ жизни;
2) Общеинтеллектуальное направление представлено следующими формами: интеллектуальные игры и конкурсы, исследовательские, предметные олимпиады, создание проектов и др. Все перечисленные формы позволяют достичь формирования таких ЛУУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
3) Духовно – нравственное направление: экскурсии в библиотеку, в краеведческий музей, беседы, классные часы, встречи, Парламентский урок, акции и др.). Благодаря реализации этого направления у обучающихся формируются, развиваются следующие ЛУУД: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
4) Социальное направление: участие и проведение различных акций «Помоги ближнему», «Открытка ветерану», «Чистый двор», «Книжкина больница» и др., конкурсы, выставки, проекты. Формируются те же самые ЛУУД.
Несомненно, внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность, т.е. возможность самореализации в современной жизни. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться – познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.
Планируемые результаты развития УУД на ступени основного общего образования изложены в программе прогнозируемых результатов. Формирование и дальнейшее развитие различных видов универсальных учебных действий происходит не в рамках отдельных учебных предметов. Обучение учащихся каждой предметной области в той или иной мере развивает все виды УУД. Соблюдение определенной системы условий, а так же организация различных видов деятельности обучающихся по решению одних и тех же типов задач позволит работать над формированием всех видов УУД каждому учителю-предметнику.
Технологии развития универсальных учебных действий
Педагогические технологии Предметные области по приоритетному использованию педагогических технологий
Технология проектного обучения
Технология
Иностранный язык
Естественно-научные предметы
Физическая культура и ОБЖ
Технология проблемного изложения учебного материала Математика и информатика
Естественно-научные предметы
Филология
ОБЖ
Технология исследовательской деятельности Естественно-научные предметы
Филология
Математика и информатика
Коммуникативно-диалоговые технологии Филология
Искусство
Математика
Естественно-научные предметы
Технология развития критического мышления Естественно-научные предметы
Филология
Математика и информатика
Технология модульного обучения Химия
Общественно-научные предметы
Формирование ЛУУД посредством внеурочной деятельности
Формированию ЛУУД и ценностных ориентиров учащихся служит внеурочная деятельность, предполагающая участие школьников в кружках, клубах, экскурсиях, олимпиадах, викторинах, объединениях по интересам по основным видам внеурочной деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностном общении, досугово-развлекательной, художественном творчестве, трудовой деятельности, социальном творчестве, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой.
Вид внеурочной деятельности: 1. Игровая
Формы участия: Ролевая игра, Деловая игра, Социально-моделирующая игра
Формируемые ЛУУД:
- умение принимать и применять общепринятые правила, нормы поведения
- понимание своей роли в обществе;
- проявлять толерантность
2. Познавательная
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы, общественный смотр знаний, Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся).
ЛУУД:
-умение принимать и применять общепринятые правила, нормы поведения
- понимание своей роли в обществе;
- проявлять толерантность
3. Проблемно-ценностное общение.
Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия
ЛУУД:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
-·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Поездки в театр, цирк, музеи, зоопарк, Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, Школьные ярмарки, выставки
ЛУУД:
·чувствовать прекрасное и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
-понимать свою роль в обществе;
- проявлять толерантность
5. Художественное творчество.
Кружки художественного творчества, Художественные выставки, конкурсы и фестивали детского творчества, Социальные проекты на основе художественной деятельности
ЛУУД:
·чувствовать прекрасное и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
-понимать свою роль в обществе;
- проявлять толерантность
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми), КТД (коллективно-творческое дело), Социальный проект.
ЛУУД:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
-понимать свою роль в обществе;
- проявлять толерантность
7. Трудовая (производственная) деятельность.
Трудовой десант, сюжетно-ролевые игры, Субботник, Благоустройство пришкольного участка, летние трудовые практики
ЛУУД:
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
-понимать свою роль в обществе;
- проявлять толерантность
8. Спортивно-оздоровительная Деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные спортивные турниры., Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
ЛУУД: установка на здоровый образ жизни;
9. Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия, Туристический поход, Краеведческая экспедиция, Туристско-краеведческая экспедиция
ЛУУД:
-чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, ·установка на здоровый образ жизни;
·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;