Проектная деятельность как средство формирования личностных результатов младших школьников


Проектная деятельность
как средство формирования личностных результатов
младших школьников
ФГОС НОО определяет требования к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающим предметные, метапредметные и личностные результаты. Для достижения новых результатов благотворно влияет технология проектной деятельности детей. Метод проектов активно используется в системе школьного образования и во внеурочной деятельности. Мы сегодня поговорим о классно-урочной форме занятий. Хотелось бы отметить, что за последние годы метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований.
Проект – это 6 «П»:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Ученые выделяют следующие группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
Исследовательские умения: генерировать идеи, выбирать лучшее решение.
Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Оценочные умения: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию.
В нашем лицее преподавание учебных предметов в начальной школе ведется по образовательной системе «Перспективная начальная школа» и «Школа 21 века». В частности наш класс работает по ОС «ПНШ».
Я считаю, что для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют личностные результаты деятельности школьников.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы учащимися моего класса, связанной с историей и культурой нашего региона, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, Ульяновскую область и город Димитровград. Так ребятами были взяты следующие темы: «Есть ли будущее у нашей деревни?», «Земля, исхоженная с детства».
Основная часть детей выбрала индивидуальный проект по данной тематике. Они совместно с родителями осуществляли сбор, анализ и систематизацию необходимой информации, узнавали и сравнивали, как выглядела местность в прошлые годы и в настоящее время. Также собирали информацию из библиотечных источников, сортировали и компоновали. Некоторые дети по желанию нарисовали групповой плакат на данную тему.
Стоит обратить внимание и на классификацию проектов:
по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
по количеству участников – индивидуальные и групповые;
по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.Для уточнения вышесказанного хотелось бы заметить, что проектная деятельность на уровне начального образования реализуется в виде проектных задач.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, я применяю следующие виды проектных задач: исследовательские, творческие, ролевые, информационные и др.
Чаще всего мы с ребятами используем информационные проекты например: «Почему морская вода соленая?» «Почему хрустит снег», «Аксолотль - игрушка воды», а также творческие проекты «Подари бабушке праздник», «Лесная школа». В основном, они краткосрочные непродолжительные. Ребята любят работать совместно по нескольку человек, соответственно большее предпочтение они отдают групповым проектам. Таким как «Дом будущего», «Экопродукты моего огорода», «Наше творчество в математике», «По капельке соберем облако», «Ваше величество, Осень» и т.п.
Сразу встает вопрос: «Так какие же проекты успешнее: индивидуальные или групповые?»
На слайде вы видите сравнительную таблицу «Преимущества проектов»
Преимущества индивидуальных проектов:
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
В нашем классе существуют правила, по которым необходимо строить свою работу в группе:
1.Не кричи, иначе вызовешь раздражение друзей. Говори чётко и спокойно.
2. Слушай внимательно того, кто говорит, старайся понять собеседника.
3. Хорошо подумай, прежде чем что-то сказать вслух.
4.Старайся активно участвовать в обсуждении и выполнении заданий.
5.Не стесняйся высказывать своё мнение: в споре рождается истина.
6.Не обижайся на критику, прими сказанное к сведению и т.п.
Так как же организуется работа над проектами в моём классе? При определении темы проекта, мы совместно с учеником   или группой  проектантов подчеркиваем актуальность выбранной  темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами.
Следующий наш этап предполагает формулировку проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту мы уже продумали  и осмыслили  тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание будущей  работы. Может и быть такое, что ученик полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь учитель или родители, а возможно и   одноклассники.
Следующая ступень в организации проектной деятельности на уроках математики – это совместное  заседание клуба проектантов. Здесь  участники разных проектов обсуждают  конкретные проблемы исследования, уточнят или порой даже изменяют  формулировку своей темы. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех детей, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. В ходе всей работы проводим в классе  промежуточные отчеты учащихся по проектам. Если проект коллективный, то  в дискуссии обязательно выслушиваю мнение каждого участника. Это показывает мне  одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение.
Далее идет полностью работа с информативным материалом. Проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации. Таким образом, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. На одном из  уроков математики мы проводим  предварительную апробацию написанного проекта. Именно на данном уроке снимаются все трудности: дети  сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по выбранной ими проблеме.
Завершающий этап работы над проектами заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Вот некоторые темы проектных работ моих учеников: «Магия чисел» (проект  учеников 4 класса Галимжанова А., Ильиных Е.), «Решаем логические задачи. Увлекательная математика для малышей» (коллективный проект группы учеников), «Великие математики» (индивидуальный проект, ученика 3 класса Доних А.) и т.д.
На всех этапах я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, в интернете, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи.  Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в работу.
За четыре года работы с ребятами над проектами я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную личность. Хочется вспомнить слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Ведь действительно, дети – это прирожденные исследователи, старательные и неутомимые, только нужно по-настоящему увлечь их.
Таким образом, работа над проектом формирует совокупность всех универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных,  что и требуют новые образовательные стандарты. Начальная школа в будущем – это школа проектов.