Анализ выполнения ВПР — май 2016


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по итогам Всероссийских проверочных работ
обучающихся 4-х классов МБУ «Школа №85» в 2015-2016 учебном году
Проведение Всероссийских проверочных работ направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных
достижений.
Задачи Всероссийских проверочных работ
Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов
Осуществить диагностику уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями
Нормативно-правовое обеспечение
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2015 №1381 «О проведении мониторинга качества образования»
Письмо Рособрнадзора от 01.03.2016 №0282 «О проведении Всероссийских проверочных работ в 2016 году»
Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 06.04.2016 №250р
«О проведении Всероссийских проверочных работ на территории Самарской области в 2016 году»

№ п/пНаименование Сведения
Цель проведения Мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов, выявление уровня подготовки и определение качества образования младших школьников, развитие единого образовательного пространства в РФ
График проведения Проверочная работа по русскому языку (часть 1 – диктант) 11.05.2016 г.
Проверочная работа по русскому языку (часть 2) 13.05.2016 г.
Проверочная работа по математике 17.05.2016 г.
Проверочная работа по окружающему миру 19.05.2016 г.
Время проведения 3 урок
Длительность
45 минут
Участники Учащиеся 4 «А», 4 «Б», 4 «В» классов
Организаторы: учителя начальных классов, учителя-предметники
Количество/ доля участников ВПР Русский язык – 66 чел. (90,4 %)
Математика - 64 чел. (87,6%)
Окружающий мир -
Характеристика содержания ВПР по русскому языку, часть1. Проверочная работа по русскому языку состояла из диктанта, связного текста, с помощью которого проверялось умение применять правила орфографии и пунктуации при записи текста под диктовку, и двух грамматических заданий к тексту на знание языковых единиц.
Задания части 1 направлены ,прежде всего, на выявления уровня владения базовыми предметными правописными и языковыми умениями, а также логическими общеучебными УУД.
Характеристика содержания ВПР по русскому языку, часть 2. Проверочная работа по русскому языку, часть 2, состояла из текста и 13 заданий, которые проверяли знания русского языка, умения работать с информацией и извлекать из текста нужную информацию.
Характеристика содержания ВПР по математике Проверочная работа по математике включала 12 заданий базового и повышенного уровня, которые проверяли умения выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи, представленные в текстовом и табличном варианте.
Характеристика содержания ВПР по окружающему миру Проверочная работа по окружающему миру включала 10 заданий,
направленные на определение уровня владения сведениями о сущности и
особенностях природных объектов, процессов и явлений, нормах
здоровьесберегающего поведения в природной среде, на выявление умений
анализировать информацию, представленную в разных формах.
Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в соответствии с Инструкцией для образовательной организации по проведению работ и системой оценивания их результатов.
Наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы в рамках Всероссийских проверочных работ оценивались такжеметапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Оценивалась сформированность следующих УУД:
личностных
(личностное, профессиональное, жизненноесамоопределение);
регулятивных
(планирование, контроль и коррекция, саморегуляция);
познавательных
(поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели; анализ объектов в целях выделения признаков; синтез; установление причинно-следственных связей; построение
логической цепи рассуждений; доказательство);
коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Результаты ВПР по русскому языку
Границы отметок ВПР по русскому языку
Отметка за ВПР «2»
Пониженный
уровень «3»
Базовый
уровень «4»
Повышенный уровень «5»
Расширенный
уровень
Диапазон баллов
0-12 13 -23 24 - 34 35 - 43
Доля участников, получивших отметку 9 41,8 37,3 11,9
Результативность (успешность) выполнения проверочной работы составляет 91%, качество выполнения – 49,7 %.
Распределение первичных баллов
Максимальный первичный балл: 43
Общая гистограмма первичных баллов

Выполнение работы по классам
Класс По списку Выполняли
работу На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл
4-а
Иванова Т.С. 27 24 4 12 7 2 4-б
Фокина О.Е. 28 23 3 8 11 0 4-в
Панкова А.С. 24 20 1 5 10 4 Итого 79 67 9 41,8 37,3 11,9 Выводы: процент успеваемости составил - 91%, качество знаний – 49,7%.
Проверочная работа по русскому языкусостояла из двух частей (Варианты 31, 32).
Часть 1содержала 3 задания: диктант (задание 1), связный текст, с помощью которого проверялось умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы при записи текста под диктовку, и двух грамматических заданий по написанному тексту на знание языковых единиц. Задания части 1 направлены на выявление уровня владения базовыми предметными правописными и языковыми умениями, а также логическими общеучебными УУД.
Результаты проверочной работы показали хороший уровень владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями: распознавать однородные члены в предложении, распознавать и графически обозначать главные члены предложения, но обучающимися были выписаны не все формы частей речи, неверно указаны их отдельные признаки.
Характерные ошибки при написании диктанта:
написание слов с безударной гласной в корне слова и приставке;
правописание слов с парным согласным в корне;
правописание непроизносимых согласных в корне слова;
правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Часть 2 включала в себя 13 заданий.
Более успешно выполнены обучающимися задания
№ 1К1, 1К2, 3(1),3(2), 4,5,9,11,12К2, 15К1, 16К1.
Обучающиеся умеют распознавать правильную орфоэпическую норму (ставить ударение в словах), умеют классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа, владеют умением определять и записывать основную мысль текста, составлять план прочитанного текста в письменной форме, задавать вопросы по тексту, что говорит о достаточном уровне владения коммуникативными УУД.
Задания на выявление уровня владения логическими универсальными действиями: анализ грамматических признаков имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений, показали недостаточный уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки.
Наиболее проблемные задания связаны:
Определять тему и главную мысль текста
Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи
Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи
Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора
Умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы
Недостаточными являются умения обучающихся выражать просьбу, благодарность с соблюдением норм речевого этикета, исходя из анализа заданной речевой ситуации в задании 16, соблюдая при этом правила орфографии.
Результаты ВПР по математике
Границы отметок ВПР по математике
Отметка за ВПР «2»
Пониженный
уровень «3»
Базовый
уровень «4»
Повышенный
уровень «5»
Расширенный уровень
Диапазон баллов
0-5 6-9 10-12 13-18
Доля участников, получивших отметку 5,6 38 35,2 21,1
Результативность (успешность) выполнения проверочной работы составляет 94,6 %, качество выполнения – 56,3 %.
Распределение первичных баллов
Максимальный первичный балл: 18
Общая гистограмма первичных баллов

Выполнение работы по классам
Класс По списку Выполняли
работу На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл
4-а
Иванова Т.С. 27 26 9 10 7 0 4-б
Фокина О.Е. 28 23 5 9 9 0 4-в
Панкова А.С. 24 22 1 6 11 4 Итого 79 71 15 25 27 4 Выводы: процент успеваемости составил - 94,6%, качество знаний – 56,3%.
Более успешно выполнены обучающимися задания 1, 2, 3, 4, , 6(1), 6(2), 7,10, в которых проверялись умения выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умения решать задачи арифметическим способом, умения читать и анализировать готовые несложные таблицы.
Наиболее проблемные задания, выполняемые обучающимися:
Овладение основами логического и алгоритмического мышления.
Решать задачи в 3–4 действия.
Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.Умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр);Умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
Выполнены на недостаточном уровне задания, в которых проверялось овладение основами пространственного воображения (описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости); логического алгоритмического мышления.
Результаты ВПР по окружающему миру
Вариант проверочной работы состоял из двух частей:
Часть 1 содержала 6 заданий: 2 задания, предполагающих выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом; часть 2 включала 4 задания с развернутым ответом.
Границы отметок ВПР по окружающему миру
Отметка за ВПР «2»
Пониженный
уровень «3»
Базовый
уровень «4»
Повышенный
уровень «5»
Расширенный уровень
Диапазон баллов
0-7 8 - 16 17 - 24 25 - 30
Доля участников, получивших отметку 4,3 40 50 5,7
Результативность (успешность) выполнения проверочной работы составляет 95,7 %, качество выполнения – 55,7 %.
Предмет: Окружающий мир
Распределение первичных баллов
Максимальный первичный балл: 30
Общая гистограмма первичных баллов

Выполнение работы по классам
Класс По списку Выполняли
работу На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл
4-а
Иванова Т.С. 27 26 1 14 11 0 4-б
Фокина О.Е. 28 23 2 15 6 0 4-в
Панкова А.С. 24 21 1 6 11 3 Итого 79 70 4 35 28 3 Выводы: процент успеваемости составил - 95,7%, качество знаний – 55,7%.
Более успешно выполнены обучающимися задания № 1,2, 3(1), 3(2),4,5, 6(1), 8К1, 10(1), 10(3)К, которые направлены на выявление знаний: начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения.узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково­символичес кие средства для решения задач; освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Результаты выполнения проверочной работы показали, что учащиеся владеют начальными сведениями о сущности и особенностях природных, социальных, культурных, технических объектов, процессов и явлений действительности; демонстрируют умение производить анализ, синтез, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; умеют читать, сравнивать и обобщать информацию, представленную с использованием символико-схематических средств; интерпретируют и обобщают содержащуюся в тексте информацию и используют её для ответа на вопрос; строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
88% школьников понимают необходимость здорового образа жизни, знают правила безопасного поведения в природной и социальной среде.
Задания, которые выявили наиболее сильные затруднения связаны со следующими понятиями:
Обучающиеся недостаточно владеют логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности; умением анализировать изображения; узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково­символические средства, в том числе модели, для решения задач, продемонстрировали проблемы совладениями материала по темам:«Материки», «Природные зоны».
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных);осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах описывать достопримечательности столицы и родного края.
Сформированность уважительного отношения к России, своей семье,культуре нашей страны,её совре менной жизни;готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;осознанно стро ить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Будут сформированы основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России.
Выводы: проанализировав выполнение ВПР обучающимися 4- классов можно сделать вывод, что
учителя начальных классов выполняют программу общего начального образования. Сравнивая результаты выполнения работ с декабрьскими результатами необходимо отметить:
Обучающиеся не выполняли работу по окружающему миру
Результат выполнения работ по русскому и математике по качеству и обученности имеет положительную динамику:
декабрь май увеличение
качество 56,3 48,6 7,7
успеваемость 94,5 81,9 12,5
Результаты Всероссийских проверочных работ целесообразно использовать для совершенствования методики преподавания в начальной и основной школе, регулирования программ по русскому языку, математике и окружающему миру, планирования коррекционной работы во внеурочное время.
Планируемые мероприятия по совершенствованию умений и повышению результативности работы:
рассмотреть и провести детальный анализ количественных и качественных результатов ВПР на заседании МО учителей начальных классов;
учителям использовать результаты анализа для совершенствования методики преподавания русского языка, математики, окружающего мира в начальных классах;
руководителям школьных методических объединений учителей начальных классов, русского языка, математики и окружающего мира провести совместные заседания по вопросу разработок заданий, направленных на отработку у обучающихся 4-5-х классов необходимых навыков при выполнении выше обозначенных заданий, а также других заданий, которые вызывают затруднения;
заместителям директора по УВР взять на контроль выполнение плана мероприятий по устранениювыявленныхпробеловвзнанияхшкольниковпосредствомпроведениямониторинговыхмероприятий, срезов знаний, посещения уроков и внеурочных занятий.
Рекомендации:
Планировать коррекционную работу во внеурочное время и содержание урочных занятий.
Совершенствовать работу с текстом на уроках литературного чтения, русского языка в плане определения основной мысли текста, построения последовательного плана, развития коммуникативных УУД.
Корректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях по русскому языку и математике.
Усилить работу по формированию умения решать логические задачи, задачи в четыре действия, а также те, где необходимо производить расчёт времени.
Изучить трудные темы русского языка: определение падежа имён существительных и прилагательных, определение спряжения глаголов, написание безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов и др - дополнительно.
Своевременно информировать родителей о результатах ВПР, текущих образовательных достижениях учащихся.
Зам. директора по УВР Т.А. Мураткина