Мониторинг как способ формирования регулятивных УУД младших школьников (из опыта работы)


СЛАЙД 1
Мониторинг как способ формирования регулятивных УУД младших школьников
(из опыта работы)
СЛАЙД 2
Цель: познакомить с опытом работы в области применения мониторинга для формирования регулятивных УУД обучающихся.
СЛАЙД 3
Задачи:
продемонстрировать целесообразность и эффективность использования современных средств формирования регулятивных УУД;
вовлечь участников в совместную деятельность, поддерживая высокий уровень мотивации;
способствовать реализации на практике системно-деятельностного подхода.
СЛАЙД 4
Ожидаемый результат:
способствовать развитию мотивационной потребности в освоении различных приемов в формировании регулятивных УУД для повышения эффективности урока.
СЛАЙД 5
Вопрос развития универсальных учебных действий – один из наиболее актуальных для педагогов. Образ будущего образования, создаваемый Стандартом, несомненно, привлекателен. В нем четко прослеживаются черты завтрашней школы, ученика, который обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Для любого педагога – ценность и честь вырастить человека, обладающего такими качествами и способностями!
СЛАЙД 6
По мнению директора Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», кандидата психологических наук М.Р. Битяновой «сложность состоит в том, что измениться самим и изменить свою профессиональную деятельность необходимо уже сегодня, причем довольно существенно».
И это понятно, ведь меняются учебники, требования к образовательным программам и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования.
Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка.
СЛАЙД 7
В нашу профессиональную деятельность входит понятие «универсальные учебные действия», овладевая которыми учащиеся решают не только учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознают способы действия, которые применяют.
Формирование УУД напрямую зависит, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе. А главное, как все это отследить и измерить?
СЛАЙД 8
Наиболее точным измерительным инструментом отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг, представленный в работе А.Г. Асмолова «Учебные действия в основной школе: от действия к мысли». На её основе образовательные учреждения разрабатывают свои программы мониторинга формирования УУД.
СЛАЙД 9
Эта программа состоит из 3 частей: пояснительная записка и возрастные особенности развития младших школьников по формированию УУД; технологические карты формирования УУД; методики. (Приложение)
СЛАЙД 10
В сентябре 2013 года я начала работать в МБОУ «Заводская СОШ», и возникла необходимость мониторинга УУД в начале 2 класса. Цель мониторинга: выявить уровень детей, т.к. предметные срезы полной картины не давали.
Опираясь на данную программу, я выбрала необходимые методики:
- коммуникативные УУД (методика «Рукавичка»)
- регулятивные УУД (методика «Рисование по точкам»)
- познавательные (тест «Найди несколько различий)
- личностные УУД (анкета по оценке уровня школьной мотивации, Н. Лускановой),
и в сентябре провела диагностику. Какие получились результаты?
СЛАЙД 11

Очевидно, что личностные и регулятивные УУД требуют особого внимания на уроке и во внеурочной деятельности.
СЛАЙД 12
Таким образом, тема по самообразованию «Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках УМК «Перспективная начальная школа» сохранила свою актуальность.
СЛАЙД 13
Полученные результаты я оформила в электронное портфолио класса (общее) и учащихся.(Приложение)
СЛАЙД 14
Формирование регулятивных УУД относится к метапредметным результатам, но начинается их формирование на основе предметных областей. Обучающиеся, осваивая основы научных знаний, получают опыт предметной деятельности, преобразовывают новые знания и применяют, получая личный опыт учебной деятельности. И только, овладев учебными действиями, обучающиеся могут перейти в область метапредметных действий: управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности, проявлять инициативность и самостоятельность.
СЛАЙД 15
Вот почему уже в 1 классе из восьми важнейших универсальных учебных действий, два являются регулятивными:
-умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
-умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
СЛАЙД 16
Но изучив учебники, освоив методику организации учебной деятельности уроков по программе «Перспективная начальная школа», я сделала вывод о том, что и в 1 классе можно начать формирование всех регулятивных УУД:
СЛАЙД 17
целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу)
Формирование целеполагания хочу продемонстрировать на фрагменте урока обучения грамоте по теме «Звуки [н-н,], буквы Нн». (Приложение 1)
В результате формирования умения целеполагания обучающиеся осознают, что надо делать в процессе решения практической задачи, формулируют и удерживают учебную задачу, что позволяет первокласснику составить план дальнейших действий.
СЛАЙД 18
Прекрасной находкой является тетрадь «Азбука. Пишу и проверяю себя» автора Н.М. Лаврова, 1 класс. При работе с данным пособием у обучающихся формируются такие регулятивные УУД как: целеполагание, планирование, реализация плана, задается алгоритм контроля и самоконтроля.
СЛАЙД 19
Формирование регулятивных УУД хочу продемонстрировать при работе с упражнением в тетради.
-Данное упражнение лежит у вас на столах, откройте его, пожалуйста!
-Опираясь на него, просмотрим все этапы формирования регулятивных УУД (Приложение 2):
СЛАЙД 20
самоопределение и целеполагание
происходит при работе с требованиями задания (прочитай и подчеркни требования, требования нам знакомы или есть новое, поставим цель работы с упражнением);
планирование основывается на последовательности отмеченных требований (с чего начнёте, что дальше);
реализация плана, осуществляется при выполнении всех намеченных требований упражнения;
самоконтроль, очень важно перевести детей с внешнего контроля учителем на самоконтроль, т.е. ученикам необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание правильно.
Следовательно, обучающиеся получают возможность ориентироваться на заданную систему требований и учатся самостоятельно исправлять ошибки, осознают правило контроля,
большая часть учеников показывает высокую концентрацию внимания.
СЛАЙД 21
Уважаемые коллеги, прошу вас интегрироваться в среду обучающихся 1 класса, и продолжить работу, осуществляя
взаимоконтроль (соседа по парте в его тетради) и самокоррекцию, самооценку своей работы.
СЛАЙД 22
-Практическую часть мастер-класса хочу начать с видеофрагмента урока, который задает алгоритм нашей практической деятельности (Приложение 3)
-Представим, что ВЫ первоклассники, поработавшие уже с упражнением. Опираясь на алгоритм работы, который задали ученики, проведем взаимопроверку и самооценку. Готовы? Начнем!
-Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа, сделайте свои пометки в таблице в 3 пустом столбце. Все помнят, как мы это делаем.
-Кто обнаружил ошибки или недочеты у своего соседа? Какие?
-Над чем тебе еще нужно поработать? Исправляй!
СЛАЙД 23
-А теперь посмотрим, как ученики справились с этим этапом работы (Приложение 4).
СЛАЙД 24
В результате обучающиеся учатся:
1.самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата;
2.соотносить его со схемой действия;
3.оценивать действия других учеников.
Таким образом, обучающиеся из объекта учебной деятельности становятся субъектом (хозяином) своей деятельности и не только учебной: ставят цели, решают задачи, отвечают за полученные результаты, могут их корректировать, что полностью соответствует модели ученика стандартов второго поколения.
СЛАЙД 25
-Коллеги, если вы рассмотрите перечень, формируемых УУД в начальной школе (Приложение 5), то станет очевидным, что не только регулятивные УУД формировались на данном уроке, но и познавательные (формулировка проблемы, умение строить высказывание, структурирование),
коммуникативные (умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов, планирование учебного сотрудничества),
личностные (самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание).
Что соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
СЛАЙД 26
Рефлексию нашего мастер-класса начну со слов
Н.Ф. Виноградовой: «Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех».
Прошу взять листы рефлексии(Приложение 6) и ответить на вопрос:
-соответствует ли данный мастер-класс этим требованиям? Если нет или не всем требованиям, то прокомментируйте свой ответ. Результаты ответов будут проанализированы и использованы для коррекции моей педагогической деятельности.
СЛАЙД 27
Возвращаясь к теме мастер-класса «Мониторинг как способ формирования регулятивных УУД младших школьников» хочу отметить, что такое мониторинг – понятно, как его проводить – ясно, зачем он вообще нужен – то же, непонятным остается вопрос: где и как соприкасается или пересекается эта результативность при итоговом оценивании учащихся, т.е. зачем педагогам проводить такую колоссальную работу…..
СЛАЙД 28
Спасибо за участие и поддержку!