«Метапредметное проектирование как способ формирования и оценивания личностных УУД. Из опыта проектной деятельности в 5 классах».


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования целостной системы универсальных учебных действий в общеобразовательной школе. Вопросы создания условий для развития способностей учащихся на материале учебных предметов в форме проектной деятельности, а также ее оценивание. Основное внимание автор акцентирует на своем личном опыте проведения проектной деятельности во внеурочное время в рамках проектной инновационной деятельности на базе ИПК и ПРО УР.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, проектная деятельность, инновационная деятельность, ФГОС, игра «ЛабиринтУм», практические задачи, оценивание проектной деятельности, мотивация к изучению иностранного языка.
«Метапредметное проектирование как способ формирования и оценивания личностных УУД. Из опыта проектной деятельности в 5 классах».
Новые образовательные стандарты предполагают ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа сегодня должна сформировать целостную систему универсальных учебных действий, используя опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.Целостная система универсальных учебных действий не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, прежде всего, в проектной деятельности. Проектная деятельность – это обязательно практическая деятельность. В ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ученики самостоятельно, инициативно и активно ищут для решения конкретной задачи свои средства. Сегодня школа должна создавать условия для развития способностей учащихся на материале учебных предметов в форме проектной деятельности [Поливанова, 2011, с. 19].
Проектная деятельность является одной из ведущих в подростковом возрасте и является развивающей в образовательной ситуацией. Необходимо, чтобы сама деятельность по реализации проекта была бы некой интригой, вызывающей интерес учащихся, их внутреннюю мотивацию. Участие в проекте должно стать для них событием, а не просто еще одной скучной обязанностью.
В школе сегодня создаются разнообразные проекты в рамках учебных тем, открывающих широкую панораму изучаемой науки или сферы культуры. В этом случае учебный предмет становится началом появления ученического интереса, который при умелом управлении педагога далее становится побудителем проектной деятельности. В рамках реализации проектной деятельности можно отметить, что происходит формирование и развитие практически всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОСе.
С августа 2013 года МБОУ СОШ № 50 включилась в экспериментальную проектную инновационную деятельность совместно с ИПК и ПРО УР. На протяжение трех лет мы работаем над Республиканским инновационным проектом «Разработка и реализация модели организации проектной деятельности учащихся для формирования универсальных учебных действий». В рамках данного эксперимента в 2014 – 2015учебном году в школе проходила игра «ЛабиринтУм» среди учащихся 5 классов. Суть игры состояла в том, что разделившись по интересам, учащиеся, которые увлекались рисованием, выбрали художественную направленность. Я как преподаватель английского языка объединила свои усилия с педагогом, преподающим изобразительное искусство. На уроках мы обсудили пейзажи русских и английских художников. Совместно мы сопровождали проектную деятельность учащихся. Тема проекта была выбрана детьми: «Пленэр».
Учащиеся активно, самостоятельно и творчески выполняли практические задачи. С особым энтузиазмом занимались творчеством на свежем воздухе, после школьных уроков подолгу рисовали пейзажи на прилегающей к школе территории. Одновременно ребята качественно вели индивидуальные дневники по проектной деятельности, указывая в них проблемный замысел, проблемную и реальную ситуацию на их взгляд, последовательно записывали цель, задачи и действия по реализации своего проекта, планировали время и имеющиеся ресурсы. Если возникали вопросы, ребята обращались за помощью к педагогам. Перед тем, как закончить проект, ребятам была поставлена задача сравнить планируемый продукт с полученным. Учащиеся постарались обозначить свои удачи и трудности в работе над проектом и оценить свои достижения.
Особое внимание уделялось презентации продукта проектной деятельности. В группе обсуждали аудиторию, которой предполагалось презентовать созданную художественную выставку, цель своей проектной деятельности и ключевую идею, которую они хотели донести до слушателей. Результатом проекта стала выставка художественных работ, которую обучающиеся представили на итоговом школьном событии.
В 2015 – 2016 учебном году игра «ЛабиринтУм» проходила также среди учащихся 5 классов, как общеобразовательных по ФГОС, так и классов 7 вида. Проектной деятельностью по иностранному языку занимались учащиеся 5А класса в составе 5 человек. Руководителями этой проектной группы были учителя МБОУ СОШ №50 Федорова Е.А. и Полонская Г.П. Мероприятие проходило в канун Нового года, и ребята самостоятельно обозначили для себя тему проекта: «Поздравления с Новым годом и Рождеством на разных языках мира».
Учащиеся активно включились в проектную деятельность, наперебой распределяя обязанности, горя желанием сразу и быстро выполнить все практические задачи проекта. Мальчики находили необходимую информацию, фотографии и иллюстрации, готовили яркую новогоднюю презентацию. Девочки же выполняли творческие задания – мастерили поздравительные открытки с поздравлениями к Рождественским праздникам на английском, немецком, испанском, итальянском, китайском и японском языках.
Трудности, которые появлялись в ходе проектной деятельности, учащиеся преодолевали самостоятельно или с помощью педагогов. Особое внимание в ходе работы уделялось правильному произношению слов и выражений на иностранном языке, поскольку ребята не владеют произносительными навыками. Благодаря Интернет – ресурсам, видео - и онлайн - урокам, беседам с учителями немецкого и испанского языков, ребятам удалось научиться правильно произносить поздравительную лексику. Продуктом данной проектной деятельности стали поздравительные открытки и презентации, с которыми учащиеся выступили на итоговом школьном мероприятии. Важно сказать, что ребята сумели самостоятельно обнаружить слабые стороны своей работы: не все участники проекта заполнили индивидуальные дневники, не все проявили должное участие на каждом этапе работы над проектом. Для нас, педагогов, это было важно: мы определили направления своей дальнейшей работы над проектами.
Оценивание проектной деятельности происходило по следующим критериям: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем; сформированность регулятивных и коммуникативных действий, сформированность предметных знаний и способов действий. Каждый критерий имеет базовый и повышенный уровни, 3 и 4 балла [Комарова].
Проектная деятельность, с нашей точки зрения, является одним из способов не только формирования всего комплекса УУД, но и средством развития и оценивания коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Если на уроках мы хорошо можем оценить сформированность предметных и регулятивных универсальных учебных действий, то оценить личностные и коммуникативные универсальные учебные действия нам помогает оценивать именно проектная деятельность.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида действий: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслообразование – ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
По итогам оценивания нашей практической деятельности мальчики получили оценки «5» и «4», а девочки – «4» и «3». За данный проект ребята получили номинацию «Проект «Обозрение» - «Поздравление на иностранном языке».
Как показал наш опыт, наиболее интересными для учащихся являются проекты, связанные с их каждодневными жизненными потребностями. Проекты, которые они смогут использовать в своей дальнейшей деятельности, а не только в учебной. Проектная деятельность позволяет школьникам расширить свои знания, пробудить стремление к саморазвитию. Внедрение проектной деятельности в обучении иностранным языкам способствует повышению мотивации не только в учебной деятельности, но и в изучении иностранного языка. Выполнение практических заданий проектной деятельности на метапредметном уровне позволяет улучшить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. А самое главное, на мой взгляд, это деятельность, которую ребята сами для себя выбирают, опираясь на свои мотивы, интересы и свой жизненный опыт. Только благодаря желанию учащихся, их осознанному пониманию необходимости изучения иностранных языков в современное время и правильной работы педагогов на свет появляются такие интересные, яркие и важные проекты.
Список использованной литературы:
1. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
2. Критерии оценки учебного проекта: раздаточный материал / О.В. Комарова.
3. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007.
4. Хуторской А.В. Метод "погружения" в обучении. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 291 Кб.
5. Фиофанова О. А. Воспитательная система школы как фактор социального взросления подростков. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004.