Рабочая программа по информатике для 10-11 классов школ ЛНР


Нормативно-правовое обеспечение
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Законом от 18.05.2014 г. №1-1 «Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики» с изменениями.
Приказом МОН ЛНР от 04 июля 2016 г. №258 «Об организованном начале 2016 – 2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 01.06.2016 г. № 203 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений и учреждений интернатного типа Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373 – http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm373-1.doc;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования. Предмет «Информатика» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15) (http://www.edustandart.ru/utverzhdeny-primernye-osnovnye-obrazovatelnye-programmy/)
Примерной основной образовательной программой начального общего образования. Предмет «Информатика» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15) (http://www.edustandart.ru/utverzhdeny-primernye-osnovnye-obrazovatelnye-programmy/ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Курс обеспечивает преподавание информатики в 10–11 классах на базовом уровне.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса и 11 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.). Базовый уровень.
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов рассчитана на 68 часов.
На углубление материала, за счёт школьного компонента добавлен один час – 34 часа в год. В результате объём учебных часов увеличивается до 68 в год.
Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения курса «Информатика» в основной школе (в 7–9 классах)
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
На каждом уроке планируется проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов. В конце темы проведение практикума - интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Контрольная работа проводится один раз в семестр. Содержание теоретической и практической компонента курса информатики составлено в соотношении 50х50.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение правил поведения при работе в КИТ и техники безопасности.
.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:
учебник «Информатика» для 10 класса (с практикумом в приложении). Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.;
учебник «Информатика» для 11 класса (с практикумом в приложении). Авторы:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.;
методическое пособие для учителя к УМК базового уровня (ФГОС).
Дополнительным учебным пособием является: задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по информатике из Единой коллекции ЦОР (schoolcollection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Учебник и практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; работе с логическими величинами, формирование навыков программирования на языке Турбо Паскаль.
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
прививать интерес к информатике;
формировать у учащихся интерес к профессиям, требующим навыков алгоритмизации и программирования;
развивать культуру алгоритмического мышления;
обучать школьников структурному программированию как методу, предполагающему создание понятных программ, обладающих свойствами модульности;
привлечь интерес учащихся к работе с логическими выражениями;
способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Турбо Паскаль;
рассмотреть некоторые аспекты итогового тестирования (ЕГЭ) по информатике и ИКТ в 11-м классе;
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей);
линию алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования);
линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии);
линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения);
линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются: информационные процессы, информационные системы, информационные модели, информационные технологии.
Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по первой части курса (10 класс)
для учебного плана объемом 68 часов
(резерв учебного времени – 3 часа)
Тема (раздел учебника) Всего часов Теория Практика (номер работы)
1. Введение. Структура информатики. 1 ч. 1
ИНФОРМАЦИЯ 15 ч.
2. Информация. Представление информации (§ 1,
2) 3 2 1 (Работа 1.1)
3. Измерение информации (§ 3, 4) 4 2 2 (Работа 1.2)
4. Представление чисел в компьютере (§ 5)
4 2 2 (Работа 1.3)
5. Представление текста, изображения и звука в компьютере (§ 6) 4 2 2 (Работы 1.4, 1.5)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 14 ч.
6. Хранение и передача информации (§ 7, 8) 1 1
7. Обработка информации и алгоритмы (§ 9) 3 1 2 (Работа 2.1)
8. Автоматическая обработка информации (§ 10) 4 2 2 (Работа 2.2)
9. Информационные процессы в компьютере
(§ 11) 2 2
Проект: выбор конфигурации компьютера 2 Работа 2.3.
Проект: настройка BIOS 2 Работа 2.4

ПРОГРАММИРОВАНИЕ 35 ч.
10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12–14) 2 2
11. Программирование линейных алгоритмов
(§ 15–17) 3 1 2 (Работа 3.1)
12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§ 18–20) 4 2 2 (Работы 3.2., 3.3)
13. Программирование циклов (§ 21, 22) 5 2 3 (Работа 3.4.)
14. Подпрограммы (§ 23) 3 1 2 (Работа 3.5)
15. Работа с массивами (§ 24, 26) 7 3 4 (Работы 3.6, 3.7)
16. Организация ввода-вывода с использованием файлов (§ 25) 3 1 2 (Работы 3.6, 3.7)
17. Работа с символьной информацией (§ 27, 28) 4 2 2 (Работа 3.8.)
18. Комбинированный тип данных (§ 29) 4 2 2 (Работа 3.9)

Всего: 65 часов
Предметные результаты
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах;
из каких частей состоит предметная область информатики.

Тема 2. Информация. Представление информации Учащиеся должны знать:
три философские концепции информации;
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
что такое язык представления информации; какие бывают языки;
понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
определение бита с позиции алфавитного подхода;
связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; - определение бита с позиции содержания сообщения.
Учащиеся должны уметь:
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

Тема 4. Представление чисел в компьютере Учащиеся должны знать:
основные принципы представления данных в памяти компьютера;
представление целых чисел;
диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; - принципы представления вещественных чисел.
Учащиеся должны уметь:
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; - определять по внутреннему коду значение числа.

Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере Учащиеся должны знать:
способы кодирования текста в компьютере;
способы представление изображения; цветовые модели;
в чем различие растровой и векторной графики; - способы дискретного (цифрового) представление звука.
Учащиеся должны уметь:
вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

Тема 6. Хранения и передачи информации Учащиеся должны знать:
историю развития носителей информации;
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; - понятие «шум» и способы защиты от шума.
Учащиеся должны уметь:
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

Тема 7. Обработка информации и алгоритмы Учащиеся должны знать:
основные типы задач обработки информации; - понятие исполнителя обработки информации; - понятие алгоритма обработки информации.
Учащиеся должны уметь: по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

Тема 8. Автоматическая обработка информации Учащиеся должны знать:
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
Учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.


Тема 9. Информационные процессы в компьютере Учащиеся должны знать:
этапы истории развития ЭВМ;
что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;
для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
архитектуру персонального компьютера;
основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Учащиеся должны знать
этапы решения задачи на компьютере;
что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;
систему команд компьютера;
классификацию структур алгоритмов;
основные принципы структурного программирования.

Учащиеся должны уметь:
описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

Тема 11. Программирование линейных алгоритмов
Учащиеся должны знать
систему типов данных в Паскале;
операторы ввода и вывода;
правила записи арифметических выражений на Паскале;
оператор присваивания;
структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений
Учащиеся должны знать
логический тип данных, логические величины, логические операции;
правила записи и вычисления логических выражений;
условный оператор if; - оператор выбора select case.
Учащиеся должны уметь:
программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.

Тема 13. Программирование циклов
Учащиеся должны знать
различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;
операторы цикла while и repeat – until; - оператор цикла с параметром for; - порядок выполнения вложенных циклов.
Учащиеся должны уметь:
программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
программировать итерационные циклы;
программировать вложенные циклы.


Тема 14. Подпрограммы
Учащиеся должны знать
понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы; - правила описания и использования подпрограмм-функций; - правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Учащиеся должны уметь:
выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
описывать функции и процедуры на Паскале;
записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

Тема 15. Работа с массивами
Учащиеся должны знать
правила описания массивов на Паскале;
правила организации ввода и вывода значений массива; - правила программной обработки массивов.
Учащиеся должны уметь: составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

Тема 16. Работа с символьной информацией Учащиеся должны знать:
правила описания символьных величин и символьных строк;
основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Учащиеся должны уметь:
решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по второй части курса (11 класс)
для учебного плана объемом 68 часов
(резерв учебного времени – 3 часов )
Тема (раздел учебника) Всего часов Теория Практика (номер работы)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ 20 ч.
1. Системный анализ (§ 1–4) 4 2 2 (Работа 1.1)
2. Базы данных (§ 5–9) 10 5 5 (Работы 1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.8)
Проект: системология 2 Работа 1.2
Проект: разработка базы данных 4 Работа 1.5
ИНТЕРНЕТ 15 ч.
3. Организация и услуги Интернета ( § 10–12) 6 2 4 (Работы 2.1–
2.4)
4. Основы сайтостроения ( § 13–15) 5 2 3 (Работы 2.5–
2.7)
Проект: разработка сайтов 4 Работа 2.8
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 24 ч.
5. Компьютерное информационное моделирование
( §16) 2 2
6. Моделирование зависимостей между величинами ( §17) 3 1 2 (Работа 3.1)
7. Модели статистического прогнозирования ( §18) 4 2 2 (Работа 3.2)
8. Моделирование корреляционных зависимостей ( §19) 4 2 2 (Работа 3.4)
9. Модели оптимального планирования ( §20) 4 2 2 (Работа 3.6)

Проект: получение регрессионных зависимостей 2 Работа 3.3
Проект: корреляционный анализ 2 Работа 3.5
Проект: оптимальное планирование 3 Работа 3.7
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 6 ч.
10. Информационное общество 1 1
11. Информационное право и безопасность 2 2
Проект: подготовка реферата по социальной информатике 3
Всего: 65 часов
Предметные результаты

Тема 1. Системный анализ Учащиеся должны знать:
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
основные свойства систем;
что такое системный подход в науке и практике;
модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель; - использование графов для описания структур систем.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные.

Тема 2. Базы данных
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД);
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
структуру команды запроса на выборку данных из БД;
организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
основные логические операции, используемые в запросах;
правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
реализовывать запросы со сложными условиями выборки.


Тема 3. Организация и услуги Интернет Учащиеся должны знать:
назначение коммуникационных служб Интернета;
назначение информационных служб Интернета;
что такое прикладные протоколы;
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
что такое поисковый каталог: организацию, назначение; - что такое поисковый указатель: организацию, назначение.
Учащиеся должны уметь:
работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Тема 4. Основы сайтостроения Учащиеся должны знать:
какие существуют средства для создания web-страниц; - в чем состоит проектирование web-сайта; - что значит опубликовать web-сайт. Учащиеся должны уметь:
создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.

Тема 5. Компьютерное информационное моделирование Учащиеся должны знать:
понятие модели;
понятие информационной модели;
этапы построения компьютерной информационной модели.

Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами Учащиеся должны знать:
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
что такое математическая модель;
формы представления зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь: с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.

Тема 7. Модели статистического прогнозирования Учащиеся должны знать:
для решения каких практических задач используется статистика;
что такое регрессионная модель;
как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов; - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

Тема 8. Модели корреляционной зависимости Учащиеся должны знать:
что такое корреляционная зависимость;
что такое коэффициент корреляции;
какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь: вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).

Тема 9 . Модели оптимального планирования Учащиеся должны знать:
что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. Учащиеся должны уметь: решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).

Тема 10. Информационное общество Учащиеся должны знать:
что такое информационные ресурсы общества;
из чего складывается рынок информационных ресурсов;
что относится к информационным услугам;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.

Тема 11. Информационное право и безопасность Учащиеся должны знать:
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Требования к уровню подготовки обучащихся
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
Назначение и функции операционных систем;
уметь:
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
Автоматизации коммуникационной деятельности;
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Критерии оценивания уровня учебных достижений учащихся
по курсу «Информатика и ИКТ»
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютерах и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Критерии учебных достижений учащихся основной и старшей школы по информатике
Оценивание устных ответов учащихся
Оценка ставится, если учащийся:
5
(высокий уровень) - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
4
(достаточный уровень) - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
3
(средний уровень) - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
2
(начальный уровень) - не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
1
(критичный уровень) - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу
Оценка ставится, если:
5
(высокий уровень) - работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение величин, их единиц и способов измерения.
4
(достаточный уровень) - работа выполнена полностью или не менее чем на 80% от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
3
(средний уровень) - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
2
(начальный уровень) - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
1
(критичный уровень) работа полностью не выполнена.
Практическая работа на компьютере
Оценка ставится, если:
5
(высокий уровень) - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы.
4
(достаточный уровень) - работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85%), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
3
(средний уровень) - работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
2
(начальный уровень) - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
1
(критичный уровень) - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на компьютере по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  неверное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе компьютер, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к компьютеру.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на компьютере.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические  и пунктуационные ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20014.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20014.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011.
Методическое пособие для учителя. Базовый уровень. Авторы: Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Литература для учителя
1) Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008
2) Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г Семакин, Е. К. Хеннер. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
3) Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов. / Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Микрофон (рабочее место учителя).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Сканер.
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель WindowsMedia (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент OutlookExpress (входит в состав операционной системы).
Браузер InternetExplorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер.
Офисное приложение MicrosoftOffice 2007, включающее текстовый процессор MicrosoftWord со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций MicrosoftPowerPoint, электронные таблицы MicrosoftExcel, систему управления базами данных MicrosoftAccess.