Конспект урока ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА


Урок русского языка
Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА
Цели урока: развитие умений находить слова с данной орфограммой-буквой , писать слова с данной орфограммой, подбирать проверочные слова и графически обозначать орфограмму;
Развитие умения работать в парах, проводить взаимопроверку и оценивание.
1. Орг. момент..Психологический настрой на работу: как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.Учащиеся говорят хором:Мы рады приветствовать вас в классе нашем,Возможно, есть классы и лучше и краше.Но пусть в нашем классе вам будет светло.Пусть будет уютно и очень легко.
- А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.
Мы тетради все открыли,Ровно сесть не позабыли.
Подписываем в тетрадях число, классная работа 8 декабря.Классная работа
2. Постановка целей урока.
- Ребята, сегодня по почте я получила письмо. Оно адресовано вам.
Вскрываю конверт и достаю письмо.
«Дорогие ребята!
К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы:
1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума;
2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова, в конце слова
Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок.
Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.
Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография».
- Ну как, берёмся за это дело?
- Кто запомнил приметы нарушителей :
1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума;
2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова, в конце слова.
Дети. Это парные согласные.
Учитель. Правильно, именно о них пойдёт речь.
1. Работа в группах
Посмотрите на столе лежат фотографии букв. Отберите нарушителей, согласно приметам
Какие буквы выбрали? Почему?
Остальные не выбрали? Почему?1
3. Чистописание. 2
Какую букву мы будем сегодня писать?
- походит ли оно под описание нарушителя?
2.Давайте запишем его красиво, чтоб он не убежал от нас.
Кто же у него напарник? Парный звук?
ГгДавайте запишем все парные согласные.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т. Ж-Ш, З-С.
Давайте вспомним правило проверки безударных гласных стр 125
4. Словарная работа (один ученик у доски)3
- Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И запахи роз. (мороз)
- За кудрявый хохолок лису из норки поволок. на ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (морковь)
- Дневной приём пищи. (обед)
- Крупный населённый пункт, место большого поселения людей. (город)
- Летом наедается, зимой отсыпается. (медведь)
- Обувь с высоким голенищем. (сапоги)
- То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
- Участок земли около дома для выращивания овощей. (огород)
-Круглый, круглый. Сладкий сладкий, а разрежешь посмотри-красный, красный он внутри (арбуз)
Проверка слов, выделение орфограмм.
Что общего в этих словах? Можно ли проверить эти парные согласные?
Какое слово оказалось «лишним»? (сапоги) Почему?
Какие бывают сапоги?
Когда так говорят: «Два сапога – пара», «Сапог каши просит»?
5) Работа по теме урока.
- Чтобы правильно написать сомнительную согласную в конце слова, о каком правиле надо вспомнить?
Работа в парах.4
(Анализ и синтез. Проблемная ситуация)I группа                                                                  II группа
сказка                                                                      ошибочкашубка                                                                      мышиснежки                                                                    дождливый холод                                                                       голубирукав                                                                       лесавраг                                                                         огородный
– Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и 2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.)– В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой)– В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной)
Как проверить согласный в слабой позиции?Работа в парах. Дети получают карточку № 1. В тетради 5
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Проверка. По карточке
6) Физминутка.
Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный звук –нужно присесть. Если слово начинается на парный глухой звук – хлопнуть в ладоши.
Зайка, Федя, Вова, трава, дрова, дверь, зверь, тень, велосипед, шило, фонарь, голубь, парта.7) Продолжение работы по теме урока.
Упражнение 347 стр 127 6
По вариантам
А к компьютеру пойдет ______выполнит тест
8) Самостоятельная работа.7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима.
Взаимопроверка.
9) Итог урока.
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Почему их называют парными?
- Что помогает избежать ошибок на письме?
- Как проверить парную согласную на конце слова?
10) Рефлексия.
?- О каких звуках мы сегодня говорили?
?Почему их называют парными?
-?Что помогает избежать ошибок на письме?
- Как проверить парную согласную на конце слова?
Рабочая карта ученика _____________________________________Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй
Зуб на зубы
Лёд на льды,
Будешь грамотным и ты!
задание №1. _____________
задание №2.______________
задание №3. _____________
задание №4.______________
задание №5.______________
задание№6_______________
задание№7_______________
__________________________
Рабочая карта ученика ____________________________________Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй
Зуб на зубы
Лёд на льды,
Будешь грамотным и ты!
задание №1. _____________
задание №2.______________
задание №3. _____________
задание №4.______________
задание №5.______________
задание№6_______________
задание№7_______________
_________________________
Рабочая карта ученика ____________________________________Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй
Зуб на зубы
Лёд на льды,
Будешь грамотным и ты!
задание №1. _____________
задание №2.______________
задание №3. _____________
задание №4.______________
задание №5.______________
задание№6_______________
задание№7_______________
_________________________
Рабочая карта ученика ____________________________________Тема. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй
Зуб на зубы
Лёд на льды,
Будешь грамотным и ты!
задание №1. _____________
задание №2.______________
задание №3. _____________
задание №4.______________
задание №5.______________
задание№6_______________
задание№7_______________
_________________________
Дорогие ребята!
К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы:
1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума;
2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова.
Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок.
Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.
Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография».
Тест по теме "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
Тест проверяет знания учащихся о парных согласных; умение использовать правило проверки парных согласных..Конец формы
Начало формы
Вопрос № 1 В каком ряду верно «закончено» правило: «Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
чтобы на гласный падало ударениечтобы после согласного стоял гласныйчтобы на согласный падало ударение
Вопрос №
3
В каком ряду слово требует проверки:
крыжовниккружкипружина
Вопрос № 4 В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
ложка – ложечкапрыжок – прыжкиклюв – клювик
Вопрос № 5 В каком ряду допущена ошибка:
посатка, палатка, лопаткасугроб, коробка, пробкакровь, травка, булавка
Вопрос № 6 Каким должно быть проверочное слово для правильного написания парных звонких и глухих согласных в корне?
После парного согласного должен идти согласный.После парного согласного должен идти ударный гласный.После парного согласного должен идти гласный.
Вопрос № 7 Укажи слово с буквой в.
жира...рука...шар...
Вопрос № 8 Укажи слов с буквой б.
подко...скри...касугро...
Вопрос № 9 Отметь слово, на конце которого буквы не соответствуют звукам.
этажстолсноп
Вопрос № 10 Отметь слово, в котором нужно писать букву з.
автобу...моро...голо...
Вопрос № 11 Отметь слово, в котором нужно писать букву п.
сугро...шу...касу...
Вопрос № 12 Отметь слово, в котором нужно писать букву ж.
руба...камалы...сторо...
Вопрос № 13 Отметь слово, в котором нужно писать букву т.
бра...холо...похо...
Вопрос № 14 Отметьте проверочное слово к слову травка.
травкойтравинкамного трав
Вопрос № 15
В каком слове правописание парных согласных НЕ нужно проверять?
призывгородлодочка
Вопрос № 16 В какой строке все слова пишутся с буквой д?
кле...ка, моне...ка, сосе...горо..., яго...ка, прово...салю..., верблю..., гу...киВопрос № 17 Правописание какой согласной на конце слова НЕ нужно проверять?
тдлВопрос № 18 В какой строке все слова пишутся с буквой ш?
эта..., муравьи...ки, бабу...кало...ка, подру...ка, мы...кагребе...ки, речу...ка, пе...ком
Вопрос № 19 В какой строке все слова пишутся с буквой к?
индю..., кула..., фла...зоопар..., переуло..., хомя...лю..., носоро..., кроли...
Вопрос № 20 Что нужно сделать, чтобы проверить правописание парных согласных?
изменить словоподобрать проверочное словоподобрать однокоренное слово
Тест по теме "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
Тест проверяет знания учащихся о парных согласных; умение использовать правило проверки парных согласных..Конец формы
Начало формы
Вопрос № 1 В каком ряду верно «закончено» правило: «Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
чтобы на гласный падало ударениечтобы после согласного стоял гласныйчтобы на согласный падало ударение
Вопрос № 2 В каком ряду допущена ошибка:
б' б – п' пз' з – с' сж' ж – ш' ш
Вопрос № 3 В каком ряду слово требует проверки:
крыжовниккружкипружина
Вопрос № 4 В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
ложка – ложечкапрыжок – прыжкиклюв – клювик
Вопрос № 5 В каком ряду допущена ошибка:
посатка, палатка, лопаткасугроб, коробка, пробкакровь, травка, булавка
Вопрос № 6 Каким должно быть проверочное слово для правильного написания парных звонких и глухих согласных в корне?
После парного согласного должен идти согласный.После парного согласного должен идти ударный гласный.После парного согласного должен идти гласный.
Вопрос № 7 Укажи слово с буквой в.
жира...рука...шар...
Вопрос № 8 Укажи слов с буквой б.
подко...скри...касугро...
Вопрос № 9 Отметь слово, на конце которого буквы не соответствуют звукам.
этажстолсноп
Вопрос № 10 Отметь слово, в котором нужно писать букву з.
автобу...моро...голо...
Вопрос № 11 Отметь слово, в котором нужно писать букву п.
сугро...шу...касу...
Вопрос № 12 Отметь слово, в котором нужно писать букву ж.
руба...камалы...сторо...
Вопрос № 13 Отметь слово, в котором нужно писать букву т.
бра...холо...похо...
Вопрос № 14 Отметьте проверочное слово к слову травка.
травкойтравинкамного трав
Вопрос № 15
В каком слове правописание парных согласных НЕ нужно проверять?
призывгородлодочка
Вопрос № 16 В какой строке все слова пишутся с буквой д?
кле...ка, моне...ка, сосе...горо..., яго...ка, прово...салю..., верблю..., гу...киВопрос № 17 Правописание какой согласной на конце слова НЕ нужно проверять?
тдлВопрос № 18 В какой строке все слова пишутся с буквой ш?
эта..., муравьи...ки, бабу...кало...ка, подру...ка, мы...кагребе...ки, речу...ка, пе...ком
Вопрос № 19 В какой строке все слова пишутся с буквой к?
индю..., кула..., фла...зоопар..., переуло..., хомя...лю..., носоро..., кроли...
Вопрос № 20 Что нужно сделать, чтобы проверить правописание парных согласных?
изменить словоподобрать проверочное словоподобрать однокоренное слово
Конец формы

сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
сказка 
шубка 
снежки    
холод 
рукав  
враг
ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды
ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды
ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды ошибочка
мыши
дождливый
голуби
леса
огороды
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. – Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима.
Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима. Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима.
Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима.
Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима.
Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима.
Самостоятельная работа. 7
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже выпал снек. На реке толстый лёт. Возле дома намело большой сугроп. Морос щиплет за ноз. Дети одели шупки. Это наступила зима.