Урок русского языка на тему Парные согласные звуки в конце слова 1 класс



КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
по русскому языку и литературному чтению в 1 «В» классе

Характеристики урока

Учитель: Решетникова Т. А.
Класс: 1

Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова». Система Л. В. Занкова.

Цель: Создать условия по формированию умения проверки парных согласных на конце слова.

Задачи:
обучающие: учить различать на слух звонкие и глухие согласные. Сформировать знания о разных способах проверки парных согласных в конце слова. Закреплять умение давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах. Формировать навык грамотного письма.
развивающие: развивать речь, делать посильные выводы и обобщения, исследовательские умения и навыки учащихся; умение вести учебный диалог, работать в группе и самостоятельно, анализировать свою деятельность.
воспитательные: воспитывать любовь к родному слову, к русскому языку; взаимопомощь и сопереживания.  
Тип урока:   Урок-сказка.
Методы обучения: проблемно – диалогический, метод подводящего диалога.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Внутрипредметные связи: разделы «Звуки и буквы», «Согласные звуки», «Звонкие и глухие согласные звуки», «Слово и предложение».
Реализация целей урока будет достигнута через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Ожидаемые результаты:
знают перечень парных звонких и глухих согласных;
умеют применить способ проверки парного согласного на конце слова;
умеют анализировать, сравнивать и обобщать;
умеют договариваться друг с другом.
умеют осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и осуществлять оценивание.





.
ХОД УРОКА

Девиз урока: Смотрим, учимся, играем, если сказку мы листаем.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


1.Мотивация к учебной деятельности

Микроцель: создать ситуацию успеха, создать эмоциональную комфортную атмосферу.
Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? 

В моём замке живёт принц из сказки. Замок красивый и большой. В этом замке живёт много добрых людей.

Я уверена, что вы любите сказки. Сегодня, на примере всеми знакомой сказки мы проведем наш урок.


В сказках




Настраиваются на рабочую обстановку. Открывают тетради.
Личностные УУД:
Формируем умение проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

ВЫВОД: Дети подготовились к восприятию учебной деятельности.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


2.Целеполагание

Микроцель: развивать умение ставить цель, анализировать и классифицировать.

Стратегия «Вопросы из сказок» Послушайте, о ком загадка: Она красива и мила, и имя ей от слова зола.
Кто помнит, почему мачехины дочки дали Золушке такое имя?
Кто автор сказки?
Мечтаю жить в волшебном доме,  Где хранятся сказки,  Где старушки-стены  Сплетничают ночью.  Где огонь в камине  Создает уют  И на книжной полке  Чудеса живут,  Где в старинном кресле,  Чуть скрипя пером,  Сочиняет сказки  Друг мой - Шарль Перро. 
Французский писатель-сказочник, написал сказки «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»

Наш  урок  будет  необычным. Мы  совершим  путешествие по сказке  Шарля Перро  «Золушка». И своей работой поможем попасть Золушке на бал.

Кто помнит, как начинается  Сказка  «Золушка»?
-Сестры  Золушки были вредными  и очень  ленивыми. Им  было лень  работать.
А Золушка делала  самую  грязную  и тяжелую работу  в  доме: она  чистила  котлы  и  кастрюли,  мыла полы,  убирала  комнаты. Учиться тоже трудно, потому что приходится много учить и запоминать. Поэтому мы сейчас проведем небольшую разминку.


Золушка


Закончив работу, Золушка садилась отдыхать на ящик с золой.

Шарль Перро.

























Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

ВЫВОД: Создана нестандартная ситуация, обеспечивающая связь с уже имеющимися знаниями.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


3.Актуализация опорных знаний

Микроцель: развивать умение вести диалог, анализировать, наблюдать, делать посильные выводы и обобщения.



Отработка навыка чистописания.

В ходе минутки чистописания актуализируются понятия - звук – буква
-парные согласные)



 Разминка перед путешествием.
Беседа по пройденному материалу.
- На какие 2 группы делятся все звуки?
- При помощи чего образуется гласный звук?
- А согласный звук?
- На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

- По какому признаку согласные являются парными?
Откроем страничку сказки:
Минутка чистописания
- Если вы правильно найдёте пару звуку, поможете Золушке выполнить работу в саду.
На доске: В - _; Г -_; Д - _; Ж - _; З - _;
Проверка:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?
- Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?
- Почему неравное количество пар?



Стратегия «Верю – не верю»
-Установите, верны ли данные утверждения?
1. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, а глухие только с шумом.
2. Буквы – В, Г, Д, Ж, З на конце слова всегда произносятся как В, Г, Д, Ж, З.
3. Чтобы проверить парный согласный нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял согласный?




Самоопределение к деятельности.
Над какой темой мы продолжим работать на уроке?


На гласные и согласные.
При помощи голоса.
При участии голоса и шума.
На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

По признаку звонкости и глухости.



На доске: В - _; Г -_; Д - _; Ж - _; З - _; (дети записывают в тетрадь)


6
5

Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.
Парные согласные на конце слова.
1. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, а глухие только с шумом. (+)
2. Буквы – В, Г, Д, Ж, З на конце слова всегда произносятся как В, Г, Д, Ж, З. (-)
3. Чтобы проверить парный согласный нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял согласный? (-)
Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
-самостоятельно формулировать цели урока после
предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;


ВЫВОД: Чтобы научиться различать звонкие и глухие согласные звуки и правильно обозначать их на письме согласными буквами, надо знать правило и уметь его использовать.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


4.Открытие нового знания

Микроцель: систематизировать знания, развивать умение анализировать и обобщать.






Стимуляция интереса учащихся к изучаемым объектам.
Как-то раз  сын  короля, принц,  устроил  большой  бал  и созвал  на него всех  знатных  людей  с  женами  и дочерьми.  Золушкины  сестры  и  мачеха   тоже  получили  приглашение. Золушке тоже хотелось попасть на бал. Но
мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке? 
Я предлагаю вам стать «волшебниками» и помочь Золушке. Волшебство произойдёт, если мы с вами будем старательными, активными, трудолюбивыми (показываю слайд со сказочными героями).

На доске висят карточка со словами:
УТЮ(г-к) –
Можно ли доверять произношению слова для правильного его написания?
Назовите способ проверки правописания парных согласных:











Назовите проверяемое и проверочное слово.




Как проверить парный согласный на конце слова?














Нельзя доверять, потому что слова надо проверять.
Первый способ: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.
Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.
Второй способ: мысленно подставить слово «нет».
Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.
Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.
На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

УТЮГ – проверяемое слово, в котором проверяется буква обозначающая по парности- глухости согласный звук, а УТЮГИ – проверочное – это слово, когда проверяемая буква стоит перед гласным звуком.
Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
–переходить от условно-схематических моделей к тексту.

ВЫВОД: Дети стремятся найти выход из проблемной ситуации, приходят к выводу, что парная согласная – это ошибкоопасное место, потому что парная согласная стоит в слабой позиции. Проговаривают правило проверки парной согласной.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


5.Первичное закрепление знаний

Микроцель: развивать умение применить правило и алгоритм проверки парных согласных.


Групповая работа,
дифференцированная по степени помощи.

Откроем следующую страничку сказки.
Мачеха  и  сестры  уехали  на бал.
Золушка  сидела  и горько плакала. Работы  было  много. Она понимала, что не  успеет  сделать все  до начала  бала.
На помощь девочке, кроме вас, пришла добрая фея. Стоило ей взмахнуть волшебной палочкой, и у Золушки появились великолепное платье, хрустальные туфельки и карета. А в лошадей добрая фея превратила самых обыкновенных мышей.
Работа в парах.
И  вы  помогите  Золушке  попасть на бал. Помните условие, при котором произойдет волшебство.
Какое превращение должно произойти?
СА_
Д-Т


КРУ_
Г-К


МЁ_
Д-Т


ГРИ_
Б-П


СНЕ_
Г-К


ЭТА_
Ж-Ш


ГЛА_
З-С


ХОЛО_
Д-Т


МОРО_
З-С





















Превратить: мышей в лошадей, а Золушку в прелестную девушку.









Коммуникативные
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
– читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы;
выделять главное; составлять план;

– договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
ТОУУ

– работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

Личностные результаты:
– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
–опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.


ВЫВОД: Дети самостоятельно подбирают проверочные слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, записывали и
обозначали орфограмму.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


6.Рефлексия учебной деятельности. Включение в систему знаний

Микроцель: развивать умение делать выводы, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценивать себя.

Проблемный метод.
Создание проблемной ситуации.

















Откроем следующую страничку.
Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.
ФИЗМИНУТКА Тихо парами мы встали, во дворец и мы попали.
Золушка    весь  вечер  танцевала  с  принцем   и  забыла обо  всем  на  свете.  Спохватилась только тогда,  когда  часы  стали  бить полночь. Золушка должна вернуться к 12 часам ночи.
Она  убежала. Принц  бросился  за  ней,  но  ее  и  след  простыл. Только на  ступеньках  лестницы  он  увидел,  хрустальную туфельку.
«Как  же  найти  красавицу?» - думал  принц.
Все девушки королевства должны были примерить хрустальную туфельку.
Вы сможете вернуть Золушке туфельку, если прочитаете предложения и найдете слово с орфограммой парная согласная.







Дошла  очередь  и  до    Золушки. Башмачок  пришелся  ей  впору.
И  через  несколько дней  принц и Золушка  сыграли  веселую  свадьбу. Они жили долго и счастливо.








Звучит музыка. Танец на балу.





Звучит музыка. Бой часов.








1. А теперь, сказала Золушке фея, ступай в сад.

2. Добрая фея превратила мышей в шестерых слуг.
3. Взмах волшебной палочки и старое, испачканное золой платье, превратилось в роскошный бальный наряд.




Развиваем умения:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
ТОУУ
– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;


Познавательные УУД:
Формируем умение самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Регулятивные УУД:
1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ВЫВОД: Дети находят в тексте и выписывают слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, обозначают орфограмму.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


7.Рефлексия деятельности
(итог урока)


Усвоение учащимися способов действия.
Вот и закончилось путешествие по сказке. Без вашей помощи Золушке нелегко было бы справиться со всеми заданиями.
-Что  сегодня  мы  вспомнили  и  закрепили на  уроке?
Вам понравилось помогать Золушке?
Оцените свою работу на полях тетради меткой.
В сказках все бывает, в сказках – чудеса:
Спящая царевна, девица – краса,
Золушки и принцы, ведьмы, короли;
Чудо совершится, если веришь ты.
Золушка принцессой стала неспроста,
Туфелька хрустальная счастье принесла,
Потому что миром правит доброта,
Людям помогает светлая мечта.








Личностные УУД: Формируем умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Регулятивные УУД:
1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ВЫВОД: Проверка глубины понимания учащимися изученного материала.



















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315