Технологическая карта урока русского языка «Парные согласные звуки в конце слова». Система Л. В. Занкова.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1.Ф.И.О. учителя : Петрова Татьяна Николаевна
2.Класс: 1а Дата: 17.04.2014. Предмет: Русский языкТип урока : урок «открытия» нового знания
3. Тема : «Парные согласные звуки в конце слова». Система Л. В. Занкова.
Цель урока
ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
Задачи урока Образовательные: познакомить со словами,которые нужно проверять перед записью
Развивающие: развивать умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки
Воспитательные: воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и умение сотрудничать
Планируемые образовательные результаты Предметные: сформировать умение писать парные звонкие и глухие согласные в конце слова
Метапредметные:
познавательные – сформулировать правило на основе выделения существенных признаков;
проводить сравнение, классификацию, выбирая верное решение;
составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные – слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте ;регулятивные – определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
выполнять задание по алгоритму;
делать самооценку деятельности на уроке
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам
понимает причины успеха в учебной деятельности
Оснащение/ресурсы урока
Учебник А.В.Полякова. Русский язык с.77-78.
Наглядный материал, листы с заданием для парной работы «Вставь букву», индивидуальные рабочие листы с заданием для учащихся.
ЭОР, компьютер, мультимедийный проектор
Организационная структура урока
Этапы урока
Цель Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Этап мотивации (самоопределения к деятельности)
1-2 мин Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности Слайд 1.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и писать.
- Давайте улыбнемся друг другу, поделимся своей радостью с окружающими.
Начинаем наш урок. (Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок) КУУД.: Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок, осуществляют самоорганизацию
Этап актуализации и пробного учебного действия
5-7 мин Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания
Чистописание
Слайд 2.
-Ребята посмотрите на эту чудесную поляну. На ней отдыхают буквы. Какие ? Кто догадался?
Слайд ы 3-5
Что вы можете об этих буквах?
Как они различаются
Назовите звонкие звуки, -глухие
Слайды 6-7.
-Давайте запишем в тетрадь эти буквы: девочки -звонкие, а мальчики – глухие:
б в г д з ж
п ф к т с ш
-Согласные буквы
- По звонкости и глухости.
(Ответы детей)
(Записывают в тетради) РУУД: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
ПУУД: понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
Этап выявления места и причины затруднения
3-4 мин.
Осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений - Я загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать
Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный.
/ Арбу…/
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук,
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук
/ Гвоз…ь/
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
/ Гри…/
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
/ Поез../Зимой в поле лежал,
А весной в реку убежал.
/ Сне../
Слайд 8.
(Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег.)
- Молодцы!
/Ситуация затруднения/
-Чем эти слова похожи?
Какие звуки на конце мы услышали, а кто догадается, какие буквы мы напишем
- Сможете объяснить, почему именно эту букву вставили в слово?
-Прослушав стихотворение, вы определите тему урока
В нашем русском языке

Ходят пары "налегке".
Часто "хитрые подружки"
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
– Сформулируйте тему
-Чему будем учиться на уроке?
-Арбуз
-Гвоздь
-Гриб
-Поезд
-Снег
-На конце парный согласный звук
-Глухие.
(Варианты ответов )-Писать слова с парными согласными на конце слова.
ПУУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение
Уметь оформлять мысли в устной и письменной
Физкультминутка -Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя
А над морем – мы с тобою! (взмахи руками)
Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (движение руками, выполняемые при плавании) 
Под музыку выполняют физкульминуткуЭтап построения проекта выхода из затруднения 4-6 мин Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации Работа в учебнике с.77 упр1. . Слайд 4. 5.
1)-Посмотрите внимательно на слова, что заметили?-Сравним произношение согласных звуков и букв.
-Как произносятся согласные на конце?
Можно ли им доверять?
-Проверим, совпали ли наши выводы. Откройте учебник на странице 78.
- Давайте определим, какие шаги нам нужно выполнить, чтобы не допустить ошибки в данных словах.
Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова
- Что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лёд- на льды-
Будешь грамотным и ты. -Согласные на конце слов произносятся глухо.
(Ответы детей)
(Называют алгоритмы проверки слов под руководством учителя)
-Правило написания слова. КУУД:Принимают участие в работе парами и группами; используют в общении правила вежливости; адекватно реагируют на обращение учителя; принимает другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, договаривают-ся, приходят к общему решению; строят понятные для партнёра высказывания.
Высказывают своё мнение, учитывают другие мнения.
ПУУД:Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи
5-8 мин.
Построение учащимися нового знания и формирование умений его применять -Давайте проверим. Поиграем в игру. Я кидаю мяч, говорю слово. Вы ловите мяч, говорите проверочное слово и какой звук на конце.(плуг, мороз, нос, флаг, стог , лимонад, шоколад, год, столб, глаз, голос, флаг, гриб, рукав, шкаф) (Игра в мяч) КУУД: Умение слушать и понимать речь других
ЛУУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе игры
Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи
4-5 мин.
Усвоение учащимися нового способа действия.
Слайд 10.
Работа с предложением
Начался сильный дож…ь . Вставить букву
- В слове дождь надо писать на конце парную согласную /д/, потому что…
-Спишите предложение. Строят свои суждения: Находят «опасное» место,комментируют . ученик вписывает буквы на ИД
(Дети списывают)
КУУД:Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме
РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 3-5 мин. Применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели учебного действия Работа с деформированными пословицами
Слайд 11-12.
Где снег, там и след.
Был бы пирог, будет и едок.
Кто ленив, тот и сонлив (Работа ведется в парах, дети объясняют друг другу, какая буква пишется на конце слова.) ПУУД: понимать информацию, представленную в виде деформированного текста
Этап включения в систему знаний и повторения.
5-8 мин
Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
-Сейчас я снова вам раздам слова-отгадки, с которых мы начали урок, и вы еще раз попробуете вставить пропущенные парные согласные буквы.
Запишем слова в тетрадь и подчеркните букву, обозначающую парный звук.
Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег
Слайд 13-14.
-Теперь вы сможете объяснить, почему именно эти буквы вы вставили в слова? (Работа на карточках)
Взаимопроверка
Сравнивают с записями на ИД
-Да, потому что теперь мы знаем правила написания парных согласных на конце слов ПУУД: : анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи построения
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 2-3 мин.
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия Какая была цель урока?
-Достигли мы ее?
-Оцените свою работу на уроке.
Дерево настроения:- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву :
красное яблочко;
если не очень - жёлтое яблочко;
плохо – зелёное яблочко.
Спасибо всем за урок!  Урок окончен.
Научиться различать звонкие и глухие парные согласные звуки, правильно обозначать их буквами на письме, подбирать проверочные слова.
-Мы узнали правило, а работа показала, что мы научились его применять
(Делают самооценку)
ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности
ПУУД: рефлексия спососбов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности
КУУД: формулирование и аргументация своего мнения