Конспект урока музыки 4 класс Между музыкой моего народа и музыкой мира нет непереходимых границ

«МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ»

Задачи урока:
1) Познакомить детей с биографией и творчеством американского композитора Джорджа Гершвина. Закрепить знания детей о музыке норвежского композитора Эдварде Григе.
2) Закреплять навыки правильного пения, закрепить музыкальные понятия: «джаз», «синкопа», «дуэт», «сопрано», при помощи кроссворда в конце урока.
Добиваться от детей правильных ответов и поддержания беседы во время урока.
Поощрять правильные высказывания о музыке.
3) Воспитывать уважение к музыкальной культуре других народов мира и чувство патриотизма к Родине.

Музыкальный репертуар: «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Э.Грига, «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»
Дж. Гершвина, «Лови ритм», «Хлопай в ладоши» Дж, Гершвина. «Наследники России» Е.Гомоновой.

Оборудование к уроку: Портреты композиторов: Э.Грига, Дж. Гершвина, П.И. Чайковского. Глобус, иллюстрации голубей, кроссворд на доске.
ХОД УРОКА:
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ПРИВЕТСТВИЕ: - Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!

БЕСЕДА: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. У меня в руках модель Земли, как она называется?
- Глобус.
Совершить путешествие нам поможет голубь, ведь голубь – это символ мира, веры и спокойствия. Перед вами изображение голубки французского художника Пикассо. Голубей часто изображали и на почтовых марках. Позднее голубка появится и на руках у Юрия Гагарина. Вы знаете, кто такой Юрий Гагарин? - Это первый на Земле космонавт.
Сегодня о голубях нам расскажет Денис Лапин.

СООБЩЕНИЕ: Голубь – это символ мира, веры и спокойствия. Перед вами изображение голубки французского художника Пикассо. Голубей часто изображали и на почтовых марках. Им многие поэты и композиторы посвящали свои стихи и песни.

В каком бы краю вы, ребята, не жили,
Вас голуби крепкою дружбой сдружили.
Как вестники мира пускай пролетают
Над каждой страной голубиные стаи.
Первая голубиная выставка в России была организованна в 1877г. Почтовый голубь стоил не меньше чистокровного арабского скакуна. По данным археологов голубь был известен ещё 5000лет назад. Тогда его использовали для связи, голубиное мясо употребляли в пищу.
Во время Великой Отечественной Войны голубей тренировали и они доставляли с фронта сведения.



Сегодня Голубь Мира будет нашим проводником в мир музыки. И так, наше путешествие начинается. Закроем глаза и представим, как свободно и широко машет своими крыльями Голубь Мира
«УТРО» Э.ГРИГ Дети, как вы думаете, в какую страну перенёс нас Голубь Мира?
- В Норвегию.
А как вы догадались, какое муз. произведение прозвучало?
- Нам помогла музыка. Прозвучал фрагмент «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» норвежского композитора Э.Грига.
Давайте посмотрим, где на глобусе находится Норвегия (показ)
Об Эдварде Григе нам расскажет Дима Завьялов.

СООБЩЕНИЕ: Эдвард Григ – норвежский композитор. Музыкой начал заниматься с 6лет. К 12годам свободно владел ф-но. Начал пробовать сочинять, но его композиторские опыты не встретили сочувствия среди окружающих. Школьный учитель, которому Григ показал своё сочинение высмеял его и разорвал ноты, сказав, что нечего заниматься такими пустяками Прошло время, и вот Григ на экзамене в консерватории г.Лейпцинга исполняет собственные сочинения. Так началась композиторская де-ть великого норвежского композитора.
Григ сказал: «Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей Родины, из этого клада, являющегося, непочатым источником норвежского духа, я пытался создать национальное искусство»

Э.Григ очень любил свою Родину, особенно природу. Его произведения напоминают нам картины природы. Давайте вспомним, как он воспел заход солнца в своём романсе. А что такое романс?
- Романс- лирическое произведение, песня, в исполнении голоса и инструмента, симфонического оркестра.

«ЗАХОД СОЛНЦА» Давайте все вместе исполним этот замечательный романс. (Исполнение романса детьми)
Э.ГРИГ
Затихает последний звук фортепиано, природа погружается в свой сон, а Голубь Мира несёт нас в далёкую-далёкую страну и уже слышны звуки прекрасной музыки

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ Как вы думаете, в какую страну нас перенёс Голубь Мира?
КЛАРЫ» из оперы - В Америку (Показ на глобусе).
«Порги и Бесс» Дж. Какое произведение прозвучало, кто его написал? А кто исполнял это произведение?
Гершвин. – Колыбельная прозвучала в исполнении голоса «сопрано» и симфонического оркестра.
А что необычного в звучании этой колыбельной? - Она исполняется в стиле «Джаза», слышны «синкопы»
Да, дети! Джордж Гершвин первым из всех музыкантов использовал приём «симфо-джаза». Он заставил играть симфонический оркестр в стиле «джаз». До этого джаз звучал лишь в исполнении духовых ансамблей или соло на саксофоне.
В наши дни эту колыбельную знают и любят во всём мире. Послушайте, как в наши дни исполняют эту музыку. Скажите, что изменилось в исполнении? (Слушание)
- Исполняет дуэт певцов мужской и женский голос, к звучанию симфонического оркестра прибавилось звучание саксофона.
Вот так по разному может звучать музыка Джорджа Гершвина, её можно слушать до бесконечности! А сейчас мы поближе познакомимся с биографией и творчеством Джорджа Гершвина.

















ДЖОРДЖ ГЕРШВИН.
(1898-1937)
Дж.Гершвин родился 26/09/1898 г. в Нью-Йорке. Уже в 12лет он самостоятельно стал учится игре на ф-но, и сам начал сочинять музыку. Он не ходил в музыкальную школу, но настолько был гением, что его музыка была признанна чуть ли не самой лучшей музыкой Америки 20 века.
Дж. Гершвин первым вывел на большую сцену негритянский фольклор. Он стал любимым композитором среди джазменов. С его именем связана одна из наиболее интересных глав истории США.
Большое место в быту американских посёлков и сёл занимали духовые оркестры и Гершвин любил с детства слушать их выступления. Он начал сочинять музыку сам. Имея изысканный вкус и приятную муз. гармонию его произведения, особенно песни, полюбились простому народу и стали шлягерами.
Некоторые шутили, что Джордж Гершвин родился под знаком «саксофона», ведь он был одним из первых музыкантов, понявших, какие богатства заключены в афро-американской музыке негров
Джордж Гершвин навсегда останется молодым в сердцах людей, он прожил короткую жизнь и скончался в 39лет на пике своей славы, а опера «Порги и Бэсс» стала жемчужиной его творчества.


БЕСЕДА: Дети, давайте проведём небольшое сравнение: перед нами портреты трёх известных композиторов: Э.Грига, Дж.Гершвина и П.И.Чайковского, что же их объединяет?
Э.Григ в своём творчестве обращался к фольклору Норвегии, Дж.Гершвин к афро-американскому фольклору, П.И.Чайковский к русскому; можем ли мы сказать, что эти композиторы взяли начало своего творчества в корнях своей любимой страны?
- Да.
А как мы назовём человека, который очень любит свою Родину, готов за неё жизнь положить?
-Патриот.
Вот такими патриотами и были эти три композитора – каждый из них любил свою Родину. Сейчас мы вами чуть-чуть отдохнём и исполним песню Дж.Гершвина «Хлопай в ладоши».
«ХЛОПАЙ В
ЛАДОШИ» Дж. ИСПОЛНЕНИЕ.
Гершвин.

«ОСТРЫЙ РИТМ» Давайте ещё раз насладимся звучанием джазовой музыки Дж.Гершвина.
Дж.Гершвин. СЛУШАНИЕ (Рассматривание иллюстраций джазового ансамбля)

Поднимите руку, кому понравилось на уроке слушать музыку в стиле «джаз». Похожа ли она на нашу русскую музыку?
-Нет.
Чем отличается?
-
ГОЛУБЬ МИРА переносит нас обратно в Россию (показ на глобусе) Мы с вами должны с уважением относится к музыке других народов, но мы должны любить и почитать культуру нашей страны России. Будем беречь и уважать свою страну, своё наследие – историю своей Родины России и станем частью этого наследия. Давайте для наших гостей исполним песню «Наследники России» Е.Гомоновой.
«НАСЛЕДНИКИ
РОССИИ» Е.Гомонова ИСПОЛНЕНИЕ.
И в конце нашего урока мы отгадаем с вами музыкальный кроссворд.
КРОССВОРД:
Направление музыки, часто встречающееся в музыкальных произведениях американских композиторов.
Фамилия знаменитого американского композитора.
Два певца, исполняющие песню.
Как называется неровность в музыкальном ритме?
Духовой инструмент – солист джазового коллектива.
Высокий женский голос.
















Что вам понравилось сегодня на уроке? (Оцениваю детей) На этом наш урок закончен. До свидания! (Пропеваем)