Разработка урока по окружающему миру Лес и его обитатели


Тема урока: Лес и его обитатели.
Задачи урока: дать общее понятие о лесе, его обитателях, растительном мире; продолжать учить правильно излагать свои мысли, красочно описывать иллюстрации, используя эпитеты и словесные обороты; воспитывать в детях любовь к природе и её обитателям.
Планируемые результаты: запомнить обитателей и растительный мир леса.
Оборудование: иллюстрации животных, растений, деревьев, кустарников, (прим. в конспекте урока иллюстрация картины И. Шишкина "Утро в сосновом бору").Ход урокаI. Организационный момент.
Учитель здоровается с детьми, проверяет готовность к уроку.
II. Активизация знаний.
Закрепить знания ранее изученного материала. Проверить домашнее задание.III. Сообщение темы урока
Хочу пригласить вас сегодня в лес,В добрый лес, могучий лес,Полный сказок и чудес.Если внимательны будете, дети,Тайны чудные откроете эти.III. Изучение нового материала.Лесную зону можно разделит на три части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. В тайге произрастают ели, сосны и пихты. Смешанный лес отличается наличием берёз, елей, сосен, лип и других деревьев. А в широколиственном сосну не встретить, так как там находятся лиственные деревья: дуб, клён, липа, вяз, ясень, осина, бук.
(Картина И. Шишкина "Лесная глушь", 1872 г.)
На доске висит иллюстрация леса. Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину и ответить на вопрос. С чем можно сравнить лес? (с лесенкой, со спускающими ступеньками вниз)
Давайте попробуем выделить каждую ступень и определить её особенность. Первый уровень – это деревья, многолетние растения, у которых один крупный твёрдый стебель, такие как: ель, сосна, берёза, осины и др.
Ко второму уровню относят кустарники – растения с двумя и более одеревеневшими стеблями, произрастающие от общего корня. К этому уровню можно отнести малину, смородину, ежевику, калину, рябину, лещину, шиповник и т. д.Ну и мягкие зелёные стебли однолетних растений – травы, третий уровень. Подснежник, первоцвет, ландыш, земляника, мхи и много других лекарственных растений.
Для удобства, учёные называют эти уровни – ярусами, располагаются в порядке уменьшения (учитель может нарисовать схему на доске, это позволит детям визуально запомнить материал).

Каких животных можно встретить в лесу?
(медведи, волки, лисы, белки, зайцы, барсуки) 
Какие птицы обитают в лесу?
(дятел, синица, дрозд, поползень, пеночка, сова)
Какие насекомые?
(кузнечики, бабочки, божьи коровки, светлячки, пауки) 
Какие грибы собирают в лесу?
(сыроежки, подосиновики, подберёзовики, грузди, маслята, рыжики, опята) 
Какие лесные ягоды вы знаете?
(земляника, голубика, тёрн)

Объясните фразу «Лес – это жилой дом для живых организмов?» Всё в лесу взаимосвязано. Растения служат животным в качестве пищи и защиты. В ответ звери и птицы распространяют растения. Составление цепи питания. Работа в паре.
IV. ФизминуткаУчитель читает вслух стихотворение и показывает соответствующие движения, которые учащиеся повторяют.
Руки подняли и покачали –Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули –Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем –Это к нам птицы летят.Как они тихо садятся, покажем –Крылья сложили назад.
Далее детям предлагается расшифровать слова:
буд – дуб
келаб - белка
оркт - крот
ребазё - берёза
Учитель читает стихотворение.
Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Всё это называется природа,Давайте же всегда её беречь!
Ребята, приходя в гости к лесу мы всегда должны соблюдать правила поведения, сохраняя её первоначальную красоту. Давайте их назовём:
Не разводить огонь, он может привести к пожару;
Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
Не обижать животных и насекомых; 
Не шуметь; 
Не мусорить;
Не ломать кусты и деревья;
Не ломать ядовитые грибы.
V. Закрепление изученного материала.
Для закрепления предлагается разгадать кроссворд из загадок.
Что за дерево стоит -Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос.Я кормлю свиней и белок-Ничего, что плод мой мелок (дуб)
Её всегда в лесу найдёшь -Пойдём гулять и встретим:Стоит колючая, как ёж,Зимою в платье летнем (ель)
Дышит, растёт,А ходить не может (растение)
Богатырь стоит богат,Угощает всех ребят.Ваню - земляникой,Таню - костяникой,Машеньку - орешком,Петю - сыроежкой,Катеньку - малинкой,Васю – хворостинкой (лес)Сидит на палочкеВ красной рубашечке,Брюшко сыто -Камнями набито (шиповник)
Шевелились у цветкаВсе четыре лепестка.Я сорвать его хотел -Он вспорхнул и улетел (бабочка)
Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубеОрешки я грызу (белка)
Будто снежный шар бела,По весне она цвела,Нежный запах источала.А когда пора настала,Разом сделалась онаВся от ягоды черна (черёмуха)
Уши длинные, несмелый.То он серый, то он белый.То бежит, а то уж скачет,Куцый хвост от волка прячет (заяц)
VI. Подведение итогов урока.
Спросить у учащихся понравился ли им урок? Выставить оценки в журнал и дневники.
VII. Домашнее задание..Нарисовать рисунок акварелью, на тему «Краски сказочного леса»