Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Лес и его обитатели»


Урок окружающего мира в 3 классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________ Лес и его обитатели _______________________
(Тема урока)
ФИО (полностью) Воличенко Светлана Юрьевна
Место работы МБОУ « СОШ №17»
г.Новомосковска Тульской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет Окружающий мир
Класс 3-Г
Тема и номер урока в теме Природные соообщества №1
Базовый учебник Г.В. Трафимова,С. А. Трафимова,О. Н. Фёдорова
« Наш мир»2ч. 3 класс
Цели урока:
познавательные УУД:
- начать знакомство с лесом как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о лесе;
- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- использовать словарь учебника;
личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе;
регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
- учить оценивать себя и своих товарищей;
коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;
- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Задачи :
- обучающие: создать условия для обобщения знаний о слове, об ударении, о роли ударения в различении смысла слов и правильном написании слов с безударной гласной в корне; обогащение словарного запаса.
- развивающие: содействовать творческой самостоятельности обучающихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие речи и внимания, способность к самоконтролю;
- воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства товарищества, культуры общения, прилежания, умения работать в паре, взаимопомощи.
Тип урока : Изучение нового материала, закрепление
Формы работы учащихся: фронтальная , индивидуальная , групповая
Необходимое оборудование:
презентация, учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ, карта растительности Тульской области
Технологическая карта изучения темы
Тема Природное сообщество Лес и его обитатели
Цели
Образовательные:
способствовать самостоятельному добыванию знаний и применению их в практической деятельности;
познакомить с понятием «лесные сообщества», «лесные цепочки»;
Образовательные:
Закреплять умение выделять объкты, устанавливать взаимосвязи; развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Планируемый результат Предметные: Понимать, алгоритм составления лесных сообществ и лесных цепочек. Знать способ правила поведения в лесу Уметь находит ошибки у других,исправлять их
Предметные: Понимать алгоритм составления лесных цепочек Уметь устанавливать и объяснять взаимосвязь в лесных сообществах.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Ле,лесное сообщество,лесные цепочки Лесные цепочки,алгоритм составления лесных цепочек
Межпредметные связи Краеведение.литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные -Г.В. Трафимова,С. А. Трафимова,О. Н. Фёдорова
« Наш мир»2ч. 3 класс
- Г.В. Трафимова,С. А. Трафимова,О. Н. Фёдорова «Наш мир в опросах и заданиях» Тетрадь для самостоятельной работы №2
- презентация к уроку
- алгоритм самооценки
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа,групповая, в парах
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационный момент, определение темы урока Организует начало занятия, слушает музыку,задаёт вопрос Слушаети музыку, определяет тему урока 5 мин.
2 Работа над новым материалом.

Направляет на организацию наблюдения за лесными обитателями Смотрит картинки
Называет лесных обитателей 8 мин.
ЭОР - 3 мин.
3 Физкультми-нутка для охраны зрения.
Организует физкультминутку. Выполняет физические упражнения. 2 мин.
4 Актуализация знаний.Проектная работа в группах

Организует наблюдение за лесными цепочками.
Создаёт проблемную ситуацию, организует работу, направленную на осмысление и усвоение нового знания, выявление пробелов первичного усвоения материала. Решает проблемную ситуацию, вспоминает ранее изученное.
Обнаруживает пробелы в первичном понимании, осмысливает их коллективно. 8 мин.
ЭОР - 2 мин.
5 Физкультминутка.
Организует физкультминутку.
Выполняет физические упражнения. 2 мин.
6 Закрепление изученного. Предлагает детям задание:Дидактическая игра «Правила поведения в лесу» Наблюдает за ответом, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят.
Работа в парах(работают в тетрадях)
Восстанавливает
лесные цепочки,дополняет ответы ребят,придумывает правила поведения в лесу,отвечает на вопросы,доказывает важность правил 8 мин.
ЭОР -
3 мин.
8 Итог урока.
Знакомит с произведениями о лесе.Задает обобщающие вопросы. Помогает сделать вывод. Слушают стихи о лесе,делятся впечатлениями,вспоминают другие произведения о лесе.Делает основные выводы по теме. 3 мин.
9 Домашнее задание. Объясняет выполнение домашней работы. Записывает задания. 2 мин.

I. Организационный момент.
Ребята вы готовы к уроку?На вас надеюсь я друзья!Мы хороший дружный класс,Всё получится у нас!
– Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)
– Учитель:
Много на нашей земле разных чудес:И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько же всего услышишь и увидишь!Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршитСколько же здесь всяких тайн!«Лес его обитатели» (слайд 1)
Учитель:
Мы сегодня входим в лес,Полон сказок и чудесКто в лесу таиться?Что за зверь? какая птица?Всё узнаем без утайки!Разгадаем леса тайны! (слайд 2)
– Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!
II. Актуализация знаний
Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.
Физкультминутка для глаз
(слайд 19)
III. Работа над новым материалом
Переходим к следующему этапу игры. Он называется (слайд 20) – лесные цепочки.
Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка. (слайд 21) (приложение 1)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
В живой природе всё устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки.
Посмотрим, как они устроены.
Вот, например, как выглядит экологическая цепочка нашего леса. Деревья, травы и кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зелёных листочков - травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят то, что сделали растения. Кто же листочков- то зелёных не любит? Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники- волки, лисы, рыси. Чуть замешкался заяц - и пиши, пропало!. Но ведь и волк, и лиса, и рысь поживут своё и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят, их тела под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям. А растения опять займутся переработкой минеральных веществ, превращая их в свои клетки. Вот это и есть экологическая цепочка, в которой каждое животное или растение как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.
IV. Проектная работа в группах «Лесное сообщество»
1, 2, 3 группыПеред вами листы (конверты с картинками)наклейте их на листы и составьте цепочку
Учащиеся в течение 10 минут работаю над составлением экологической цепочки. Далее представитель группы защищает проект, а остальные ребята оценивают.
После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом
V. Физкультминутка
Учитель: Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимаете руки, если деревья и кустарники – поворачиваете головой по сторонам, если грибы – приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!
(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) – МОЛОДЦЫ!
VI. Что дает нам лес?
Учитель: Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов – ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.
(просмотр презентации ЧТО даёт нам лес?) (cлайды 22-30)
Учитель: Возьми-ка скорей карандаш и тетрадь – тоже сделанные из дерева! – и запиши всё, чем тебя одаривал лес.
VII. Работа в рабочих тетрадях
VIII. Составление правил поведения в лесу
Ситуации.
Ребята отдыхали в лесу. Кто-то заметил «ТИХО» , очень даже птицы, не поют. Скучно. Давайте включим музыку.
Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который остался у них после отдыха
На земле валялась бумага, мятые пакеты. Всё это сожгли на костре.
Учитель:
– Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.
– Так ли это?
– Кто может уничтожить лес?
– Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).
– Какие вы знаете правила? (Чтение правил, слайды 31-36)
VIII. Подведение итогов
Много разных авторов писали о природе.
Чтение стихотворений о временах года (приложение 2) (слайды 37-40)
Стихи!
Зима - Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит
Весна - Хорошо в лесу в апреле!
Хорошо в лесу весной!
Птицы первые запели,
Пахнет палою листвой.
На полянке, у тропинки,
Пробираются травинки
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит!
Лето-
В лес июльский загляни-ка!
Поспевает земляника
Каждая полянка
Скатерть самобранка
Попадаются в июле
Очень вкусные находки
Это знают все кастрюли
Банки, миски, сковородки
Человек, ты царь природы
О тебе веду я речь
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь?
Помоги траве родиться
Белкам жить, а рекам течь
Ты на свете самый главный
Значит должен всех беречь!
Выводы:
– Что запомнили?
– Что узнали нового?
– Что было самым интересным?
Песня «Мир не прост» (приложение 3) (слайды под музыку 41-50)
Песня «Мир не прост».
Мир не прост, совсем не прост,
Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз
В нём есть деревья, и есть цветы
Есть ещё я, есть я и ты.
Совы в нём есть, есть соловей
Есть в нём и бабочка, и муравей,
И есть медведи, и есть кроты
А ещё есть, есть я и ты.
Припев
Всё, что в этом мире живёт
Всё, что дышит, любит, поёт,
Всё, что мы природой зовём
Пусть живёт, пусть живёт в сердце твоём!