РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса УМК Начальная школа XXI века

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Гая Оренбургской области


«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор школы Зам. Директора по УВР Руководитель МО
Алтухов А. Н. / / _Хвостова Р. В. /_________/ Николаева Т. Ю./ /
Приказ № _____ от Протокол № __ от
«_____»________201__г. «_____»________201__г. «_____»________201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В 4 КЛАССЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Учитель: Савочкина Т. В.
Образование: высшее, ОГПИ им. Т. Г. Шевченко г. Орска
по специальности «Педагогика и методика начального образования»,
квалификация – учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая
Стаж педагогической деятельности: 22 года.
Недельная нагрузка: 2ч.


2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

1. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с.).
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
В календарно-тематическое планирование включены разделы: «Работа с одаренными детьми», «Подготовка к ГИА, ЕГЭ», «Применяемые ИКТ, ЗСТ и другие». В раздел «Работа с одаренными детьми» включены задания повышенной трудности из учебника и рабочей тетради.
Данная программа разработана на основе обязательного содержания начального общего образования по образовательной области «Естествознание» и полностью соответствует государственной программе утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

2. Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.

3. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.

Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

4. Цели и задачи программы.

Стандарт начального общего образования по окружающему миру

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в
природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Воспитывать любовь к своему городу, к своей Родине.

На 4 класс ставятся следующие основные цели:
Формирование первоначального представления о Земле, об условиях развития живой природы и особенностях жизнедеятельности различных организмов.
Развитие умственных способностей школьников через систему разнообразных познавательных и обучающих заданий.
Возможность осознанности через исторические события, как изменялся человек, его трудовая деятельность, быт, культура, отношение к окружающему.
Задачи курса:
Установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни.
Обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира.
Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.


5. Принципы, лежащие в основе построения программы.
Органическое сочетание обучения и воспитания.
Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей.
Практическая направленность обучения.
Выработка необходимых для этого умений.
Принципиальная особенность программы - построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное.

6. Специфика программы.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.


7. Образовательные технологии и приемы.
Курс предполагает применение в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
-ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
- значительный воспитательный потенциал;
- преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями;
- проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
- практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
-возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
- возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
- возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

8. Основные содержательные линии курса (разделы, структура).

Содержание программы
Введение (1 ч).
Человек – живое существо (организм) (30 ч).
Человек и общество, в котором он живет (37 ч).



9.Ценностные ориентиры изучения курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного
взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в
познании учащимися самого себя, своего Я.
Предмету «Окружающий мир» свойственны следующие функции.
1.Образовательная.
Формирование разнообразных представлений о природе,
человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных,
обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии
целостного восприятия окружающего мира.
2. Развивающая.
Осознание отдельных связей в природном и социальном мире.
Психическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок
научного мировоззрения. Обеспечивается формирование универсальных
интеллектуальных умений
–выделять существенные и несущественные признаки
объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль
научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в
пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция
предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей
культуры.
3. Воспитательная.
Решение задач социализации ребенка, принятие им
гуманистических норм существования
в среде обитания, воспитание эмоционально-5положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
4. Культурологическая.
Развитие общих представлений школьников о культуре
человеческого общества, о тех достижениях, которые появились
в процессе его
развития. Содержание, которое помогает реализовать эту функцию, включает
разнообразные знания об основных сторонах культуры( образование, история
книгоиздания, искусство, наука, техника), что способствует развитию культуры и
эрудиции самого
ребенка.
5. Пропедевтическая.
Подготовка младшего школьника к усвоению самых
разнообразных сведений как из естественнонаучных дисциплин (биология, физика,
химия), так и из дисциплин гуманитарных (литература, обществоведение, история) в средней школе, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.
Предмет «Окружающий мир» является ценным для всестороннего развития
младшего школьника.


10. Требования к уровню подготовки обучающихся.


знать:
- науки, изучающие организм человека; понятия - «орган», «организм», строение и функции органов человека;
- условия, необходимые для развития и жизни, профилактические меры
предупреждения заболеваний;
- вредные полезные привычки, правила безопасного поведения;
-правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;
-понятие «ориентирование», «горизонт», «стороны горизонта», «масштаб»;
-единицы измерения времени и как определяли время в разные эпохи;
-способы изображения земной поверхности, устройство и назначение компаса, условные обозначения на плане, карте;
- названия, свойства и использование полезных ископаемых, их условные обозначения, месторождения полезных ископаемых.
- названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения; природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей; меры по охране природы.
- наиболее важные события в истории России символику.
- названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения;
- природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей;
- меры по охране природы.
уметь:
- различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.
-определять стороны горизонта по компасу, по солнцу, по местным признакам;
-читать и составлять план местности;
- находить существенные отличительные признаки полезных ископаемых, выявлять взаимодействие между состоянием природы и деятельностью человека, выполнять простые опыты, пользоваться простыми таблицами, схемами, обозначать условными знаками, находить месторождения по условным знакам;
- сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека;
- показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания;
- сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека.
называть (приводить примеры):
признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа жизни;
права гражданина и ребенка в России;
основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):
год и век, арабские и римские цифры;
искусственные тела (изделия и тела природы);
полезные и вредные привычки;
эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные времена», «Родной край»;
объяснять значение понятий «человек – живой организм», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географическими и историческими картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
умения, связанные с информационной культурой: эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками.

11.Результаты освоения учебного предмета

Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов
обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого
образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность
и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в
природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни,
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира(наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют
рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшегошкольника и обеспечить формирова
ние новообразований в его психической иличностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия»,содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.
Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской,творческой), понимание специфики каждой;
под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа
И обработки информации {обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления, полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)


12. Виды и типы уроков.

Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков-экскурсий, уроков-соревнований, уроков с дидактической и ролевой игрой.
Уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы.


13.Формы организации урока.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.


14. Итоговый контроль.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области
используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные
письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой
времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами,
моделями, лабораторным оборудованием. Комплексная работа за курс начальной школы (РЭ)

15. Объем и сроки изучения.
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
4 класс 68ч (34 учебные недели).


16. Библиографический список
для обучающихся.
Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях, 2010 г. Виноградова Наталья
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях, 2012 г. Виноградова Наталья

17.Библиографический список
для учителя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г. Виноградова Н.Ф.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012 г. Виноградова Н.Ф. + CD-ROM
CD-ROM. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г. Гулуева Т.С., Исакова О.А.
Поурочные планы. Окружающий мир. 4 класс. К учебнику Виноградовой 2012 г.


18. Место курса в учебном плане










19. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Предмет относится к образовательной области «Окружающий мир».
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: в 1 классе – 66 часов, во 2, 3 и 4 классах – по 68 часов.
В результате обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень экологического образования и воспитания, решены задачи формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единства российского общества.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1–4 классов, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой по каждому классу, тетрадями тестовых заданий для 2, 3, 4 классов, методическими рекомендациями для учителя.


Печатные и другие пособия:
Для организации работы с разными источниками информации в классе имеются:
- научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.
- таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
- плакаты (природные сообщества болота, озёра, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
- географические (физическая карта полушарий, карта России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированная карта звёздного неба (по возможности);
- иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
- рельефные модели равнины, холма, оврага;
- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
- модель торса человека с внутренними органами;
- муляжи грибов, фруктов и овощей;
- макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
- разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
- предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
- живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка);
- оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными;
- оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Условные обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект для индивидуальной работы в классе
(на каждого ученика)
Ф – комплект для фронтальной работы (на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (на 5–6 учеников)
Микроскоп – Д (по возможности)
Глобус – Д (П – по возможности)
Лупа – П (Ф – по возможности)
Компас – П (Ф – по возможности)
Флюгер – Д
Барометр – Д
Бинокль – Д
Весы с набором разновесов – Д (П – по возможности)
Термометры (спиртовой, биметаллический, медицинский) для измерения температуры воздуха, воды, тела – Д, (П – спиртовые – по возможности)
Большинство уроков окружающего мира является предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся (по возможности – на каждого ученика). Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами можно использовать и природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов нужно иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки, воронки, подносы, пластиковые ножи, палочки и др.); измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик, настольная лампа или просто лампа на подставке, лупа, бинокль, термометр, компас); фильтры, магниты, детские воздушные шарики, объёмные геометрические фигуры, предметы симметричной и несимметричной форм, обладающие и не обладающие магнитными свойствами; мука, соль, сахарный песок и рафинад, подсолнечное масло, крахмал; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть; части растений (веточки, шишки, листья, плоды, можно муляжи, семена подсолнечника, пшеницы, гороха, фасоли, кукурузы, огурца и др.), муляжи грибов. Желательно иметь в классе настольные развивающие игры (географическое, биологическое лото, игры – путешествия в космос, в океан, безопасное путешествие в природу и др.). Часть таких игр можно сделать вместе с учениками, выполняя, например, проектную работу по созданию игровых пособий по различным темам.
Можно подготовить памятки, в которых описать алгоритм действий ученика при работе с текстовой, наглядной и другой информацией (энциклопедия, Интернет, диафильм, фильм), при выполнении эксперимента и т. д.
Готовится комплект наглядных пособий: таблицы, разрезные карточки для организации учебной деятельности учащихся при введении понятий, для закрепления и проверки усвоения предметных знаний и метапредметных умений.



































Содержание курса
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
В течение учебного года должно быть проведено 5 экскурсий и 5 по 20 минут и 9 по 40 минут практических работ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.
Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.
Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).
Природные сообщества родного края (2-3). Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон.
Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).
Правила поведения в природе.
Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
Родной край – малая Родина. Родной город (село), регион (область, республика, край,): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте).
Опыт практической деятельности.
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность.













ГРАФИК

прохождения практической части программы по видам работ



Тема




1.
Контрольная работа. Тема: «Органы и системы органов человека».

2.
Контрольная работа. Тема: «Органы чувств».

3.
Контрольная работа. Тема: «Человек – живое существо».

4.
Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края».

5.
Контрольная работа. Тема: «Культурные ценности».

6.
Контрольная работа. Тема: «Героические страницы нашей Родины».

7.
Комплексная работа (РЦРО)

8.
Контрольная работа. Тема: «Гражданин и государство».




Контрольных работ – 7
комплексная работа - 1







Окружающий мир
4 класс
Тематическое планирование 1 четверть

№ п/п
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата
Особые отметки



план
факт
план
факт
Подготовка к ГИА, ЕГЭ
Применяемые ИКТ, ЗСТ и др.
Работа с одаренными детьми
Домашнее задание
Характеристика деятельности учащихся

Введение (1 ч).

1
Человек – часть природы.
(Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.)
1




Зрительная гимнастика.
Р.т., №3.
Р.т., №1, 5.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.


Человек – живое существо (организм) (30 ч).

2
Человек – живой организм.
(Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.)
1




Дыхательная гимнастика.
Р.т., №7.
Учебник, с. 6-10.
Р.т., №6.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

3-4
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы.
1.Её значение в организме. Осанка. Скелет – опора человека. Мышцы «умеют» сокращаться.
2.Кости и мышцы необходимо укреплять.
2




Сигнальные метки.
Подготовить сообщение «Правила, которые помогают человеку укреплять мышцы».
Учебник, с.10-13. Р.т., №8, 10-12.
Учебник, с.13-16.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,
а, иллюстрация и др.)

5
Пищеварительная система.
(Как пища переваривается. Береги зубы с детства.)
1




Упражнения на осанку.
Р.т., №17, 20.
Учебник, с.16-19. Р.т., №14, 18.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6
Дыхательная система. (Как работает дыхательная система?
Береги дыхательную систему.)
1




Дыхательная гимнастика.
Р.т., №24.
Учебник, с.19-21. Р.т., №22-23.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

7
Кровеносная система. (Кровь и её значение.
Сердце – главный орган кровеносной системы.)
1




Зрительная гимнастика.
Р.т., с.30, 31.
Учебник, с.22-25. Р.т., №27, 28, 32.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

8
Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.
(Кожа. Строение кожи.
Как «работает» кожа. О коже нужно заботиться.)
1




Пальчиковая гимнастика.
Р.т., №36.
Р.т., №38, 39.
Учебник, с.25-27. Р.т., №35. Учебник, с.27-29.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

9
Контрольная работа. Тема: «Органы и системы органов человека»
1









10-11
Работа над ошибками. Как человек воспринимает окружающий мир.
1.Зрение. Как устроен орган зрения? Береги глаза. Если глаза устали Слух. Как устроено ухо человека? Береги слух.
2.Обоняние. Как мы чувствуем запахи? Береги обоняние.
Вкус. Сколько вкусов различает человек? Можно ли тренировать свой орган вкуса?
Осязание.)
2




Дыхательная гимнастика.
Презентация
Р.т., №43
Учебник, с.30-35.
Р.т., №40.
Учебник, с.35-39. Р.т., №47.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

12
Обобщение. Контрольная работа. Тема: «Органы чувств».
1









13
Работа над ошибками. Мир чувств.
(Эмоции. От простых эмоций к чувствам. «Учитесь властвовать собой!»)
1




Зрительная гимнастика.
Слайдшоу.
Р.т., №50, 53.
Учебник, с.40-45. Р.т., №51, 54.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

14
Обрати внимание на внимание.
1




Упражнения на осанку.
Р.т., №56.
Учебник, с.45-46. Р.т., №58.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

15
Помни о памяти.
(Зачем человеку память.
Развивай память.)
1




Дыхательная гимнастика.

Учебник, с.47-48.
Р.т., №60-61.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.


Ты и твоё здоровье.

16-17
Правила здоровой жизни.
1.Здоровье человека. Режим дня школьника. Здоровый человек – здоровый сон.
О правильном питании.
2.Как закаливать свой организм. Можно ли снять усталость?
2




Сигнальные метки.
Р.т., №50, 53.
Учебник, с.50-56.
Р.т., №63-64.
Учебник, с. 56-62.
Р.т., №67-68.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

18
Поговорим о вредных привычках.
(Курение опасно для здоровья.
Осторожно – спиртное!
Забава, которая приводит к смерти.)
1




Зрительная гимнастика.
Презентация.
Р.т., №56.
Учебник, с.63-66.
Р.т., №71.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).




2 четверть
19
Когда дом становится опасным.
(Огонь – друг и враг.
Как уберечь себя от ожогов.
Как дышать, если кругом дым.
Острые предметы – это опасно!
Как пользоваться газовой плитой.
Работаем с компьютером.)
1




Дыхательная гимнастика.
Подготовить памятку по правилам поведения дома.
Учебник, с.66-72. Р.т., №73, 74.
Оценка жизненных ситуаций и поступков.

20
Какие опасности подстерегают детей на дороге.
(Улица полна неожиданностей!
Знаете ли вы правила дорожного движения?
Сигналы регулировщика.)
1




Сигнальные метки.
Слайдшоу.
Р.т. №77.
Учебник, с. 72-75
Р.т., №76.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

21
Если случилась беда
(Помощь при травме.
Если гроза застала тебя на прогулке.
Бывают ли животные опасными?
Если тебя укусила пчела. Ядовитые грибы.
Ядовитые растения.)
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.75-83.
Учебник, с.75-83.
Р.т., № 79
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

22
Что нужно знать о болезнях.
(Грипп. Аллергия. Если болит живот. Если болит голова. Носовое кровотечение. Твоя домашняя аптечка.)
1




Дыхательная гимнастика.

Учебник,
с.83-88. Прочитать.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.


Человек – часть природы.

23
Чем человек отличается от животных.
1




Сигнальные метки.
Подготовить сообщение по теме.
Учебник, с. 90-91. Р.т., №79.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

24
Человек умеет думать и говорить.
1




Дыхательная гимнастика.
Олимпиад. задания
Учебник, с.91-93. Ответить на вопросы.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.


25
От рождения до старости.
(Счастливая пора детства.
Что необходимо для роста и развития человека.)
1




Пальчиковая гимнастика.

Учебник, с.93-98.
Р.т., №81.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

26
Почему пожилым людям нужна твоя помощь.
(Старый дед и внучек.)
1




Упражнения на осанку.
Олимпиад. задания.
Учебник, с.98-100. Прочитать.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Человек среди людей.

27
Поговорим о доброте.

1




Дыхательная гимнастика.

Учебник, с.102-105.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

28
Что такое справедливость.
(Учимся быть справедливыми.)
1




Упражнения на осанку.
Пересказ сказки.
Ученик, с.105-112.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

29-30
Умеешь ли ты общаться?
1.Учимся вести беседу.
Просто ли написать письмо?
2.Избегай общения с незнакомыми людьми.
2




Зрительная гимнастика.
Написать письмо.
Учебник, с.113-120.
Р.т. с.30-31.
Учебник, с. 120-122.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.


31
Контрольная работа. Тема: «Человек – живое существо»
1









Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

32
Гражданин должен знать свою Родину.
1




Пальчиковая гимнастика.
Р.т., №2.
Учебник, с.6.
Р.т., №3
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

3 четверть

33-36
Природные зоны России.
1.Арктика. Тундра.
2.Тайга.
3.Смешанные леса. Степь.
4.Пустыня. Влажные субтропики.
4




Дыхательная гимнастика.
Презентация.
Р.т., №9.
Р.т., №14.
Учебник, с.7-14.
Р.т., №6
Учебник, с.14-21.
Р.т., №7.
Учебник, с.21-25.
Р.т., №10, 11.
Учебник, с.25-28.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

37
Почвы России.
Почва – среда обитания растений и животных.
Какую почву называют плодородной.
Почва нуждается в охране.


1




Упражнения на осанку.
Р.т., №15.
Учебник, с.29-32.
Р.т., №16, 17.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

38
Рельеф России.
Восточно-Европейская равнина.
Западно-Сибирская равнина.
Урал – Каменный пояс.
1




Зрительная гимнастика.
Р.т., №21.
Учебник, с.32-38.
Р.т., с.18-19.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

39-40
Как возникли и строились города.
1.Как возникли и строились города.
Как выбиралось место для строительства города.
2.«Кремлёвские» города. Почему улицы называются по-разному.
2




Дыхательная гимнастика.
Р.т., №24.
Учебник, с.38-40.
Учебник, с.40-46. Р.т., №25.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

41-43
Россия и её соседи.
1.Япония – страна восходящего солнца.
2.Китай – страна природных контрастов.
Финляндия – наш северный сосед. 3.Королевство Дания.
3




Сигнальные метки.
Презентация.

Учебник, с.46-48.
Р.т., №28.
Учебник, с.49-51.
Р.т., №30.
Учебник, с.51-54.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

44
Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края»
1









Человек творец культурных ценностей.

45
Что такое культура?
1




Зрительная гимнастика.

Учебник, с.56-57.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.


46
Как возникла письменность.
Летопись – рукописная книга.
1




Упражнения на осанку.
Р.т., №33.
Учебник, с.57-61.
Р.т., №32.

Слушать и понимать речь других.

47-51
Образование – часть культуры общества.
1.О первых школах и книгах.
2.Владимир Мономах и его «Поучение». Первая «Азбука».
3.Чему и как учились при Петре I. Как развивалось образование после Петра I.
4. Первые университеты в России. Михаил Васильевич Ломоносов.
5.Школа в XIX (19) веке.
5




Дыхательная гимнастика.
Медиоурок.
Р.т., №35.
Р.т., №37.
Р.т., №40.
Р.т., №42.
Учебник, с.62-65.
Р.т., №36.
Учебник, с.65-67.
Р.т., №39.
Учебник, с.67-70.
Р.т., №41.
Учебник, с.70-73.
Учебник, с.73-75.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.


52-
Русское искусство до XVIII (18) века.

1




Сигнальные метки.
Презентация.
Р.т., №46.

Учебник, с.75-79.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.


4 четверть

53-54
Русское искусство до XVIII (18) века.
1.Русская икона.
2.Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. 3.Обрядовые праздники. Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси.
2




Сигнальные метки.
Презентация.
Р.т., №48.
Р.т., №50.
Р.т., №47.
Учебник, с.79-81.
Учебник, с.81-85.
Р.т., №49

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.


55
Искусство России XVIII (18) века.
1.Архитектура.
2.Живопись.
3.Государственный публичный театр.
1




Дыхательная гимнастика.
Олимпиад. задания.
Учебник, с.85-87.
Р.т., №53.
Учебник, с.88-90.
Учебник, с.90-92.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

56-58
Золотой век русской культуры).
1.Поэты и писатели (XIX (19) век. Николай Александрович Некрасов. Лев Николаевич Толстой. 2.Композиторы XIX (19) века.
Михаил Иванович Глинка.
Пётр Ильич Чайковский.
3.Художники XIX (19) века).
Василий Андреевич Тропинин. Илья Ефимович Репин.
Исаак Ильич Левитан.
3




Зрительная гимнастика.
Слайдшоу.
Р.т., №60.
Р.т.,№62.
Учебник, с.92-102.
Р.т., №55.
Учебник,
№58с.102-106.
Р.т., №63.
Учебник, с.106-114.
Р.т., №67, 68.


Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.









59
Искусство России XX (20) века.
1




Дыхательная гимнастика.
Р.т., №75.
Учебник, с.115-120.
Р.т., №71-73.
Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

60
Контрольная работа. Тема: «Культурные ценности»
1




Пальчиковая гимнастика.







Человек – защитник своего Отечества.

61-63
Героические страницы нашей Родины.
1.Почему люди воюют?
Как Русь боролась с половцами.
Как русские воины победили шведских захватчиков.
2.Битва на Чудском озере.
Куликовская битва.
3.Отечественная война 1812 года.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. 4.Сталинградская битва.
«Всё для – фронта, всё – для победы!».
Берлин взят!
3




Сигнальные метки.
Слайдшоу.
Р.т., №82.
Учебник, с.122-125.
Р.т., №79.
Учебник, с.125-128.
Р.т., №80.
Учебник, с.128-134.
Р.т., №84.
Учебник, с.138.
Р.т., №88.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.














64
Комплексная работа (РЦРО)










65
Контрольная работа. Тема: «Героические страницы нашей Родины»
1









Гражданин и государство.

66-67
Мы живем в Российском государстве.
1.Русский язык – государственный язык России. Права граждан России.
Обязанности граждан России.
2.Символы государства.
2




Упражнения на осанку.
Презентация.
Олимпиад. задания.
Учебник, с.140-143.
Р.т., №90.
Учебник, с.143-146.
Учебник, №91.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

68
Контрольная работа. Тема: «Гражданин и государство»
1











 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.











Рисунок 3sђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915