Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей нет непереходимых границ


Тема: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ».
Цель урока:
1.Воспитывать уважение к культуре другого народа. Помочь почувствовать и понять красоту музыки других народов нашей страны.
2.Роль композиторов в установлении связей между музыкой разных народов. В обогащении национальных музыкальных культур.
3.Углублять понимание художественного образа- поэтического, музыкального, живописного.
Музыкальный материал:
1.Э.Григ «Утро».
2.Х Кулиев «Утро в горах»
3. «Край любимый Иристон».
Ход урока:
Вход под «Утро» Э.Грига
-Под какую музыку вы вошли?
-Что звучало?
-Какой характер в этом произведении? Почему?
-Какое музыкальное свойство? Какое время дня?- Почему?
-Что вы представляете слушая эту музыку?
-Что она изображает?
-Что выражает? – Что вы слышите в музыке?
-Что хотел выразить композитор в этой музыке? (передать стремление сделать жизнь как можно лучше, красивее) –Сделать всех людей на земле свободными, счастливыми, радостными, показать как оживает природа и все вокруг.
-Какой оркестр исполняет произведение?
-Какими средствами в этом произведении раскрывается характер, как построено произведение?
-Развитие музыки? (пост.в движении)
Обратить внимание на плакат, на цвет, окраску, сольфеджирование.
-Что вы слышите в музыке?- Как передается? Чем?
-А теперь представьте в низком регистре.
Вывод:
Значит, красота передается правдива.
-Как художник использовал краски?
-Как бы графически вы изобразили?
-А почему использованы эти краски?
-Какой композитор мог написать это произведение?
-Что характерно творчеству Э.Грига? (рисует картины природы, прославляет ее красоту)- Песенность, плавность мелодии, протяжность, певучесть.
Главная мелодия- «поют» скрипки
Скрипки рисуют- появление на небе ослепительного солнца. Композитор смог выразить в музыке свою любовь к родной земле, ее красоте, передал чувства.
Повторное прослушивание на фоне стихов:
Улыбнулись сонные березки
Растрепали шелковые косы
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы…
Показ картин художников- обсуждение.
Беседа: Величественна и сурова Норвегия- страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Издавна норвежский народ населял леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами, создал множество прекрасных песн, сказок и легенд.
Самобытное искусство, быт, нравы маленькой северной страны стали известны всему миру благодаря великим художникам Норвегии, вдохновенному певцу и композитору Э.Григу. Э.Григ много путешествует, бродит по горам, вслушивается в наигрыши пастухов, любит бывать на деревенских праздниках, слушать шум прибоя, пение птиц, таинственные шорохи- они вдохновляли композитора, затем оживали в звуках его музыки, в причудливых изгибах мелодий. Его музыка задушевна, проста, искренна. В ней много света радости, в ней живет Норвегия с ее чудесной природой.
Утро- поэтическая картина пробуждающейся северной природы. Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели.(в оркестре- флейта). Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому, звучность нарастает от тихого до громкого. Мы слышим как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света- так сверкает всеми красками оркестр.
Композиторы жившие в разное время и в разных странах мира вслушивались в музыку своего народа и изучали ее так же, как мы изучаем свой родной язык. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличии от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.
Звучит «Утро в горвх» Х.Кулиева.
-Музыкальное свойство? (песенность, танцевальность)
-Кто исполняет музыку? (симфонический оркестр)
-Как происходит развитие? (постепенно)
-Какому народу принадлежит? (чувство танцевальности говорит о характере народа, эмоциональный темперамент)
-Как с помощью музыкального языка Кулиев нарисовал нам картину «Утра»?
-Динамические оттенки? (от тихого до громкого звучания постепенно, танец, кульминация)
-А какой пейзаж больше подходит к звучащей музыке?
-Значит слушая музыку осетинского композитора, почему мы ее понимаем, с помощью чего?
Вывод: Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Композиторы разных стран общаются с помощью музыкального языка.
Повторное прослушивание.
Найти различие и что их объединяет.
Язык музыки помогает нам путешествовать по всей стране. Каждый композитор, художник, поэт любит свою природу по своему, и с помощью музыкального языка старается выразить свои чувства в музыке и передать людям всех стран:
Чтоб люди оберегали природу;
Относились к младшим братьям с любовью;
Чтоб люди жили в мире и согласии.
Песня «Край мой Иристон»- разучивание.
-Композитору какого народа принадлежит это произведение?
-Определить настроение? О чем?
-Из чего состоит песня? (куплет, припев)
-Настроение одинаковое или разное?
Форма? (куплетная)
-Какие краски использованы? Подобрать пейзаж.
-Работа над вокально-хоровыми навыками.
Вывод:
Что узнали нового, с какими произведениями познакомились?
Художник с помощью красок, а композитор с помощью музыки.
Для поэта. Композитора, художника- нет природы без человека.
Еще с давних пор, складывалось народное искусство в единый музыкально- поэтический образ ,связывали народные творцы картины природы с чувствами и мыслями человека. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.